Academia-nadezhda
777 subscribers

Стинг, "Русские" и русская культура

196 full reads
Стинг, "Русские" и русская культура
Коллаж Academia-nadezhda
Коллаж Academia-nadezhda

В последнее время все международные новости говорят нам о том, что обстановка в мире сложная, угроза России усиливается. Приведем в качестве примера заголовки последних новостей:

The Mirror: Британия готова отправить на Украину до 600 солдат на случай войны с Россией
Британская оперативная группа численностью до 600 военнослужащих готова к развертыванию на Украине на случай "вторжения" России, пишет британская газета "The Mirror".
РИА Новости:
В свою очередь начальник штаба обороны Великобритании Ник Картер заявил, что риск возникновения войны между Россией и Западом выше, чем во времена холодной войны.
Взгляд.ру:
Западные страны уже не раз выражали "обеспокоенность" из-за перемещения российских военных около украинских границ.

Политики стран ЕС и НАТО говорят о возможности войны с Россией, обвиняют ее в агрессивности. Украинская территория постепенно милитаризируется, превращается в плацдарм для разворачивания военных действий против России. В статье нашего канала

мы писали насколько это опасно, особенно заявления о возможности использования ядерного оружия. Нарастает напряженность в Черном море, военные корабли и самолеты НАТО постоянно провоцируют столкновения с российскими военными силами.

В такой международной ситуации хочется обратиться к синглу Стинга "Русские", где он так отвечает на вопрос об угрозе войны со стороны России: "I don't subscribe to this point of view" (Я не подпишусь под этой точкой зрения).

1. Стинг и его знакомство с Россией и российской культурой

Справка Academia-nadezhda:

Гордон Мэтью Самнер (1951 г.р.) - британский музыкант, актёр, общественный деятель. Он взял себе творческий псевдоним Стинг (англ. Sting). Стинг получил 17 наград Grammy, его имя внесено в Зал славы рок-н-ролла и Зал славы авторов песен. Стинг — командор Ордена Британской империи

Стинг не знал, как и чем живет СССР, советский народ. Пропаганда против СССР в мире всегда была агрессивной и представляла нашу страну в темных красках. В период "холодной войны" кроме гонки вооружений была еще и идеологическая война - антикоммунизма и марксистско-ленинской идеологий.

Первая встреча Стинга с русской культурой

Во время своего приезда в Россию в 2010 году Стинг дал интервью Владимиру Познеру. Говоря о песне "Русские" и о том, действительно ли он считает, что русские не любят своих детей, музыкант дал следующий комментарий:

«У меня был друг, работавший в Колумбийском университете, он был учёный-исследователь. У него было устройство, способное перехватывать сигнал с советских спутников над Северным полюсом. И мы решили вместе с ним посмотреть русское телевидение. Я никогда не видел русского телевидения. Это было утро воскресенья, и в Москве, и в Санкт-Петербурге шли детские программы, ваша версия «Улицы Сезам» и тому подобных. И меня поразило, сколько тепла, внимания и любви было вложено в эти программы. Так что, естественно, эта мысль, что русские не любят своих детей — это бред, это стало основой разрядки, того, что мы не уничтожили друг друга. Потому что все мы — и Запад, и Советский Союз — имели на кону будущее наших детей, вот о чём я говорю. Я говорю, что мы любим своих детей и поэтому не станем взрывать мир»

В СССР действительно уделялось большое внимание детям, подросткам, вопросам их воспитания. Можно перечислить только часть мер, направленных на то, чтобы детство советских детей было счастливым. В стране:

  • выпускались журналы для детей "Веселые картинки" (для самых маленьких), "Мурзилка" (дети постарше), "Костер", "Пионер" (для школьников), "Юность";
  • киностудии создавали фильмы для детей - сказки, приключения, детскую классику;
  • работали детские и кукольные театры, очень известным был Центральный детский театр Натальи Сац, театр кукол им С.В. Образцова, Театр юного зрителя, Уголок дедушки Дурова (цирк с животными);
  • по ТВ показывали различные детские передачи, например, "Спокойной ночи, малыши", в каждой школе был детский хор, Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио СССР — советский и российский хор, основатель — Народный артист СССР Виктор Сергеевич Попов.;
  • выпускали прекрасные мультфильмы с красивыми образами и поучительными притчами (пока Олег Видов не продал их в США);
  • детские библиотеки проводили праздники, вели кружки, приучая детей к книге;
  • дворцы пионеров, дворцы спорта, спортивные школы, в которых работали кружки по всем направлениям интересов детей и они были бесплатными. Мы посещали шахматный кружок, археологический, лыжи, плавание, спортивную гимнастику;
  • летом работали тысячи пионерских лагерей.

В итоге мы можем отметить, что Стинг сделал правильный вывод об отношении в СССР к детям: "что может спасти нас, тебя и меня, так то, что русские любят своих детей".

Еще одна встреча Стинга с русской культурой

Другая встреча с русской культурой у Стинга состоялась, когда он участвовал в видео записи сказки "Петя и волк" в 1993 году по произведению С. Прокофьева, выступая в роли рассказчика. В записи участвуют в ролях: чтец - Стинг, Петя - Г. Фегинс, Петин дедушка, он же С. Прокофьев - Р. Хадд, артисты лондонского экспериментального театра «Theatre de Complicite»,  балет, цирковые артисты из оксфордского «Zippos Circus», Европейским камерным оркестром (оркестр за кадром) дирижирует К Аббадо. Во время записи Стинг, кроме российской политики по отношению к детству, познакомился с музыкой Сергея Прокофьева.

Справка Academia-nadezhda:

«Петя и волк» — симфоническая сказка для детей, написанная весной 1936 года композитором Сергеем Сергеевичем Прокофьевым на его собственный литературный текст вскоре после его возвращения в СССР для постановки в Центральном детском театре по инициативе его художественного руководителя Наталии Ильиничны Сац (позднее Героя социалистического труда). Премьера состоялась 2 мая 1936 года. Произведение исполняется чтецом (текст для которого написан самим композитором) и оркестром. Каждый персонаж представлен определённым инструментом и отдельным мотивом: смычковые струнные инструменты, флейта, гобой, кларнет, фагот, три валторны, литавры, большой барабан, духовые инструменты. Каждый инструмент представляется отдельно, дети узнают и слушают их. Основное назначение пьесы - дидактическое - демонстрация инструментов симфонического оркестра. Идея создания произведения-путеводителя по музыкальным инструментам принадлежит английскому композитору Бенджамину Бриттену (по заказу Министерства просвещения Англии).

О "Военном реквиеме" Б. Бриттена мы писали в статье канала:

2. Произведение С. Прокофьева и сингл "Русские" Стинга

Сергей Сергеевич Прокофьев (11 апреля 1891- 5 марта 1953) не принял революционные события и изменения в стране 1917 года и покинул страну в 1918 году, понимая, что во время начавшейся гражданской войны, он не сможет заниматься музыкой. Он уехал в США, потом во Францию и Германию. Писатель Юрий Тынянов, написавший историческую повесть "Поручик Киже" и сценарий к художественному фильму по ней (реж. Александр Файнциммер), в 1934 году предложил пригласить Сергея Прокофьева для написания музыки к фильму и тем самым пытаясь вернуть его из Франции в СССР. В 1936 году Сергей Сергеевич вместе с семьей возвращается на родину и поселяется в Москве. Он пишет к этому фильму симфоническую сюиту из пяти частей:

  • №1 «Рождение Киже»,
  • №2 «Романс»,
  • №3 «Свадьба Киже»,
  • №4 «Тройка»,
  • №5 «Похороны Киже»

Галерея Academia-nadezhda "С.С. Прокофьев и Ю.Н. Тынянов - создатели произведения "Поручик Киже":

Музыка из этой сюиты, особенно "Тройка", часто используется в документальных фильмах, также этот мотив использован в песне "I Believe In Father Christmas" рок-музыкантом Грегом Лейком, а в песне Стинга "Russians" можно услышать мотив "Романса". Две темы «Романс» и «Тройка» показывают и раскрывают как бы, две грани любви - противопоставление платонической любви и дионисийской страсти. «Романс» - это тоска по любимому, яркие мотивы «вечной» разлуки и верности, мечтаний, одиночества и тоски. «Тройка» – показ разгульного духа «свободной» любви, своеобразная песня «русского» Дон Жуана, который уже не верит в женскую верность.

Для своего произведения "Русские" Стинг выбрал именно тему грусти, спокойного размышления, тоски - мотив "Романса". Он положил свои собственные стихи на эту музыку, в результате было создано новое произведение - песня "Русские", которая посвящена «холодной войне», американской политике атомного шантажа СССР и встрече Михаила Горбачёва с Рональдом Рейганом в 1985-м году, Именно информационными сводками об этой встрече в СМИ на разных языках и начинается эта песня.

В авторском фильме канала Academia-nadezhda звучит сингл Стинга "Русские" и музыка С.С. Прокофьева "Романс" из симфонической сюиты "Поручик Киже":

Стинг поет о временах холодной войны, но слова его сингла "Русские" особенно актуальны сегодня, когда о ядерной бомбе, о бомбардировке России при помощи ядерных зарядов говорят в Германии, на Украине, а в США утверждена военная доктрина превентивного ядерного удара по нашей стране (не надо забывать и бомбежку Югославии снарядами с обедненным ураном).

40-й президент США Рональд Рейган (1981-1989 гг.) продолжая гонку вооружений, во время своего первого президентского срока, разместил ядерный арсенал в странах Западной Европы. Использованная Стингом в сингле известная фраза Рейгана " We will protect you" ("Мы вас защитим") относится к речи Рейгана от 23 марта 1983 года, являвшейся представлением военной программы США "Звёздные войны", согласно которой американские лазеры высокой мощности, размещенные в космосе, должны были сбивать советские ракеты. Но Стинг поёт: "Нет такой вещи, как война, в которой можно победить. Это ложь, которая нам больше не нужна", как бы в противовес широко используемому тогда термину "winnable war" (война в которой можно победить), принадлежащей Ричарду Пайпсу, советнику Рейгана, который заявил в 1982-м году:

"Вероятность ядерной войны 40%... и наша стратегия – это победа в ядерной войне.

Галерея Academia-nadezhda: портреты основных героев сингла Стинга "Русские":

Первыми и единственными в мире, использовавшими атомное оружие были американские власти и вооруженные силы США. Стинг не поверил Р. Рейгану с его уверением: "Мы защитим вас", не поверил Н. Хрущеву, который намного раньше, чем Рейган, заявлял: "Мы вас закопаем". Точнее в сингле фраза звучит иначе: "Мы вас похороним" (we will bury you), эта фраза Хрущева прозвучала 18 ноября 1956 года в Москве на встрече с американскими дипломатами, где он сказал:

«Нравится вам или нет, но история на нашей стороне. Мы вас похороним»,

и позже была публично повторена на заседании Генеральной ассамблеи ООН 12 октября 1960 года. В августе 1963-го года, выступая в Югославии, Хрущёв пояснил своё же высказывание:

"...Конечно, мы не будем вас закапывать лопатами: ваш же рабочий класс вас закопает".

Коллаж Academia-nadezhda "Текст песни "Русские" (перевод А. Пономарева):

Коллаж Academia-nadezhda "Текст песни "Русские" (перевод А. Пономарева)
Коллаж Academia-nadezhda "Текст песни "Русские" (перевод А. Пономарева)

Литература:

  1. Бурыкина Н.Б. История в музыке, литературе, живописи. Выпуск 1: Изображение военной истории в искусстве: Хрестоматия по истории [Текст. Альбом] /Н.Б. Бурыкина. Южно-Сахалинск. 2015. 364 с.

Понравилась статья- ставьте лайки, пишите комментарии, делитесь статьей с друзьями в социальных сетях, подписывайтесь на канал. Спасибо! С уважением, Academia-nadezhda

Больше интересного на нашем сайте: academia-nadezhda.com

Стинг, "Русские" и русская культура

#стинг #прокофьев #русские_стинга #бенжами_бриттен #холодная_война