Academia-nadezhda
552 subscribers

Почему министерство просвещения, а не образования?

Почему министерство просвещения, а не образования?
Александр Дейнека. Покорители космоса
Александр Дейнека. Покорители космоса
Александр Дейнека. Покорители космоса

Статья "Почему министерство просвещения, а не образования?" продолжает обсуждение проблем образования на современном этапе статей канала Academia-nadezhda "Министерство просвещения просвещает или образовывает?" и "Если образование - "услуга", то учитель - "при..."?".

1. Про термин "Образование" в философии образования

В статье "Министерство просвещения просвещает? или образовывает?" говорится о просвещении как эпохи, которая занялась именно просвещением народа. Просветители называли предыдущую эпоху средневековья "темные века", хотя все шедевры создавались в эти века. Эрих Фромм говорил о высокой духовности средневековья: "Индивид имел свободу выражения собственной личности в труде". Просветителей выступили против этой эпохи и заявили о торжестве Разума.

К чему привело господство Разума ярко показал в своем произведении "Парфюмер" [1,2] П. Зюскинда. Патрик Зюскинд помещает своего героя в XVIII век, в эпоху Просвещения, где господствует Разум, но нет эмоций, поэтому никого не жалко. Герой «Парфюмера», Жан-Батист Гренуй – гений запахов, таинственных, но материальных субстанций, воздействующих на человеческую душу. Невзрачный с виду и гадкий, по сути, он обладает реальным средством для власти над окружающими. Природный дар и долгое учение дали ему эту власть. Он умеет воздействовать на подсознание. Составленные им ароматические эссенции могут внушить людям все, что захочет повелитель. Благодаря одной капле из флакона он может оказаться для всех невидимым, а если ему угодно – он станет в глазах всех дороже и любимее самого близкого человека. Для того чтобы стать повелителем толпы он имел все: комплекс неполноценности – Жан-Батист Гренуй появляется на свет незаконным младенцем, почти отверженным, чужим. Но он родился в государстве строгого, неумолимого правопорядка. За попытку бросить свое­го незаконнорожденного младенца, мать героя казнена на Гревской площади: здесь не шутят с законами, ведь мы – в царстве Разума. Но для тоталитаризма необходимо еще одно условие. Тоталитаризм врастает в мир не через хаос, не через помрачение умов. Он проходит через школу правильного, разумного общества, через пансион мадам Гайар, в котором убивают эмоции. Пансион мадам Гайар – это царство Разума. Здесь не повышают голоса, ибо это неразумно, а за испачканные штанишки дают заслуженную пощечину, но без всякого гнева, без эмоций, ведь выше закона нет ничего, все должно быть правильно и разумно. Здесь уже не «сон разума рождает чудовищ» (Гойя), а неустанное бодрствование разума, вытесняющего все чуждое себе, приводит к тем же результатам, что и беспробудный сон.

Теперь рассмотрим термин "Образование". Рассмотрим это слово, разбив на состав: "образ-ование". Образ чего?

2. Образ человеческого пути, истории человеческой мысли становится предметом современной педагогики

Такое прочтение термина "образование" восходит к Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю:

Таблица автора
Таблица автора
Таблица автора

Георг Гегель вводит именно такой подход к образованию - присвоение человеком всех открытий человечества, через проживание, понимание, присвоение. Образование для Георга Гегеля - это духовное, а не разумное становление личности. И еще хочется обратить внимание на слова Гегеля о том, что образование - это обязанность человека. В отличие от просвещения, которое навязывалось просветителями народу, образование, считает Г. Гегель, не может быть навязано.

Таблица автора
Таблица автора
Таблица автора

Э. Фромм отмечает, что современный человек является результатом исторического развития: “Человеческая натура- страсти человека и тревоги его - это продукт культуры; по сути дела, сам человек - это самое важное достижение тех беспрерывных человеческих усилий, запись которых мы назовем историей” [3]. В схеме, построенной по учению Э. Фромма, показано, что ребенок должен вслед за развитием человечества постепенно открывать в себе истины, открытые в эпоху античности (мифологию, математику, историю и т.д.), средневековья, нового времени:

Таблица автора
Таблица автора
Таблица автора

Путь проживания, переоткрытия судьбы человечества способствует более гармоничному, всестороннему развитию человека. И это самое ценное - человек тогда пребывает в культуре, он как бы возвращается к самому себе, обретает себя, происходит процесс самодетерминации. “Историческое познание есть самопознание. Только таким путем можно открыть величайшие судьбы человечества. И обратно, только таким путем можно раскрыть в себе самом не пустоту своей уединенности, в противоположении себя всему богатству мировой исторической жизни, а опознать все богатства и ценности в себе самом, соединить свою внутреннюю индивидуальную судьбу с всемирной исторической судьбой,” [4] -отмечает Н. Бердяев. Все ведущие философы, начиная с Сократа, Плотина, Монтеня и далее говорят, что смысл жизни- это собственно жизнь, смысл познания- самопознание. История помогает человеку понять себя при условии понимания истории как культуры, помогает осознать себя.

На уроке учитель ставит ребенка в ситуацию, в которой у него появляется свой вопрос к теме, материалу урока. Ученик ищет сам ответ:

Таблица автора
Таблица автора
Таблица автора

но учитель помогает ребенку ориентироваться в мире культуры, искать ответы, формировать "Я-знание". Для таких совместных поисков учитель этот мир культуры (математики, физики, истории и т.д.) должен знать на высоком уровне.

Таблица автора
Таблица автора
Таблица автора

Человек – это ускоренный путь развития человечества, если при этом человек открывает все ценности, весь опыт, накопленный поколениями, то он проходит все этапы образ-ования:

“Путь, по которому нужно идти, есть путь глубокого тождества между моей исторической судьбой и судьбой человечества, так глубоко родной мне. В судьбе человечества я должен опознать мою родную судьбу и моей судьбе я должен опознать историческую судьбу”[4].

Вывод:

Образование, а не Просвещение, предполагает развитие человека через проживание идей, открытие их, понимание и присвоение. Проживание эпохи необходимо, перескакивание через них невозможно. Если человек не подойдет естественным путем к открытию той или иной идеи эпохи, перескочит через нее, то следующее открытие невозможно, незнание будет накладывается на незнание. Логика будет нарушена, понимание не возникнет. Можно что-либо выучить, но не присвоить, а знание на уровне памяти, а не проживания, забывается.
Почему министерство просвещения, а не образования?

Литература:

  1. Зюскинд, П. Парфюмер. – СПб.: Азбука-классика, 2003. – 284 с.
  2. Гофман, Э.Т.А. Крошка Цахес, по прозванию Циннобер. /Э.Т.А. Гофман. – Ленинград: Художественная литература, 1976. – 288 с.
  3. Фромм, Э. Догмат о Христе. Бегство от свободы.- М.: Олимп, ООО “Издательство АСТ-ЛТД”, 1998.- С. 190.
  4. Бердяев, Н. Проблема человека. // Путь.- 1936.- №5.- С. 8.

Понравилась статья - пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь на канал, советуйте статью друзьям. Спасибо! С уважением, Academia-nadezhda

Еще больше интересного на сайте academia-nadezhda.com