Academia-nadezhda
853 subscribers

Современная Европа могла бы поучиться: "Золотая Булла" I Рейха

146 full reads
Современная Европа могла бы поучиться: "Золотая Булла" I Рейха
Золотая Булла Генриха  IV. 1356 г.
Золотая Булла Генриха IV. 1356 г.

1. Законодательная основа Священной Римской империи германской нации (I Рейх)

В статье канала

мы писали о создании и особенностях государственного устройства I Рейха в Европе. Оно было закреплено законом. "Золотая Булла" - законодательный акт Священной Римской империи, германской нации, принятый имперским рейхстагом в 1356 году. Булла регламентировала избрание императора коллегией семи имперских курфюрстов: архиепископами Майнца, Трира и Кёльна, королём Чехии, Рейнским пфальцграфом, герцогом Саксонии и маркграфом Бранденбурга и определяла права этих курфюрстов. Ведущая роль в рейхстаге отводилась архиепископу Майнцскому. Кроме того, булла запрещала разделение территорий курфюршеств. Этим же документом подтверждалось право курфюрстов на неограниченную чеканку собственных монет.

Таблица автора
Таблица автора

2. Политическая свобода и демократия в государственном устройстве средневековой Европе

В средние века в Европе начали возникать городские коммуны, устроенные на манер древнеримской республики; появился институт выборов, человек имел чувство гражданской солидарности и ответственности, уважения личности, рыцарское отношение к женщине; появилось понимание христианского братства.

В период формирования первых парламентов сошлись интересы короля и народа. В парламенте заседали первые два сословия - духовенство и дворяне. Королю нужны были деньги, но только парламент мог одобрить новые налоги. Король боялся ехать за деньгами в парламент - там могли его арестовать. Тогда король, поддержав города в их борьбе за освобождение от сеньора, посадил народ (третье сословие) в парламент и стал опираться на народ.

В это время возникают университеты, где господствует братство профессоров и студентов, последние сами выбирали и приглашали учителей, определяли предметы лекций, увольняли не оправдавших доверие деканов и профессоров.

Это было время роста политического самосознания человека. Средневековый человек в своей политической деятельности полностью ориентируется на древнего римлянина. Он устраивает управление города по аналогии с государственным строем римской республики, даже название должностей заимствует у римлян, использует римское право в делах, если судебные случаи не прописаны в его варварских правдах. Главная государственная форма в средневековых городах – города-коммуны. При таких условиях оказалось возможным создание в Новгороде и Пскове православной демократии. Древнерусское государство самоуправлялось: древнерусский князь делил власть с боярством, с дружиной, с вечем, так как он не был хозяином русской земли и часто менял ее. Вече и князь обеспечивали принцип разделения властей, идущий в Новгороде далее, чем где-либо, между князем, «господ'ой» (совет бояр), вечем и «владыкой» (митрополит), что давало здесь больше возможностей личной свободы. Оттого такой вольной рисуется нам сквозь дымку столетий жизнь в древнем русском народоправстве [1]. Легитимизация государственности шла в ногу с плюрализацией духа, гуманизацией представлений о человеке и мире, морализацией всех сторон жизни. В статье канала:

мы пишем подробно о действии вече в Великом Новгороде.

В средние века человек еще не был абсолютно свободен. Он скорее не понимал необходимости свободы. Он был частью цеха, сословия, общины. «Средневековую личность можно назвать корпоративной – она вращалась в своей среде и принадлежала к своей касте (сословию, фамилии, общине, гильдии, цеху)» [2]. Но он проявлял свою индивидуальность в работе, творчестве, создавая шедевр.

В Европе сословное разделение населения несло в себе основы свободы в том плане, что не было прямого подчинения королю населения его страны, не было подданства. У короля были свои вассалы, и они подчинялись ему. Но у этих вассалов были свои вассалы и они королю уже не подчинялись. Не было тотального подчинения всего населения одному, и здесь уже заложены основы свободы.

Галерея Academia-nadezhda: Статьи Золотой буллы :

Вывод:

Священная Римская империя германской нации - государственное образование, которое имела целью:
- повторить величие древнеримской империи, которая распространяла свое влияние на огромные территории;
объединить европейские страны, не учитывая национальных интересов народов государств, входящих в это объединение. Национальные интересы еще только появлялись, потому что нации на этом этапе еще не сформировались.
На современном этапе I Рейх стал основой на которой строится единая Европа, но тот факт, что не учитывается национальные интересы стран, входящих в это объединение, делает этот союз проблемным. Нельзя не учитывать национальные интересы сложившихся наций.

Таблица автора
Таблица автора

Литература:

  1. Федотов, П.Г. Россия и свобода. //Знамя. – 1989. - № 13. – С. 198.
  2. Шкуратов, В. А. Историческая психология. /В. А. Шкуратов. /Учебное пособие. Изд. 2 - М.: Смысл, 1997. – С. 288.

Понравилась статья - ставьте лайки, подписывайтесь, пишите комментарии. Спасибо! С уважением, Academia-nadezhda

Еще больше интересного на сайте academia-nadezhda.com

Современная Европа могла бы поучиться: "Золотая Булла" I Рейха