Academia-nadezhda
853 subscribers

Монгольского ига не было? А что было? Наверно, прогулка по Руси...

490 full reads
Монгольского ига не было? А что было? Наверно, прогулка по Руси...
В.П. Верещагин. Русский князь в золотой орде
В.П. Верещагин. Русский князь в золотой орде

1. Почему мы решили назвать статью именно так

В конце 1980-х годов в период перестройки многие восприняли политику гласности как возможность проявить себя как альтернативный историк, который выступает за историческую правду. Вместо вдумчивого исследования, некоторые "альтернативщики" стали писать все наоборот: монголо-татарского ига не было, были междоусобные войны; Иван Грозный был супер жесток (даже в художественном фильме показано как из Италии для Грозного везут пыточную машину, которую изобрел Леонардо да Винчи, хотя великий Леонардо умер за 30 лет до рождения Грозного); Сталинские репрессии... ничего кроме репрессий. Одна гражданка заявила на радио, что при Сталине репрессировали 8 тысяч миллионов человек. Умный ведущий ее переспросил деликатно, она настаивала. Он не поправил ее, она же с ними (8 миллиардов на планете до сих пор нет). Чем ужаснее ложь... Сегодня все это продолжается. Столько ученых с великими именами, столько монографий, здорово было бы их опровергнуть!

Споры в истории - обычное явление, без этого история как наука была бы невозможна. Проблемы с пониманием монголо-татарского ига в нашей науке связаны с тем, что в XIX веке историки не разрабатывали вопрос монголо-татарского ига, они договорились об этом не писать, а в советский период решили не поднимать этот вопрос в связи с тем, что татары проживали в СССР. В европейских и американских учебных заведениях этот период русской истории изучается по учебнику английского историка Георгия Владимировича Вернадского "Начертание русской истории" [1].

В данной статье мы рассмотрим один только факт из истории Русского государства в период 1237-1480 гг., получивший в истории название "Монголо-татарское иго" - гибель русских князей в Орде. Подробно монголо-татарское иго рассматривается в статьях канала Academia-nadezhda:

Галерея таблиц Academia-nadezhda "Вассальные отношения Русских княжеств с Ордой"

2. Политика Великой Монгольской империи по отношению к русским князьям

Монгольские племена были объединены в начале XIII века, пришли на Русь в 1237 году. У них еще не было монгольских чиновников, только в Угличе Батый в 1238 году оставил своих чиновников, князь Владимир Константинович правил вместе с ними. Именно поэтому Великая Монгольская империя не могла включить Русское государство в свой состав. Орда, добиваясь покорности от Руси, не смогла сломать Русское государство, его политическую систему, порядки управления. Тогда они пошли другим путем: решили использовать порядки Русского государства в своих целях, поставить эти порядки себе на службу, привлекая к себе на службу тех князей, которые казались надежными, убивая тех, кто был ненадежным и сталкивая их между собой.

Кроме института княжеской власти на Руси был институт вече и земельное устройство. Вече начнет борьбу с игом, а так как эта функция для него не свойственна, то вече постепенно прекратит свое существование. А земельное устройство они полностью используют в своих целях: проводят перепись населения, обкладывают его данью, совершенствую механизм сборов.

3. Отношения русских князей с Золотой ордой - политика истребление политической элиты на Руси

Князья, сохранившие свои уделы, получали от хана ярлык на управление своими княжествами. Они должны были являться в Каракорум, ко двору великого хана монголов Гуюка или в Орду. Здесь осуществлялась политика монгольских ханов по отношению к русским князьям: лояльным давали ярлык на великое княжение, непокорных или опасных убивали, стравливали русских князей, используя их междоусобные конфликты. Приведем несколько примеров такой политики:

Галерея Academia-nadezhda "Портреты князей, погибших в Орде":

Князь Михаил Всеволодович Черниговский (1179- 20 сентября 1246 гг.) был первым русским князем, убитым в Орде. Он был вызван в Орду с рядом князей. Предание гласит, что при входе в шатер Батыя монгольские жрецы повелели ему пройти через огонь и поклониться языческим идолам, на что князь ответил: «Я могу поклониться царю вашему, ибо небо вручило ему судьбу государств земных; но христианин не служит ни огню, ни глухим идолам». Чингисхан завещал своим соплеменникам не преследовать народы по причине вероисповедания. И действительно, монголо-татары давали русской православной церкви в лице русских митрополитов Ханские ярлыки, начиная с 1283 года. Его скорее всего убили или потому что он участвовал в битве на Калке в 1223 году, или Ба­тый по­ка­за­тель­ной каз­нью хотел добиться боль­шей по­кор­но­сти со сто­ро­ны дру­гих рус­ских вас­са­лов. Во-вто­рых, хан мог быть от­ри­ца­тель­но на­стро­ен по от­но­ше­нию к Ми­ха­и­лу, или дру­гие рус­ские кня­зья ин­три­го­ва­ли про­тив него в став­ки Ба­тыя, же­лая по­лу­чить яр­лык на ве­ли­кое кня­же­ние. Причина: междоусобные конфликты и интриги русских князей.

Князь Ярослав Всеволодович Владимиро-Суздальский (1190- 30 сентября 1246 года). Князь проявил себя как выдающийся дипломат, политик и полководец. Но он не стал воевать против монголо-татар. Некоторые историки считают, что он вступил в контакт с Батыем до нашествия его на Русь. От Батыя он получил великий стол, не помогал русским князьям стоять против монголо-татар. Но во время его второй поездки в Золотую Орду в 1245 г., сообщается только в двух источниках (в Лаврентьевской летописи и у Иоанна де Плано Карпини), он либо умер на обратном пути (версия русской летописи), либо был отравлен в Каракоруме 30 сентября 1246 г. вдовой великого хана Угедея (версия Иоанна де Плано Карпини). Именно эта версия нам более известна. Причина: запугать других, сделать их покорнее, личная неприязнь.

Великий князь рязанский Роман Ольгович (1237-19 июля 1270 гг.). Князь не поддерживал жестокость баскаков при сборе дани, не помогал им, наоборот сдерживал их и заступался за свой народ. Один баскак донес хану Менгу-Темиру, что князь Роман хулит хана и поносит его веру. Нашлись люди, которые подтвердили клевету. Темир разгневался на князя и приказал ему немедленно явиться в Орду в 1270 году. Ему было предложено выбрать: либо мученическую смерть, либо татарскую веру. Князь отвечал, что он, покорный воле Божьей, повинуется ханской власти, но никто не заставит его изменить своей вере. Причина: непокорность князя.

В Орде убили:

  • Рязанского князя Василия Константиновича в 1308 году;
  • Михаила Ярославича, князя Тверского в 1318 году;
  • Дмитрия Михайловича Грозные Очи, великого князя Тверского и великого князя Владимирского в 1326 году;
  • Александра Семёновича Новосильского из-за связи с великим князем Литовским Гедимином в 1326 году;
  • Ивана Ярославича, князя Рязанского в 1327 году;
  • Федора Ивановича Стародубского, удельного князя «по думе» Ивана Калиты, который начал сильно теснить удельных князей и приносить на многих из них изветы татарскому хану, в 1330 году;
  • Александра Михайловича, князя Тверского и Владимирского, вместе с сыном Фёдором в 1336 году.

Убийство русских князей в Орде - это уничтожение элиты русского государства и русского боярства. Именно бояре были той военной силой, которая принимала первыми удар вражеского войска на поле боя. Если они не выдерживали натиск врага, дальше в обозе стояло народное ополчение. Монголо-татары, убивая князей в Орде, пытались покорить Русь. Но Русь продолжала сопротивляться.

Вывод:

Исходя из анализа исторических фактов, документов, археологических исследований, невозможно отрицать наличие такого периода в нашей истории.
Почему русские князья по первому зову ханов ездили в Каракорум, ко двору великого хана монголов (путь очень дальний) или в Орду, зная, что могу не вернуться, погибнуть? Ответ только один - зависимость Русских княжеств от монголов - то есть, иго монголо-татар.
Нельзя замалчивать исторические события, это порождает "альтернативные" истории, но нельзя и намеренно переписывать ее.

Литература:

  1. Вернадский, Г.В. Начертание русской истории. [Текст] /Г.В. Вернадский. – М.: Айрис-пресс. 2002. 350 с.
  2. Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки по русской истории. М.: Дрофа, 1996. 352 с.
  3. Сандулов Ю.А. История России: народ и власть. СПб.: Издательство "Лань", 1997. 448 с.

Понравилась статья- ставьте лайки, пишите комментарии, делитесь статьей с друзьями в социальных сетях, подписывайтесь на канал. Спасибо! С уважением, Academia-nadezhda

Больше интересного на сайте https://www.academia-nadezhda.com/

Монгольского ига не было? А что было? Наверно, прогулка по Руси...