Academia-nadezhda
552 subscribers

Может ли знание истории воспитать патриотов?

Может ли знание истории воспитать патриотов?
В. Васнецов. Богатыри
В. Васнецов. Богатыри
В. Васнецов. Богатыри

Как воспитывать патриотов и на каком материале показывать место России в мире в такое тяжелое с идеологических позиций для страны время? Современная переходная эпоха в России требует личностей – носителей новых идей, которые смогли бы объяснить обществу новые ценности, соответствующие XXI веку, собрать людей в новые духовные объединения, решить проблему духовного единства, мыслительных перспектив, идеологической самоидентичности, которые могли бы противостоять ментальной агрессии. На решение этих проблем должна быть направлена работа учителя, особенно, учителя истории, ведь исторический процесс — «…это процесс созидания человеком своей исторической, социальной природы . Мысленно воссоздавая прошлое, наследником которого он является, общественный индивид в действительности воспроизводит процесс собственного становления [1]».

Слова об ответственности историка, учителя истории принадлежат А. Гуревичу, великому историку-медиевисту. Мы разделяем такой подход к работе историка, особенно с подрастающим поколением, так как «…историк - единственный, кто осуществляет функцию посредника между настоящим и прошлым. Для выполнения этой роли он должен ощущать глубинные интеллектуальные потребности общества , к которому принадлежит. Он участвует в формировании исторического сознания своего общества. Это - колоссальная ответственность , и в высшей степени важно, чтобы историк ясно осознавал свою миссию медиатора между культурами. Картина прошлого, создаваемая историком, определяется тем, под каким углом зрения он его рассматривает [2]». Ведь «сама интеллектуальная деятельность — коллективное достояние человечества. Это наследие передается от поколения к поколению не каким-либо «естественным образом, а исторически, посредством механизма воспитания » [3].

Историческое сознание – это система взглядов, идей, ценностей, смыслов человеческого бытия, которые открываются и присваиваются личностью, вбирая в себя все этапы исторического пути человечества; это порождение идей на диалогической основе; порождение смыслов как поступок в концепции М. Бахтина; историческое сознание как самосознание личности, ее самодетерминация (автор)

Для организации патриотического воспитания школьников необходимо активнее использовать уроки гуманитарного цикла, особенно историю. Знание исторических событий, понимание их смысла, направленности, глубины может способствовать развитию чувства гордости своей страной. Отсутствие знаний по истории может привести к тому, что у человека не будет никаких аргументов защищать Родину, гордиться ею, отстаивать ее авторитет, станут "Навальными" или им подобными. Мы многие вопросы истории, которыми можно гордится, или умалчиваем, или пропускаем, или не усиливаем при преподавании эмоционально.

Исторические события можно излагать в сравнении с событиями того же порядка, происходящие в других странах.

На уроках истории при раскрытии темы развития демократии и формирования европейских ценностей необходимо использовать исторические факты этого долгого пути:

- создание колониальной системы европейскими странами, цель этой системы, методы покорения колоний и их удержания;
- ограбление индейцев Америки и уничтожение их культуры, последствия для Европы: революция цен и разорение ремесленников и ремесла в европейских странах, развитие капиталистических отношений;
- вопросы работорговли, цели, методы; развитие экономик стран, живущих в 18-19 вв. за счет труда рабов;
- история пиратства в европейских странах, пираты на службе властей (Ф. Дрейк и др. в Англии);
- суд инквизиции - изобретение Европы;
- можно рассказать школьникам про «опиумные войны», которые вели англичане против Китая, про подавление восстания сипаев в Индии англичанами;
- о финансовых источниках развития первых рыночных отношений в Европе в результате ограбления Византии и Константинополя.

Все эти вопросы должны быть в программах по истории, но преподаются без акцентов на современную политику европейских государств, которые, судя по их политике, продолжают нести в себе это наследие.

Рассмотрим некоторые вопросы истории, которые на которые следовало бы обращать больше внимания при работе со школьниками для сравнения исторических фактов отечественной истории и истории зарубежных стран, которые десятилетиями, а некоторые, столетиями, используются в идеологической борьбе против нашей страны.

I . Проявление «жестокости» власти на протяжении всей истории государства российского

Опричнина Ивана Грозного. Известно, что в результате жестокой политики Ивана Грозного в период опричнины (1558-1572 гг.) погибло 3 000 человек, причем поименные списки убиенных за 51 год (!) его правления были составлены в синодике для поминальной молитвы еще при его жизни. Жертвами репрессий за всё время царствия Ивана IV стало, по оценке Р. Скрынникова (главного специалиста в российской исторической науке о времени правления Ивана Грозного), проанализировавшего эти поминальные списки (синодики), около 4,5 тысяч человек.

Варфоломеевская ночь – массовое убийство гугенотов во Франции, устроенное католиками в ночь на 24 августа 1572 года, в канун дня святого Варфоломея. По различным оценкам, в Париже в этот день погибло около 2000 человек, а по всей Франции в погромах было убито около 30 тысяч гугенотов.

Почему, обвиняя в жестокости Ивана Грозного, не говорят о жестокости Екатерины Медичи, матери французского короля Карла IX, организатора этих зверств?

Эдуард Деба-Понсан. «Утро около ворот Лувра» (1880)
Эдуард Деба-Понсан. «Утро около ворот Лувра» (1880)
Эдуард Деба-Понсан. «Утро около ворот Лувра» (1880)

II . Развитие средневекового права и репрессивность государств

Средневековое право построено на репрессивных подходах, цель уголовных наказаний – запугивание. Это право не отличается бережным отношением к человеку, поэтому много статей в европейском праве имеют главным наказанием смертную казнь. Но российское право исторически имеет преимущество по сравнению с европейским, поскольку оно менее жестоко.

Русская правда (1015 г.) не имела статей предусматривавших смертную казнь.

Ярослав и "Русская правда"
Ярослав и "Русская правда"
Ярослав и "Русская правда"

В тоже время законы Европы: франкская Салическая правда (VI век), Саксонское зерцало - старейший правовой сборник Германии, составленный судьей Эйке фон Репковом в 1221-1225 годах – вводят смертную казнь.

Судебник Ивана IV (1550 г.) содержит 30 статей, предусматривающих смертную казнь,

а свод законов Священной Римской империи германской нации Каролина (1532 г.) имеет 100 таких статей!

III . Поведение армий различных стран в ходе войн в Европе

а). Как вели себя французские войска в Москве в 1812году и русские войска в Париже в 1814-1818 годах раскрывается в статье автора "Варварская Европа и просвещенная Россия... Продолжение".

б). Если сравнить деятельность двух флотоводцев – английского и российского, чья военная карьера проходила параллельно, адмирала Нельсона и Ф. Ушакова, то в моральном плане Нельсон вошел в историю как жестокий и презирающий другие народы человек. Он говорил, что ненавидит русских. Ф. Ушаков в моральном плане намного выше адмирала Нельсона.

Ф. Ушакова замалчивали в европейской истории, недооценивали в России. Он является автором новой наступательной тактики, новатором морского боя, одержал замечательные морские победы. Нельсон шел по традиции морского боя. Но главное даже не в этом. «Дурной памятник дурному человеку», – так отзывался о колонне Нельсона на Трафальгарской площади в Лондоне Герцен. Даже английские историки считают, что устроенная Нельсоном в Неаполе расправа над городом геноцидом - чёрная страница его биографии, что никакой военной или политической необходимости в столь масштабных репрессиях и погромах не было.

Может ли знание истории воспитать патриотов?

в). Тяжелая страница в разгроме нацистской Германии – бомбардировка Дрездена, осуществлённая Королевскими военно-воздушными силами Великобритании и Военно-воздушными силами США 13-15 февраля 1945 года показана в статье автора " Варварская Европа и Просвещенная Россия или "Бойня номер пять".

IV. Отношение к государству руководителей страны

Среди 18 французских королей, носивших имя Людовик, только один удостоился звания Великий, это был Людовик XIV (1638 – 1715 гг.) - «король-солнце ». Про себя он говорил: «Государство — это я».

Король Неаполя Фердинанд IV (1759-1816 гг.) смотрел на своё королевство как на собственность , а на подданных - как на рабов. Захотел - бросил на произвол судьбы перед лицом наступающего неприятеля. Захотел - вернулся снова требовать себе верности, непонятно на каком основании. Захотел - отправил всех на эшафот, чтобы только забыть свой животный ужас октября 1798 года.

Сравним поведение Фердинанда, правителя Неаполя, с поведением русских государей. Петра Великого, говорившего солдатам перед Полтавой: «А о Петре ведайте, что жизнь ему не дорога, была бы Россия жива!» Александра Первого, давшего в 1812 году клятву «не положить оружия, пока хоть один неприятельский солдат остаётся на русской земле» и сдержавшего эту клятву даже в трагические дни вынужденного оставления Москвы. Николая Первого, называвшего себя «часовым, приставленным к России» и «бедным каторжником из Зимнего дворца» и неоднократно поведением доказывавшего, что эти слова для него - не пустой звук.

 "Петр I", Валентин Серов, 1907
"Петр I", Валентин Серов, 1907
"Петр I", Валентин Серов, 1907

В данной статье перечислены лишь некоторые страницы истории, а таких примеров очень много, их надо использовать учителю и, говоря об ответственности историка, хочется обратить внимание на то, что историю своего народа необходимо глубоко знать самому учителю.

«Я попытался выделить две стороны в проблеме «ответственность историка»: его ответственность перед обществом , к которому он принадлежит, и его ответственность перед людьми прошлого , историю которых он изучает. Историк не может не быть честным по отношению к собственному времени, но это означает, что он должен быть честен перед людьми, жизнь которых он пытается «возродить» [6].

Такой подход к преподаванию истории в средней школе затрудняется тем, что непонятно по каким причинам, но в государственной системе образования на протяжении многих лет нет государственных программ преподавания по предметам.

Закономерен вопрос: а по каким программам преподают предметы? Образовательное учреждение закупает учебники, учителя по учебнику, а их, как известно, несколько по каждому предмету, составляют собственную программу и по ним учат предмету школьников. Это, якобы, дает простор творчеству учителя. Тогда возникает еще пара вопросов: а какой материал или результат чего проверяет государство в ходе итоговых и текущих аттестаций школьников, если не существует единых программ обучения по предметам, утвержденных Министерством образования РФ? Как составляются единые для всей страны вопросы к ЕГЭ по предметам, если школьников обучают предметам по разным учебникам? Пока наше Министерство, названное просвещением (нашим чиновникам надо разобраться в разнице между понятием «просвещение» и «образование»), не пропишет весь тот материал, который по заказу государства учитель должен дать школьникам, его экзамены не могут быть обоснованными по материалу.

Продолжение подобных экспериментов разрушительно.

Вывод:

Пока не будет заказа государства на воспитание патриотов (не только во внеурочной работе, а через предмет), мы будет получать Навальных, и их "легионы" будут множиться.
Уважая прошлое своего народа, не замалчивая и не искажая никаких фактов, мы можем воспитывать патриотов.

Литература:

  1. Барг М.А. Эпохи и идеи: становления историзма. [Текст] / М.А. Барг. – М.: Мысль, 1987. – 348 с. С.8.
  2. Гуревич, А. Я. История – нескончаемый спор. [Текст] /А. Я. Гуревич. – М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2005. – 889 с. С.611.
  3. Барг, М.А. Указ. соч. С.8.
  4. Бомбардировка Дрездена [Электронный ресурс] /Статья из Википедии. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Бомбардировка_Дрездена#cite_note-16
  5. Серия "Опаленные огнем войны" [Электронный ресурс] /Спасенные шедевры (часть 39). Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/users/steampunk3d/post358878837.
  6. Гуревич А.Я. Указ. соч. С. 620.

Понравилась статья: подписывайтесь на канал, комментируйте, ставьте лайки. Спасибо! С уважением, Academia-nadezhda

Еще больше интересного на сайте academia-nadezhda.com