Илья Duke
9375 subscribers

Святогор - богатырь предков славян?

261 full read
369 story viewsUnique page visitors
261 read the story to the endThat's 71% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Большинство моих читателей наверняка в детстве читали былины. В них описаны могучие и находчивые богатыри, встающие в час беды на защиту своей земли и народа. Их отвага и бескорыстность восхищала и подавала пример беззаветного патриотизма. На самом деле термин "былины" был введен в обращение в XIX веке Иваном Петровичем Сахаровым - русским этнографом-фольклористом, археологом и палеографом. На самом деле в древности былины называли по другом - "старинами", "старинками" или "старинушками". Их как правило древние сказители исполняли под гусли.

Святогор - богатырь предков славян?

В русском народном творчестве былины составляют одно из самых замечательных явлений.

Среди описанных в былинах богатырей угадываются реальные исторические персонажи, ставшие прообразами для их героев. Например прообразам для Алеши Поповича скорее всего был вот этот герой Древней Руси. А одним из героев, ставший частью собирательного былинного образа Добрыни Никитича был вот этот, тоже реальный исторический персонаж.

Но один из богатырей как бы стоит особняком. Зовут этого богатыря - Святогор.

Святогор - богатырь предков славян?

Русские эпические былины стали складываться, как считается с 10 века. Однако ещё в XIX веке русский историк и этнограф Леонид Николаевич Майков предполагал, что ряд сюжетов былин могут быть отнесены к общему индоевропейскому единству. Например эпическое сказание о древнерусском богатыре Святогоре. Хотя былины с образом Святогора переплетены и с историческими временами, но по ряду признаков имеют гораздо более древние корни. Возможно уходящие аж в балто-славянское единство и претерпевшие в течение веков всевозможные изменения и заимствования.

Рассмотрим былинный образ Святогора. Он является богатырем исполинских размеров, как сказано о нем в былинах:

"выше леса стоячего, ниже облака ходячего"

вес его сама мать-земля с трудом держит на поверхности. А в былинном сюжете где Святогор встречается с Микулой Селяниновичем поднимая суму, в которой заключена "тяга земная" он уходит ногами в землю. В другой былине измождённый и уставший Святогор перед смертью передаёт часть своей силы Илье Муромцу. Кстати в одном из сюжетов этой былины Святогор убивает свою жену за связь с Ильей Муромцем. Это как раз может быть одним из указаний на возможно дославянское происхождение образа Святогора, связанное со временами, когда славяне составляли одно целое с балтами.

Святогор - богатырь предков славян?

Такое предположение выглядит на первый взгляд немного нелепым. Но если посмотреть внимательнее, то о том, что Святогор имеет корни сюжета до возникновения русского государства говорит его местожительство – он живет на высоких Святых горах и не появляется на Руси. Так что место его обитания - скорее всего Карпаты. Согласно В. Топорову, Святая Русь находится в антагонизме со Святыми горами. А в предгорьях Карпат обитали как анты, так и склавены – праславянские племена, известные по письменным источникам. Есть вероятность, что первые сказания о Святогоре возникли еще тогда.

Есть еще и третья былина, связанная со Святогором, в которой он женится. По сюжету Святогор по совету Микулы Селяниновича отправляется узнать свою судьбу к Сиверским горам, где кузнец предсказывает ему женитьбу. По предсказанию невеста жила в Приморском царстве на гноище. Гноище это старое название болота, а народом живущим на болотах у Балтийского моря как раз являлись балты. По сюжету, приехав в Приморье, Святогор нашел больную Пленку Поморскую. И к этой больной Пленке, которая вся была покрыта корой, Святогор положил 500 рублей, ударил в грудь мечом и уехал. Позже Святогор вернулся в эти края, узнав о появившейся красавице, на которой и женился. Каково же было его удивление, когда он увидел шрам на ее груди от своего меча. В этом сюжете, могут проглядывать мотивы двухременных отрезков отдаленных веками друг от друга. Причем более древнее вторая часть, в которой просматриваются времена чего-то общего с балтами, а первая часть сюжета скорее говорит о времени разделения и вражды с ними. И как помним, во второй былине Святогор убил свою жену, что возможно подтверждает предположение о распрях с балтами.

Также в образе самого Святогора содержится намек, на легенду о Волотах, о которых я писал вот тут. Это очень древнее поверье и все топонимы связанные с Волотами очень старые.

Таким образом, Святогор, возможно один из древнейших образов богатыря в былинах.