Academia-nadezhda
853 subscribers

Похищение Европы. Европа, которую политики растеряли ...

145 full reads
Похищение Европы. Европа, которую политики растеряли ...
Похищение Европы. Европа, которую политики растеряли ...
«Похищение Европы». Финикийская мозаика, ок. 300 г. до н. э.
«Похищение Европы». Финикийская мозаика, ок. 300 г. до н. э.

1. Русь учит европейских политиков грамоте

На Руси уделялось огромное внимание образованию. Школы, музыкальные школы, женские училища возникают уже в конце X - начале XI веков. Книги, библиотеки. Русь была наследницей Византии, в которой было развито школьное классическое образование, а в VI веке был открыт первый университет. Особое внимание уделялось воспитанию княжеских детей, или как бы сейчас сказали - будущих политиков.

В Европе не было такого интереса к обучению политиков, короли могли быть неграмотными. Так, Карл I, создавший огромную империю и положивший начало династии Каролингов, не умел ни читать, ни писать. Но он хотел научиться и к старости он будет этому учиться, будет способствовать развитию образования и культуры в империи. Начнется Каролингское Возрождение в Европе.

Королевские семьи будут больше уделять внимание подготовке королевичей в европейских странах. Но где их будут учить? В XI – первой половине XIII вв. королевичи из Англии, Болгарии, Венгрии, Дании, Польши, Чехии, Сербии и др. будут приезжать в русский монастырь на греческом Афоне и в земли русские (!), учиться в церковно-приходских школах при православных монастырях! И не только королевичи, но и европейская знать в поисках знаний приезжала в русский монастырь на Афон для получения там образования. Католики (!) учились грамоте в православных (!) школах!

Владимир Мономах поучал своих сыновей, будущих политиков и правителей в княжествах: "Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь - как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого честь была от других стран. Леность ведь всему мать: что умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится".

Фреска Софийского собора в г. Киев. Семья Ярослава Мудрого.
Фреска Софийского собора в г. Киев. Семья Ярослава Мудрого.

Дочери и сыновья Ярослава Мудрого были хорошо образованы. Дочери были выданы замуж за французского - Анна, норвежского - Елизавета и венгерского - Анастасия - королей. Они строили православные монастыри и храмы, создавали библиотеки.

Первые годы жизни в Париже были тяжелыми для Анны. «В какую варварскую страну ты меня послал; здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны» - писала отцу Анна, привыкшая к образованному обществу, в котором выросла она.

Анне было предоставлено право ставить свою подпись на документах государственной важности. Ее четкие, ясные, написанные знакомым «уставом», буквы стоят рядом с крестами неграмотных королевских чиновников, придворных и самого короля — Генриха I.

Скульптура в Санлисе «Анна Русская, королева Франции» (XVII век)
Скульптура в Санлисе «Анна Русская, королева Франции» (XVII век)

Это право Анны было редким явлением для французского королевского двора XI в. Анна знала латынь — официальный язык того времени, на котором писало и говорило образованное общество в Западной Европе. Анна и ее сестры много сделали для развития образования в Европе. Она привезла во Францию свою библиотеку. На Реймсском евангелии, привезенном Анной с собой вместе с библиотекой из Руси, короли Франции приносили присягу при вступлении на престол вплоть до Великой французской революции, до окончания монархии, отдавая должное русской королеве, ее уму, образованности, вкладу в культуру Франции.

2. Правители должны готовить себе смену: поучения сыновьям

Каждый король, князь старался подготовить своего сына - наследника власти к правлению. Они старались их научить править, воевать, управлять окружением. Но русские князья, княгини уделяли огромное внимание грамотности наследника, знанию языков, литературы. Вот перед нами пример поучения своим детям Владимира Мономаха.

Владимир Всеволодович Мономах 1113-1125 гг.
Владимир Всеволодович Мономах 1113-1125 гг.

«Поучение сыновьям». Владимир Мономах

1. В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна (управителя) или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам над домом вашим, над обедом вашим.

2. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, на давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. (!!!)

3. Куда ни пойдете и где бы ни остановитесь, напоите и накормите нищего.

6. Добро творя, не ленитесь ни на что хорошее, пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец блаженный и все добрые мужи совершенные».

История знает правителей, которые были деспотичны и жестоки, нарушали законы. Многие из них рано остались без отца - правителя, их не готовили к власти (Иван Грозный -3 года, Петр I - 3 года, Людовик XIV - 3 года). У Николая II наследник трона Алексей был смертельно болен, но отец его брал с собой в Государственную думу, на парады - готовил к тому, что Алексею необходимо будет возглавить страну.

Эль Греко. Людовик Святой Король Франции. Фрагмент
Эль Греко. Людовик Святой Король Франции. Фрагмент

«Наставления сыну». Людовик Святой (1214 — 1270 гг.)

«Моему возлюбленному старшему сыну Филиппу с приветствием и дружбой отец.

1а. Дорогой сын, если тебе случится управлять, следуй сообразно королевским добродетелям, то есть будь справедлив и не склоняйся к неправому суждению ради чего-либо, что бы ни произошло.

2а. и следует изгнать плутов, мудро и надлежащим образом твоей властью с твоей земли, и прочих дурных людей, чтобы очистить от них землю; мне кажется, что это должно быть сделано по совету добрых людей; и выдвигай добрых на все места своей властью, за что получишь признание Господа нашего.

3а. Если ты услышишь, что присвоил чужое и если когда-нибудь ты услышишь, что твои предки все вернули, всегда возьми на себя труд узнать, не надо ли возвращать еще, и если обнаружишь, что есть еще кое-что, вели вернуть незамедлительно, дабы спасти свою душу и душу твоих предков.

4а. Если случится какая-либо ссора между бедным и знатным, поддержи скорее бедного, чем богатого, покуда не узнаешь правду, а когда дознаешься до правды, твори суд; поддерживай дело иноземца перед своим советом, и не кажись слишком пристрастным к своему делу, покуда не узнаешь правды; ибо члены совета могут побояться выступать против тебя, чего ты не должен допускать.

6а. Дорогой сын, поучаю тебя, чтобы ты хорошо уразумел, что деньги, которые ты будешь тратить, были употреблены с толком и справедливо; и чувство, которое я хотел бы сильно тебе внушить – чтобы ты опасался безрассудных трат и неправых доходов и чтобы твои деньги хорошо принимались и хорошо помещались; и это чувство тебе внушил бы сам Господь, с другими чувствами, подобающими тебе и полезными".

Вывод.

Многим современным европейским политикам вполне можно было бы поучиться духовно-нравственным аспектам государственного руководства у далеких и не очень далеких предков:
преданности истинным интересам народов своих государств,
развитию и сбережению фундаментальных ценностей их христианской культуры,
уважению к значительному вкладу России в их свободу, независимость и развитие на протяжении обозримого исторического прошлого и не менее значимого настоящего.

Литература:

1. Статьи канала о "Русском мире"

Понравилась статья - ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь! Спасибо! С уважением, Academia-nadezhda

Еще больше интересного на сайте academia-nadezhda.com

Похищение Европы. Европа, которую политики растеряли ...
Похищение Европы. Европа, которую политики растеряли ...