Одноразовое и популярное. Энди Уорхол и производство массовой культуры

Работы Энди Уорхола видели все. Можно не знать имени художника, но быть знакомым с его произведениями. Это, кстати, такая фишка современного искусства — художник перестает быть узнаваемым загадочным интеллектуалом, творцом и мастером.

1968
1968

Когда-то в Москве в Центральном зале художников на Крымском Валу проходила выставка работ Энди Уорхола, где мне удалось побывать. С современным искусством у меня очень тяжелые отношения: любовь ко всему классическому, давно забытому и понятному отчаянно сопротивляется против всего непонятного, размытого и часто некрасивого. Но это не повод исключать все новое и не изучать неизведанное. Разбираться в увиденном и делать выводы.

Энди Уорхол, 1950
Энди Уорхол, 1950

Энди Уорхол (1928-1987) — американский художник и создатель «коммерческого поп-арта». Он придумал целый бренд, узнаваемый всеми и ориентированный на потребителей — абсолютно на каждого человека.

В начале своей головокружительной карьеры Уорхол работал в журналах художником-иллюстратором и оформителем витрин. Получал хорошие деньги, но был совершенно недоволен своей деятельностью: ему было необходимо создавать то, что воздействовало бы на сознание человека. Что останется в памяти и будет актуально спустя много лет.

Фото с выставки
Фото с выставки

Искусство из образов американского консюмеризма

Уорхол начал включать в искусство обыденную жизнь. И дело тут не в приобщении массового потребителя к высокому и элитарному, а воспроизведение особого образа жизни, неразрывно связанного с творчеством и потреблением. Быт и повседневность теперь живут вместе с искусством.

Например, Уорхол изображает кока-колу только потому, что ее пьют все: от городского жителя до президента США. Если картина подходит под цвет обоев, то покупатель обязательно захочет ее приобрести. Не важно, что на ней изображено, главное, что она вписана в контекст бытового мира. Искусство становится стимулом к потреблению, оно максимально приближено к современности.

Фото с выставки
Фото с выставки

Его работы пародирует методы современной рекламы, когда покупателя буквально зомбируют повторяющимися кадрами, тем самым убеждая в необходимости приобрести товар.

Пока другие художники выбирали себе предметы настолько простые и обыденные, Уорхол пристально изучал окружающий его мир и находил образы и предметы популярные и вызывающие колоссальный спрос.

Так появились «Банки супа “Кэмпбелл”» (1962).

Одноразовое и популярное. Энди Уорхол и производство массовой культуры

В 1962 году в галерее «Ферус» Ирвинга Блума в Лос-Анджелесе Уорхол представил 32 банки супа с разными вкусами. Блум предложил расположить все нарисованные банки в горизонтальную линию, а внизу пустить белую полоску. Как будто они на полках в магазине стоят. И решил выставлять их как единое произведение.

Это имело огромный успех и определило дальнейшее развитие Уорхола: он начал понимать, что интересует и привлекает общество.

Казалось бы, Уорхол превращал все свои работы в продукт массового производства, но ведь и до него такая схема работала: для Уорхола Мэрилин Монро становится товаром, как и для многих кинорежиссеров, рекламодателей и распространителей массовой культуры.

Он взял фотографию киноактрисы и занялся шелкографией — трафаретной печати на шелке. Потом пропитывал изображение красками, чтобы получать разные цвета.

Уорхол намеренно исказил всеми знакомый образ, показывая нам Мэрилин не успешной красоткой Голливуда, а продуктом массового производства и жертвой СМИ.

Фото с выставки
Фото с выставки

Когда коллекционер Бартон Тремейн с женой пришли к Уорхолу в студию, он показал им две Мэрилин: одна цветная, а вторая черно-белая. Жена Тремейна предложила сделать из этого диптих. С одной стороны Мэрилин
— олицетворение красоты, молодости, страсти и вечной славы, а с другой
— призрак, давно ушедший кумир, всеми покинутый и забытый.

Уорхол превратил в товар не только Мэрилин, но и многих других культовых личностей. Да практически всех.

Одноразовое и популярное. Энди Уорхол и производство массовой культуры

Иногда он обращался к насущным проблем общества, пытаясь посредством своих работ рассказать о существовании не только коммерческого мира, но мира живого и погибающего. «Вымирающие виды» — работа, обращающая внимание публики к проблеме вымирания многих животных.

Вымирающие виды
Вымирающие виды

Серебряная фабрика

В 1962 году Уорхол создает собственную фабрику по производству искусства. Теперь люди, совершенно далекие от техник живописи и лишенные таланта, создавали произведения искусства на конвейерах. Идея принадлежала Уорхолу, а воспроизводство задуманного — рабочим. Он вообще был озабочен положением рабочих, считая, что их статус как полноценного члена общества занижен и невидим.

Теперь не существует истинного автора или гения, который считается автором произведения, а искусство тиражируется, утрачивая свою уникальность. Он полностью удалял свои следы присутствия в картинах

А выставка даже неплохая получилась.

Хочу дать небольшую рекомендацию. Кто так же, как и я, отчаянно пытается понять современное искусство, могу предложить почитать книгу Уилла Гомперца «Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси». Немного клише, но все равно рекомендую.

Ну и книги самого Энди Уорхола тоже можно почитать.