Academia-nadezhda
552 subscribers

Министерство просвещения просвещает или образовывает?

Министерство просвещения просвещает или образовывает?
Министерство просвещения просвещает или образовывает?

Статья "Министерство просвещения просвещает или образовывает?" продолжает обсуждение проблем образования на современном этапе статей канала Academia-nadezhda "Если образование - "услуга", то учитель - "при..."?" и "Почему министерство просвещения, а не образования?".

1. Про термин "Просвещение" и философию образования

Министерство, которое занимается сегодня вопросами начального, общего и среднего образования в нашей стране, называется министерством просвещения. Еще недавно этим занималось министерство, которое называлось министерством образования.

В чем же разница? Отметим сразу, что вы не найдете в Постановлении Правительства РФ, утвердившем Положение о новом министерстве слово "просвещение". В его тексте оно встречается только в наименовании самого министерства, должностей его руководящих работников и... все. А суть работы министерства, изложенная в Общих положениях, в его полномочиях и пр., по-прежнему, прописаны в терминах "образование", "обучение", что вызывает вопросы об очевидном противоречии, ведь всем с детства известно, что как корабль назовешь, так он и поплывет...

Давайте разберемся в понятиях "просвещение" и "образование". Предлагаем обратиться не к словарям, а к широкому историческому и философскому взгляду на эти понятия.

Мы с полным правом связываем понятие "просвещение" с большим историческим явлением обозначаемым как "XVIII век - век Просвещения", с развитием вместо церковного, систем светского школьного образования в эпоху нового времен, с формированием человека новой эпохи.

2. Основные проявления эпохи Просвещения

2.1. Проблемы свободы в самосознании человека эпохи Просвещения.

Век Просвещения, век торжества Разума – это век борьбы с феодальными пережитками в умах людей, за торжество будущего, самого справедливого, по мнению просветителей, общества – капиталистического. Просвещение адресуется к здравому смыслу «третьего сословия», но, в то же время, едко насмехается над пошлым, ограниченным и самодовольным буржуа.

Идеи Просвещения подчиняют личность осознанию государственности, идеологии (просвещенного абсолютизма). Именно с XVIII века началось сознательное и активное участие «большого» искусства в общественной и политической жизни. Русское дворянство начинает себя чувствовать как единое сословие, приживаются, заимствованные у Европы, Петровские реформы.

Эпоха Просвещения порождает:

  • тенденцию отказа человека от свободы. Она становится осознанной необходимостью.
  • появляется теория общественного договора,
  • человек становится гражданином.
  • в это же самое время человек уходит в себя, самоуглубляется, занимается самопознанием.
  • Появляется основа для возникновения теории естественного права. возникает теория естественного права на уровне понимания Монтескье: «Все люди рождаются голыми, то есть равными».[2]
  • Философия эпохи Просвещения делает своим предметом осмысление прав человека, их необходимость, начинается борьба за них и приводит к декларации прав человека и гражданина.
  • В этом веке начинается обсуждение вопроса о законности власти.
  • Возникает материалистическое и механистическое миропонимание, взгляд на человека как на машину – учение Ламетри.
  • В просветительской философии формируются основы отношения к человеку не как к личности, гуманистические основы которого заложила эпоха Возрождения, а как к гражданину, существу социальному, общественному.
Жак-Луи Давид. Клятва Горациев
Жак-Луи Давид. Клятва Горациев
Жак-Луи Давид. Клятва Горациев

И в этом отношении чувствуется то, что назвал Н. Бердяев «началом саморазложения гуманизма» [3]. «Главные события эпохи – политические революции, промышленный переворот, появление гражданского общества, урбанизация жизни – запечатлены для нас в галерее портретов отдельных людей и человеческих групп. Как и любая эпоха, Новое время показывает громадное разнообразие психической жизни» [4]. Эпоха, по определению В. Шкуратова, породила эмпирическое богатство Homo economicus (Человека экономического), с разнообразием психических проявлений либерального, консервативного или революционного сознания, типов буржуа, крестьянина, интеллигента, пролетария.

Казнь Людовика XVI имеет глубокое мировоззренческое содержание: рождается новый принцип государственности, который был сформулирован Сен-Жюстом во время судебного процесса над королем. Теперь источником власти может быть только народ, получивший это право в результате голосования. Альбер Камю оценивает речь Сен-Жюста на суде как воплощение идей Руссо об общественном договоре: «До сих пор Бог принимал участие в истории через королей. Но его исторического представителя убивают» [5]. Теперь источником власти становится народ или третье сословие. «Либерализм есть идеология и психология личной свободы. Новое время, как и любая другая эпоха, ставит человека перед дилеммой свободы и зависимости. Теперь ключевая для личности проблема выбора перенесена в плоскость политических прав и экономических возможностей».[6] Эти экономические возможности есть именно у третьего сословия.

2.2. Смеховая культура в эпоху Просвещения, в эпоху господства Разума
Жан Антуан Гудон. Вольтер (фрагмент)
Жан Антуан Гудон. Вольтер (фрагмент)
Жан Антуан Гудон. Вольтер (фрагмент)

Ярким представителем смеховой культуры был Вольтер. Смех стал презренным и низким, разрушающим, вместо позитивного, естественного, уравнивающего под маской смеха эпохи Возрождения. Завершается процесс формирования тех новых жанров смеховой литературы сатиры, которая станет господствовать в XIX веке. Сложились ирония, сарказм как реакция на господство разума и отрицание чувств. В эпоху Просвещения начинается литературная борьба против гротеска. Карнавальные формы превратились в художественные средства, поставленные на службу различным художественным целям.

XVIII век - это эпоха рококо, которая решает иные художественные цели. Здесь сохраняется положительный веселый тон смеха. Но все здесь становится комнатным, маленьким, облегченным. В тоже время публичная откровенность становится непристойностью, превращается в эротическую фривольность, веселая относительность – в скептицизм и безумность. На фоне хмурой серьезности морально-дидактической литературы стиль рококо эпохи Просвещения все же продолжал, пусть односторонне и крайне обеднено, традиции веселой карнавальности.

2.3. Проблемы добра и зла в самосознании Просвещения .

В эпоху Просвещения зародился литературный имморализм как соперничество литературы и религии. До-романтическая трактовка добра и зла нашла свое место в произведениях де Сада. В мире де Сада повсеместно властвует одно лишь зло, тогда как добро – благодушное покрывало иллюзий, которое писатель бескомпромиссно срывает с действительности. В сакральной мифологической картине мира абсолютное зло помещается в область «чужого» – в лесу, за морем, в стране варваров, в подземном аду. У де Сада оно располагается в нашем посюстороннем мире, не имея никакой трансцендентности. Соответственно и автору не приходится за ним далеко ходить. На его щеках не разглядеть ожогов от адского пламени, которые виделись современникам на лице Данте, когда тот спускался в ад [7].

Просветителям была свойственна обедняющая мир тенденция: реального в мире гораздо меньше, чем кажется, реальность раздута за счет пережитков, иллюзий, фантастики, мечты. «Эпоха Просвещения есть такая эпоха в жизни каждого народа, когда ограниченный и самонадеянный человеческий разум ставит себя выше тайн бытия, тайн жизни тех божественных тайн жизни, из которых исходит вся человеческая культура и жизнь всех народов земли. В эпоху Просвещения начинается постановка человеческого разума вне этих непосредственных тайн жизни и над ними. Для этих эпох характерна попытка сделать малый человеческий разум судьей над тайнами мироздания и тайнами человеческой истории. При этом человек выпадает из непосредственного пребывания в историческом. Эпоха Просвещения отрицает тайну исторического как реальность. Она его разлагает, производит над ним такие операции, что оно перестает быть историческим. XVIII век “внеисторичен”» [8]. Просвещение мечтало перевоспитать человека, сделать таким, каким они его видели, появляются трактаты о воспитании, составляется список литературы, которую нужно читать.

2.4. Человек и природа.
Антуан Ватто. Венецианский праздник
Антуан Ватто. Венецианский праздник
Антуан Ватто. Венецианский праздник

В эпоху Просвещения человек находится в центре мироздания, но антропоцентризм данной эпохи выдвигает на первый план идею Руссо естественного воспитания как возврата к природе. Поэтому, единственная книга, которая должна быть прочитана по предположению Руссо – «Робинзон Крузо» Д. Дефо. Появляется теория физиократов (королева Мария-Антуанетта доит коров и сбивает масло у себя в Трианоне).

В период утверждающегося капитализма рационализируются действия человека. Работник отделяется от дома и помещается в чуждую ему среду, отчуждается от средств производства и от результатов своего труда, он должен подавлять свои эмоции и фантазии. Введение бухгалтерского учета формирует умение мыслить конкретно, без образов. Человек становится придатком машины. Даже движения человека технизируются .

Начало Великой французской буржуазной революции как результат победы идей эпохи Просвещения (автор). Ж-Л. Давид. "Клятва в зале для игры в мяч "
Начало Великой французской буржуазной революции как результат победы идей эпохи Просвещения (автор). Ж-Л. Давид. "Клятва в зале для игры в мяч "
Начало Великой французской буржуазной революции как результат победы идей эпохи Просвещения (автор). Ж-Л. Давид. "Клятва в зале для игры в мяч "

Вывод:

Эпоха Просвещения и Просветители ставили перед собой задачу подготовки смены общественного строя в умах людей, разрушая старые феодальные порядки прежде всего в сознании человека (через просвещение людей, через новую школу, литературу, живопись и др.).
Одним из результатов эпохи Просвещения стало разрушение эволюционного хода истории при переходе от феодализма к капитализму, упрощению понимания исторического процесса, породившего не только идею его прогресса, но и возможность революционного преобразования мира. Но при этом они не объясняли как человек будет жить в новом обществе. Все это вело к нарастанию проблем человека в мире и обществе.

  1. Фуко, М. Что такое Просвещение. // Вопросы методологии. – 1995. - № 3-4. – С. 11.
  2. Камю, А. Бунтующий человек. – М.: Издательство политическая литература, 1990. – С. 208.
  3. Шкуратов, В. А. Историческая психология. /В. А. Шкуратов. /Учебное пособие. Изд. 2 - М.: Смысл, 1997. – С. 321.
  4. Вольтер. Избранные сочинения. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1997 – 848 с.
  5. См. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М.: Художественная литература, 1990. – С. 43.
  6. Сад, Д.А.Ф. де. Преступления любви (из книги) //Иностранная литература. – 1996. - № 1. – С. 112-174.
  7. Бердяев, Н. Смысл истории. – М.: Мысль, 1990. – С. 7.
  8. Монтескье, Ш. Персидские письма. /Ш. Монтескье. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1956. – 397 с.

Понравилась статья - пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь. Спасибо! С уважением, Academia-nadezhda

Еще больше интересного на сайте academia-nadezhda.com

#образование_сегодня

#проблемы_среднего_образования