Academia-nadezhda
552 subscribers

"Страшный суд" в соборе Кремля

"Страшный суд" в соборе Кремля
Галерея Academia-nadezhda "В музеях Московского Кремля и Третьяковской галерее"

Посещая соборы Московского Кремля, другие храмы и музеи в нашей стране или в зарубежных поездках, восхищаясь фресками и иконами в храмах, сталкиваешься с тем, что не все библейские сюжеты понятны современникам.

1. Символизм иконы и ее место в иконографии

Поскольку религиозная живопись, иконопись сопровождает человека с древних времен начинать нужно как минимум со средних веков. Средневековый крестьянин или ремесленник, как человек верующий, приходя в храм, понимал, сопереживал и проживал сюжеты фресок и икон, знакомых ему с детства из Библии, регулярных посещений церковной службы, праздников, соблюдения обрядов, связанных с церковной жизнью, которая была частью и его жизни. Иконы, фрески, в свою очередь, писались для этих людей по канонам, хорошо известным христианам.

В средневековом обществе упал познавательный интерес к реальному миру, науку заменило богословие, а искусство отвернулось, в принципе, от реальности и поставило себе целью говорить, по возможности, только о потустороннем и чисто духовном (священное писание как жанр литературы, икона вместо живописи). Это неизбежно требовало символического художественного языка, ибо духовное невозможно передать средствами изобразительного искусства без его материализации в чувственно воспринимаемых формах.

В. А. Шкуратов, историк, психолог и создатель в нашей стране исторической психологии, изучая психологию средневекового человека, пишет, что: «Средневековые символы – это не пластично оформленные тела-символы античности, а таинственные и глубокие письмена, смыслы, полученные миром во время творения его Богом» [1]. Сложно понять эти символы, но именно символами передаются смыслы жизни, называется такое познание культурой. В средние века человек, уходя от реального мира, не принимая современной ему действительности, уходя в мистику, отражал мир символами. Этими символами стали религиозные сюжеты, которые сопровождали его всю жизнь.

2. Изображение сцены страшного суда в православной иконе

В Успенском соборе Московского Кремля, вглядываясь в икону "Страшный суд" понимаем, что сюжет наполнен сложными перипетиями.

Икона «Страшный суд», конец XIV-начало XV века (Москва, Успенский собор)
Икона «Страшный суд», конец XIV-начало XV века (Москва, Успенский собор)
Икона «Страшный суд», конец XIV-начало XV века (Москва, Успенский собор)

Не меньшее впечатление производит и новгородская икона «Страшный суд» XV века, в Третьяковской галерее. Мы решили разобраться в этом сюжете на примере новгородской иконы.

Икона «Страшный суд», Новгород, XV век, Третьяковская галерея
Икона «Страшный суд», Новгород, XV век, Третьяковская галерея
Икона «Страшный суд», Новгород, XV век, Третьяковская галерея

Православная икона Страшного суда изображает процесс суда многоярусно. Процесс развивается и показывает нам всех героев и действующих лиц постепенно и дает нам возможность все прочитать и понять.

Для того, чтобы легче было понять и проследить все события Страшного суда, мы разделили изображение иконы "Страшный суд" новгородской школы XV века, следуя за каждым ярусом.

Верхний ярус:

Страшный суд. Середина XV в. Фрагмент
Страшный суд. Середина XV в. Фрагмент
Страшный суд. Середина XV в. Фрагмент

В центре верхнего яруса изображен Бог Саваоф. Он находится между Небесным Иерусалимом и ангелами, которые держат свиток. Свиток изображается зеленым, со звездами и сферами. Иерусалим изображается как замки с башенками, крепостными стенами. Под стенами Горнего Иерусалима идут праведники - видим это по нимбам и белым одеждам - символам святости. В правом нижнем углу ангелы и святые сбрасывают черный шар с помощью вил. Черный шар - силы тьмы, и, сбрасывая его, силы добра побеждают зло.

Средний ярус:

Страшный суд. Середина XV в. Фрагмент
Страшный суд. Середина XV в. Фрагмент
Страшный суд. Середина XV в. Фрагмент

В центре яруса на троне сидит Христос с книгой в руках. По бокам от него Богоматерь и Иоанн Предтеча. Точно также они изображаются на деисусном ярусе в иконостасе. Иоанна Предтеча узнаем о длинным волосам, верблюжьей шкуре. У ног Христа прародители рода человеческого - Адам и Ева. Они олицетворяют все человечество, которое искупает грех. По сторонам от Христа и центральной группы сидят апостолы по 6 на каждой стороне. Они сидят с открытыми книгами, а за их спинами изображены ангелы.

Далее располагаются два нижних яруса.

Нижний ярус 1:

Страшный суд. Середина XV в. Фрагмент
Страшный суд. Середина XV в. Фрагмент
Страшный суд. Середина XV в. Фрагмент

На первом нижнем ярусе мы видим много представителей разных народов, различающихся по головным уборам. По правую руку Христа располагаются праведники, они изображены с нимбами. Слева от Христа изображены грешники. В центре под Христом расположен уготованный престол - алтарь. На нем одежда Христа, Крест, орудия Страстей Христовых, раскрытая "Книга бытия", в которой записаны дела и слова людей.

Нижний ярус 2

Страшный суд. Середина XV в. Фрагмент
Страшный суд. Середина XV в. Фрагмент
Страшный суд. Середина XV в. Фрагмент

На втором нижнем ярусе изображена окружность с Богородицей на троне с двумя ангелами. Рядом с ней находится также благоразумный разбойник. Чуть ниже есть еще одна окружность - красная. В ней изображены четыре животных - грифон, лев, медведь, телец. Есть третья окружность, вокруг которой находятся трубящие ангелы. Эта темная окружность символизирует "отдающую мертвецов землю". В правом нижнем углу изображена "геенна огненная", она красного цвета, в центре которой сатана, он держит на руках красного человека - это Иуда Искариот. От геенны тянется и извивается Змей зеленого цвета, идет к ногам Адама. В левой нижней части иконы идет процессия праведников, они покидают ад и направляются к вратам Рая, которые охраняют Херувимы. Во главе процессии идет апостол Петр, у него есть ключ от ворот Рая. Их там встречают ангелы и готовы вознести их в Небесный Иерусалим. Фигура, прикованная к столбу, которая расположена между процессией и геенной огненной, это милостивый блудник, который избавлен от мук ада, но лишен Царства Небесного.

3. Изображение "Страшного суда" в католической культуре

Сцена "Страшного суда" в католической культуре изображается иногда в виде триптиха, где на створках изображен слева Рай, справа Ад, центр - сам процесс страшного суда, как можно видеть на триптихе Иеронима Босха:

Галерея Academia-nadezhda "Изображение "Страшного суда" в католической культуре ": 1. Страшный суд. Худ. И. Босх. 1504, Академия изобразительных искусств, Вена

Микеланджело Буонарроти изобразил сцену Страшного суда на алтарной стене Сикстинской капеллы и поместил туда свих современников, об этом подробно в Галерее нашего канала

Микеланджело Буонарроти: исторические портреты на фреске «Страшный суд» в Сикстинской капелле Художник работал над фреской с 1535 по 1541 гг. Перед росписью Микеланджело особым образом подготовил стену Сикстинской капеллы. Ее покрыли толстым слоем штукатурки сделав вогнутой. Этим приемом Микеланджело хотел во первых, обезопасить фреску от трещин, так как увидел, что плафон капеллы уже покрылся трещинами, а во-вторых, и это главное, он стремился достичь особого воздействия на подсознание зрителей, которые могли воспринять на уровне ощущений, что есть добро, а что есть зло. Фреска пронизана светом голубого неба, который источает обильно добавленный в краску растертый полудрагоценный минерал лазурит. Стоил он весьма дорого, но папская казна щедро оплачивала его. Смотришь на фреску и она как будто нависает над тобой всей своей мощью, грандиозными масштабами и 391 изображенной фигуры, среди которых много современников, друзей и врагов Микеланджело.
Academia-nadezhda29 июня

Очертания фрески совпадают с формой Скрижалей Закона Божьего, которые получил Моисей от бога. Микеланджело писал фреску "Страшный суд", опираясь на произведение Данте "Божественная комедия", будучи лучшим знатоком произведения Данте в свое время.

Вывод:

Познание мира иконы, обретение символического языка обогащает человека, делает его духовно богатым, терпимым, нам нужно готовить себя к встрече с этими образами.

Литература:

  1. Шкуратов, В. А. Историческая психология. /В. А. Шкуратов. /Учебное пособие. Изд. 2 - М.: Смысл, 1997. – С. 278.
  2. Бурыкина Н.Б. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Южно-Сахалинск, 2019. 327 с.
  3. Бурыкина Н.Б. Историческое сознание как феномен гуманизации онтологических условий личности в переходную эпоху: Монография - М.: Издательство "Спутник+", 2009. 189 с.

Понравилась статья? Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишите комментарии, советуйте друзьям. Спасибо! С уважением, Academia-nadezhda

Еще больше интересного на сайте academia-nadezhda.com

Микеланджело Буонарроти: исторические портреты на фреске «Страшный суд» в Сикстинской капелле Художник работал над фреской с 1535 по 1541 гг. Перед росписью Микеланджело особым образом подготовил стену Сикстинской капеллы. Ее покрыли толстым слоем штукатурки сделав вогнутой. Этим приемом Микеланджело хотел во первых, обезопасить фреску от трещин, так как увидел, что плафон капеллы уже покрылся трещинами, а во-вторых, и это главное, он стремился достичь особого воздействия на подсознание зрителей, которые могли воспринять на уровне ощущений, что есть добро, а что есть зло. Фреска пронизана светом голубого неба, который источает обильно добавленный в краску растертый полудрагоценный минерал лазурит. Стоил он весьма дорого, но папская казна щедро оплачивала его. Смотришь на фреску и она как будто нависает над тобой всей своей мощью, грандиозными масштабами и 391 изображенной фигуры, среди которых много современников, друзей и врагов Микеланджело.
Academia-nadezhda29 июня

#древнерусская_икона #символы_иконы #икона_страшный_суд #проеподаем_основы_православной_культуры