"Студент" -любимый рассказ А.П. Чехова. Почему? | Academia-nadezhda | Яндекс Дзен
Academia-nadezhda
554 subscribers

"Студент" -любимый рассказ А.П. Чехова. Почему?

<100 full reads
132 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 36% of the total page views
3 minutes — average reading time
Таблица Academia-nadezhda
Таблица Academia-nadezhda
Таблица Academia-nadezhda

Читая рассказ А. Чехова, рассмотрим события через судьбу главного героя рассказа Ивана Великопольского, студента духовной академии, сына дьячка и ответим на вопрос: почему в конце рассказа Иван пошел с радостью в душе: «И радость вдруг заволновалась в его душе…»?

В рассказе А. Чехова говорится словами главного героя:

«…правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле» …

Н. Ге показал этот момент в картине «Совесть (Иуда)».

"Студент" -любимый рассказ А.П. Чехова. Почему?

Разберем части текста, опираясь на наше знание евангельских сюжетов и символов.

А.П. Чехов. "Студент":

«Погода вначале была хорошая, тихая. Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку. Протянул один вальдшнеп, и выстрел по нем прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело . Но когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, всё смолкло. По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо. Запахло зимой.
Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, возвращаясь с тяги домой, шел всё время заливным лугом по тропинке. У него закоченели пальцы, и разгорелось от ветра лицо. Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие, что самой природе жутко, и оттого вечерние потемки сгустились быстрей, чем надо. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно. Только на вдовьих огородах около реки светился огонь ; далеко же кругом и там, где была деревня, версты за четыре, всё сплошь утопало в холодной вечерней мгле. Студент вспомнил, что, когда он уходил из дому, его мать, сидя в сенях на полу, босая, чистила самовар, а отец лежал на печи и кашлял; по случаю страстной пятницы дома ничего не варили, и мучительно хотелось есть».

Тяга – охота на птицу вальдшнеп (на вальдшнепа охотятся весной, на тяге – на утренней и на вечерней заре). Его выстрел нарушил весеннюю тихую хорошую погоду. Почему?

Почему студент стрелял по птице в страстную пятницу? Охота в этот день запрещена.

Почему автор описывает весну не по-весеннему? Где ещё мы встречаем подобное описание? Описание болота, где что-то жалобно гудит, описание холода, пустыни мы встречаем в Библии:

«И тогда Всевышний наслал на Египет Десять казней.
Лягушки заполнили дома египтян.
Град побил их поля и скот.
Затем на Египет опустилась трехдневная тьма».

Что означает такой прием автора? Что он этим описанием хотел сказать? Иван говорит, что холод нарушил порядок. Может порядок нарушил Иван, стреляя в птицу в страстную пятницу? Научится ли Иван искать проблемы в себе?

Иван – студент духовной семинарии, в страстную пятницу убивал живое существо – птиц из-за голода. Может, из-за осознания его поступка у него было плохое настроение? И как следствие – накануне пасхи запахло опять зимой, потянуло с болота, на землю легла тьма (как наказание египетское): наступил вечер, похожий на тот, когда арестовали Христа. Видимо, именно это совпадение – канун пасхи, холод, вечер – напомнило Ивану Великопольскому момент отречения апостола Петра.

А.П. Чехов. "Студент":

«И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре , и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, — все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой .
Огороды назывались вдовьими потому, что их содержали две вдовы, мать и дочь. Костер горел жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю. Вдова Василиса, высокая, пухлая старуха в мужском полушубке, стояла возле и в раздумье глядела на огонь; ее дочь Лукерья, маленькая, рябая, с глуповатым лицом, сидела на земле и мыла котел и ложки. Очевидно, только что отужинали. Слышались мужские голоса; это здешние работники на реке поили лошадей.
- Вот вам и зима пришла назад, - сказал студент, подходя к костру. - Здравствуйте!
Василиса вздрогнула, но тотчас же узнала его и улыбнулась приветливо.
- Не узнала, бог с тобой, - сказала она. - Богатым быть.
Поговорили. Василиса, женщина бывалая, служившая когда-то у господ в мамках, а потом няньках, выражалась деликатно, и с лица ее всё время не сходила мягкая, степенная улыбка; дочь же ее Лукерья, деревенская баба, забитая мужем, только щурилась на студента и молчала, и выражение у нее было странное, как у глухонемой».

(Рюрик – язычник;

Иван Грозный виновен в смерти митрополита Филиппа, который пытался остановить Ивана Грозного в жестокости;

Петр I отменил патриаршество на Руси и ввел управление церкви на протестантский манер, ввел государственное управление в церкви, что считалось у православным большим грехом).

Какую притчу мы знаем о человеке, который не хотел идти домой? (Притча о блудном сыне). Что этот образ нам говорит об Иване?

Какие две женщины встречались нам в Евангелии?

Мария и Марфа. Мария как образ духовности, Марфа как символ материальной жизни.

Что мы знаем о Василисе? О Лукерье?

Текст А. Чехова: «Василиса, женщина бывалая, служившая когда-то у господ в мамках , а потом няньках, выражалась деликатно, и с лица ее всё время не сходила мягкая, степенная улыбка». «дочь же ее Лукерья, деревенская баба, забитая мужем »

Текст Евангелия: « Когда Петр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином. Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон на передний двор; и запел петух ». «Он страстно, без памяти любил Иисуса, и теперь видел издали, как его били ...»

В Евангелии встречаются также жены-мироносицы. Как эти образы помогают нам понять замысел автора? Зачем автор использует образы двух этих женщин? (Жёны-мироносицы - женщины, пришедшие утром в первый день после субботы ко Гробу воскресшего Иисуса Христа, с ароматами и благовониями (миром) для ритуального умащения тела. Христос после воскрешения повелел им сообщить о его воскресении всем ученикам. Им нельзя было дотрагиваться до Христа. ).

Галерея Academia-nadezhda "Жены - мироносицы":

Галерея Academia-nadezhda

Две женщины – это образы Марфы – женщины, живущей материальной жизнью (Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно), и Марии, которая предпочла духовные беседы Христа (Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё);

Жены-мироносицы первыми узнали и увидели Воскресение Христа, они несут ученикам весть о воскрешении Христа.

Иван, как и блудный сын, даже не смотря на то, что он студент духовной академии, живет материальной жизнью (в первой части рассказа), видит историю Руси только через нищету, соломенные крыши, холод, голод.

Женщины помогают увидеть Ивану другой мир – духовный, помогают понять ему, для какой жизни он явился на свет.

А.П. Чехов «Студент»:

«- Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр», — сказал студент, протягивая к огню руки. — Значит, и тогда было холодно. Ах, какая-то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!
Он посмотрел кругом на потемки, судорожно встряхнул головой и спросил:
- Небось, была на двенадцати евангелиях ?
- Была, - ответила Василиса.
- Если помнишь, во время тайной вечери Петр сказал Иисусу: «С тобою я готов и в темницу, и на смерть». А господь ему на это: «Говорю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не знаешь меня». После вечери Иисус смертельно тосковал в саду и молился, а бедный Петр истомился душой, ослабел, веки у него отяжелели, и он никак не мог побороть сна. Спал. Потом, ты слышала, Иуда в ту же ночь поцеловал Иисуса и предал его мучителям.

Галерея Academia-nadezhda "Апостол Петр"

Галерея Academia-nadezhda

А.П. Чехов. "Студент":

Его связанного вели к первосвященнику и били, а Петр, изнеможенный, замученный тоской и тревогой, понимаешь ли, не выспавшийся, предчувствуя, что вот-вот на земле произойдет что-то ужасное, шел вслед... Он страстно, без памяти любил Иисуса, и теперь видел издали, как его били...
Лукерья оставила ложки и устремила неподвижный взгляд на студента.
- Пришли к первосвященнику, - продолжал он, - Иисуса стали допрашивать, а работники тем временем развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись. С ними около костра стоял Петр и тоже грелся, как вот я теперь . Одна женщина, увидев его, сказала: «И этот был с Иисусом», то есть, что и его, мол, нужно вести к допросу. И все работники, что находились около огня, должно быть, подозрительно и сурово поглядели на него, потому что он смутился и сказал: «Я не знаю его». Немного погодя опять кто-то узнал в нем одного из учеников Иисуса и сказал: «И ты из них». Но он опять отрекся. И в третий раз кто-то обратился к нему: «Да не тебя ли сегодня я видел с ним в саду?» Он третий раз отрекся. И после этого раза тотчас же запел петух, и Петр, взглянув издали на Иисуса, вспомнил слова, которые он сказал ему на вечери... Вспомнил, очнулся, пошел со двора и горько-горько заплакал. В евангелии сказано: «И исшед вон, плакася горько». Воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания...
"Студент" -любимый рассказ А.П. Чехова. Почему?
Студент вздохнул и задумался. Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слез, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль.
Работники возвращались с реки, и один из них верхом на лошади был уже близко, и свет от костра дрожал на нем. Студент пожелал вдовам спокойной ночи и пошел дальше. И опять наступили потемки, и стали зябнуть руки. Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра Пасха».

(«Была на двенадцати евангелиях»? Служба «Двенадцати Евангелий» – великопостное богослужение, совершаемое вечером Страстного Четверга. Имеет своим содержанием благовестие о страданиях и смерти Спасителя, выбранное из всех евангелистов и разделенное на двенадцать чтений , по числу часов ночи, чем указывается, что верующие должны всю ночь провести в слушании Евангелий, подобно апостолам, сопровождавшим Господа в сад Гефсиманский).

Почему Иван сравнивает себя с Петром ? («С ними около костра стоял Петр и тоже грелся, как вот я теперь»). Можно считать, Иван, также как Петр, проявил слабость (во время охоты, в понимании мира только как мира материального) и отступил от учения Христа?

Почему Василиса заплакала? ( параллель слёз Василисы со слезами апостола Петра).

Какую боль сдерживает Лукерья? «…выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль».

Текст А. Чехова: «Работники возвращались с реки, и один из них верхом на лошади был уже близко, и свет от костра дрожал на нем».

Текст Евангелия: «Работники тем временем развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись».

Иван оступился, в первой части рассказа он поступал не как ученик Христа – студент духовной семинарии, а как блудный сын, который не хотел идти домой, охотился в страстную пятницу. Он даже напоминает семинаристов, ушедших в революцию в это время.
Василиса плакала как Петр – это сравнение наводит на мысль, что она предала свою дочь, может быть, насильно выдала ее замуж за жестокого мужа, который бил Лукерью? Наверно, это предательство близкого человека – матери – переживала Лукерья?
Но совместное переживание поступка Петра сблизило их всех, очистило Ивана, наставило на путь духовный, сделало его настоящим священником.

А.П. Чехов «Студент»:

«Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение...
Он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте, и возле него уже не было видно людей. Студент опять подумал, что если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему — к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок , и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра .
И радость вдруг заволновалась в его душе , и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой.
А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору , глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, — ему было только 22 года, — и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла ».

Как понять мысли студента о том, что то, «что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему:

- вероятно, к этой пустынной деревне,

- к нему самому,

- ко всем людям»?

Что имеет ввиду студент, думая о Василисе «что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра »?

Что означают образы: «…он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору…»? Каковы причины радости студента? (река Стикс как переправа в вечную жизнь; гора Голгофа).

Иван увидел оба конца цепи – что за цепь увидел герой рассказа?

5. Прочитаем еще раз фразу из рассказа и соединим ее с содержанием службы 12 Евангелий. Как теперь вы понимаете это упоминание этапов русской истории?

Первое упоминание истории: «…точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре , и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, — все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой».

Второе упоминание истории: «…поднимаясь на гору , глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле».

Почему в рассказе А. Чехов говорит именно о поступке Петра?

Имя Пётр возникло от прозвища Кифа - камень, которое ему дал Иисус. Став учеником Иисуса Христа, он сопутствовал ему во всех путях его земной жизни. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. На вопрос Иисуса ученикам, что они о Нём думают, Пётр сказал, что Он есть «Христос, Сын Бога живого». В ответ Иисус произнёс:

«Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою , и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного : и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». (Мф.16:18-19).

Пётр отрекся трижды в страхе, что его тоже арестуют, а услышав, как пропел петух, он вспомнил слова своего Учителя и горько раскаялся (преодолел слабость и вернулся на путь духовный). Иуда предал Христа – в чем разница?

Чье раскаяние мы знаем в Евангелии еще? – Мария Магдалина – одна из жён-мироносец.

"Студент" -любимый рассказ А.П. Чехова. Почему?

Вывод:

переживание трагедии Петра женщинами приводит Ивана к пониманию, что он открыл для себя самый важный путь – путь милосердия и сострадания, путь любви и служения ближним, путь духовного единения с другими людьми. То, что он поднимается на гору, можно прочитать и как путь духовного восхождения – этот символ изображается на русской иконе. Рассказывая вновь историю Петра, Иван обретает путь к спасению, Царству Небесному.

Понравилась статья? пишите комментарии, подписывайтесь, ставьте лайки. Спасибо!