Academia-nadezhda
552 subscribers

О национальной идее: Владимир Соловьев, Платон и другие...

О национальной идее: Владимир Соловьев, Платон и другие...
Рис. из открытых источников
Рис. из открытых источников
Рис. из открытых источников

Советское общество было идеологизированным. Идеология марксизма-ленинизма объясняла все стороны жизни человека, давала простые и понятные ответы на вопросы жизни. Общество на этом держалось, было единым и крепким, при помощи этой идеологии совершались ратные и трудовые подвиги. Но политика гласности во время перестройки в конце 1980-х годов разрушила идеологию, следом за этим процессом была разрушена и страна. Этой идеологии и этой страны больше нет. В чем проблема?

1. Миф Платона о познании и государственная идеология

Этот процесс напоминает миф Платона о познании. В его 7-м томе "Государство" он описывает наихудшие и наилучшие формы государственного правления, говоря о том, что, пока в государстве не будут править философы или не будут философствовать правители, не будет конца злу [1].

Таблица Academia-nadezhda
Таблица Academia-nadezhda
Таблица Academia-nadezhda

Именно в трактате "Государство" в связи с философами-правителями Платон говорит о "пещере". Он поясняет этой аллегорией свое учение об идеях и представляет его нам в форме диалога между Сократом и Платоновым братом Главконом. Прочитаем эту аллегорию через призму государственной идеологии или национальной идеи, о которой сегодня многие говорят и заявляют о ее необходимости в нашем обществе и ищут её.

Платон:

"...люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю её длину тянется широкий просвет. С малых лет у них там на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков", - образ несамостоятельности мысли человека, скованность по рукам и ногам чужими ответами на поставленные жизнью вопросы. И только небольшой просвет...

Платон:

"Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнём и узниками проходит верхняя дорога, ограждённая невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол".

Рис. из открытых источников
Рис. из открытых источников
Рис. из открытых источников

Такое познание очень близко к идеологии вместо мышления человека, когда ответы на вопросы формируются из теней от событий, реальности, фактов... П. Щедровицкий, многие советские и российские мыслители-гуманитарии говорили о том, что образование должно научить перестраивать собственное мышление, и если не получается найти ответ на вопрос, надо зайти с другой стороны. Умение перестраивать собственное мышление обязательно войдет в конфликт с незыблемостью государственной идеологии.

Платон:

"Когда с кого-нибудь из них снимут оковы, заставят его вдруг встать, повернуть шею, пройтись, взглянуть вверх — в сторону света, ему будет мучительно выполнять всё это, он не в силах будет смотреть при ярком сиянии на те вещи, тень от которых он видел раньше".

Именно это произошло с нашим обществом в конце 1980-1990-х годах. Политика гласности привела к раскрытию и освещению тех тем, которые замалчивались в силу идеологии. Сегодня в 20-х годах XXI века мы раскрываем документы о зверствах фашистов на временно оккупированной территории СССР, и удивляемся страшным фактам геноцида советского народа со стороны финнов, поляков, украинцев, немцев. Зачем молчали раньше? Свет ослепляет. Считаем, что политика замалчивания приводит к неверию и циничному отношению к тем вопросам, которые были идеологически скрыты. Трудно восстановить баланс в понимании многих вопросов.

Греция. Афины. Памятник Платону здания Академии наук Греции
Греция. Афины. Памятник Платону здания Академии наук Греции
Греция. Афины. Памятник Платону здания Академии наук Греции

2. Владимир Соловьев о национальной идее

Мы уже говорили о национальной идее, которая нужна обществу, в статье

В период тяжелейших испытаний периода монголо-татарского ига складывалась древнерусская народность, объединялись княжества, народ нуждался в идее, которая подняла бы его на борьбу за независимость, на объединение всех княжеств в единую силу, в понятие "народ". Таким идеологом, а точнее, моральным авторитетом стал Сергий Радонежский, сумевший вдохнуть в народ веру в возможную победу на поле Куликовом. И победа была одержана. Андрей Рублев эту идею отразил в иконе "Троица".

Таблица Academia-nadezhda
Таблица Academia-nadezhda
Таблица Academia-nadezhda

Владимир Соловьев в своей работе о русском пути [2] говорит о необходимости возвращения на русский путь как основе национальной идеи. Для того, чтобы на русский путь вернуться, надо совершить три освобождения: освободиться от монголо-татарского ига; от крепостного права; вернуться на православный путь. Он умер в 1900 году. К этому времени два первых освобождения свершились, третьего освобождения - переход к истинному православию, не произошло. Почему?

Задачу воспитания народа и формирование национальной идеи в XIX веке берет на себя русская литература, которая и занялась нравственным воспитанием народа вместо религии. Сравним героя Ф. Достоевского романа "Преступление и наказание" Ф. Раскольникова, который убивает старушку из идеи, и А. Глостер в поэме Р. Киплинга "Мэри Глостер", который "создал себя и миллионы" и считает это главным в своей жизни достижением, вспоминая об этом на смертном одре. В российских школах же будут изучаться именно эти произведения, тем самым будут воспитываться все новые поколения Базаровых.

Николай Ге, путешествуя по Англии, сталкивается с интересной организацией английских художников по продаже картин – передвижные выставки. Он переносит эти передвижные выставки на русскую почву. И получается чисто русский вариант: бесплатные выставки по просвещению народа. Буржуазность, как необходимая черта созидателя буржуазного общества, не сформируется ни к XIX, ни к концу ХХ века.

Русский народ с одинаковым основанием можно характеризовать, как народ универсального духа, более всех способный к всечеловечности, жестокий и необычайно человечный, склонный причинять страдания и до болезненности сострадательный. Страна и ее народ берет на себя миссию по освобождению народов от варварства и язычества, по созданию для этого огромной империи, которой трудно управлять, в которой чужой народ будет цениться выше своего, но ради насильственного счастья будет удерживаться штыками. В этой своей миссии страна, общество дойдет до крайности, иначе ему не поверили бы.

И в этом стремлении всеобщего счастья Русь захочет построить Царство Божие на земле. Это приведет к стойкой ненависти к богатству, к людям, им обладающим, к возникновению литературы, для которой главным героем станет разрушитель или пассивный человек, а не созидатель.

Эта противоречивость создана всей русской историей и вечным конфликтом инстинкта государственного могущества с инстинктом свободолюбия и правдолюбия народа – той святой Руси, которая берет начало в Граде Божьем. Вопреки мнению славянофилов, русский народ был народом государственным – это остается верным и для советского государства – и вместе с тем, это народ, из которого постоянно выходила вольница, вольное казачество, бунты Стеньки Разина и Пугачева, революционная интеллигенция, анархическая идеология, народ, искавший нездешнего царства правды. Русская вольница вместо европейского слова «свобода». Русская интеллигенция XIX века считает себя обязанной народу. Она ест хлеб и ей стыдно: ведь она его не заработала, и дальше начинается заигрывание с народом, что и приведет к октябрю 1917 года [3].

Во имя чего молодежь сегодня выходит на улицу, бьют полицейских и громят заборы, заграждения? Разрушением ничего не построишь.

Приведем слова немецкого философа В. Шубарта из книги "Европа и душа Востока" (1938 г.):

Таблица Academia-nadezhda
Таблица Academia-nadezhda
Таблица Academia-nadezhda

Вывод:

Национальная идея нужна, но не в форме идеологии. Она должна складываться веками на базе национальной истории и культуры. Но, для того, чтобы эта идея овладела массами, надо, чтобы народ знал историю и культуру.

С чего начать формирование национальной идеи?

С запрета низкопробного телевидения, передач и плохих художественных фильмов, со сказок, таких как "Т-34" и подобных художественных фильмов?
С запрета документальных фильмов по истории, которые создают люди, не имеющие исторического образования и с экрана сами признающие, что они не специалисты в этой области? Зачем тогда нам они и их псевдоисторические идеи? Кому-то это выгодно?
А может следует начать с запрета безликой, под копирку исполняемой игры в разных фильмах и в разных ролях сиюминутно известных актеров, которых постоянно навязывают с телеэкранов, рекламируя их и сюжетные линии эпитетами, достойными великих шедевров и мэтров советского киноискусства? Или это тоже считается искусством, а не художественной самодеятельностью за большие гонорары, первоисточником которых является государственный бюджет.
В общем, как ты их не назови, все это - просто тени от реальной жизни на стене пещеры.
Вспоминается блестящая игра мэтров советского периода И. Смоктуновского на сцене и в кино - вот он бандит в кинофильме "Гений", а вот интеллигент в "Берегись автомобиля" или игра Е. Евстигнеева - то проходимец в фильме "Бег", то профессор в "Семнадцати мгновениях весны". Они и десятки других наших великих актеров уникальны в каждой роли, в каждом своем вздохе на сцене и в кино! Они жили жизнью страны, жизнью своего героя и им верили миллионы! Сегодня мерило другое - сколько денег собрал тот или другой фильм-однодневка, ради рекламы взахлеб описывают восторги зрителей, которые уже не знают другого, по настоящему великого кино.

А работу по формированию национальной идеи начинать надо, только профессионально...

Литература:

  1. Платон. Диалоги. [Текст] / Платон. / Пер. с древнегреч.; сост., ред., автор вступ. Ст. А.Ф. Лосев; авт. Прим. А.А. Тахо-Годи. – М.: Издательство «Мысль», 1998. – 607 с.
  2. Соловьев, В.С. Когда был оставлен русский путь и как на него вернуться... [Текст] / В.С. Соловьев. // Наше наследие. – 1988. – № 2. – С. 79-83.
  3. Бурыкина Н.Б. Понятие "переходная эпоха" как рефлексия исторического процесса в философско-культурологическом аспекте [Текст] /Н.Б. Бурыкина. М.: Спутник+, 2009. С. 113-115.

Больше по теме национальной идеи и русского мира в статьях канала:

Понравилась статья: пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь на канал. Спасибо! С уважением, Academia-nadezhda

Больше интересного на сайте http://www.academia-nadezhda.com/

#русский_путь #национальная_идея #русская_идея