49 подписчиков

«О дивный новый мир» в Модерне: Цукерберг, неон и ретро-футуризм

Меня всегда пугал, но при этом интересовал мир литературных антиутопий. Из прочитанного больше всего запомнились «1984» Оруэлла, «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери и «Мы» Замятина. Обычно в этом ряду стоит «О дивный новый мир» Хаксли, но с этим произведением я познакомилась не на страницах книги, а в театре… вот как это было.

«О дивный новый мир» Хаксли в постановке Юрия Грымова — яркое и запоминающееся зрелище (фото: Анатолий Горяинов)
«О дивный новый мир» Хаксли в постановке Юрия Грымова — яркое и запоминающееся зрелище (фото: Анатолий Горяинов)

Постановка

Модерн стал первым русским театром, получившим права на постановку бестселлера Хаксли, и в спектакле мне искренне импонируют два момента. С одной стороны режиссер Юрий Грымов сохранил и точно передал основной посыл произведения, подарившего миру прекрасное кредо: «Предпочитаю быть самим собой. Пусть хмурым, но собой. А не кем-то другим, хоть и развеселым». С другой стороны Модерн в своих лучших традициях приблизил роман к реалиям XXI века: верховное божество здесь Цукерберг, а нравственные страдания главного героя Дикаря транслируют в онлайн реалити-шоу.

«В умственной сфере и в рабочие часы мы взрослые. А в сфере чувства и желания — младенцы» (фото: Анатолий Горяинов)
«В умственной сфере и в рабочие часы мы взрослые. А в сфере чувства и желания — младенцы» (фото: Анатолий Горяинов)

Актеры

В спектакле органично задействована вся труппа театра. Частое появление веселой толпы общества потребления подчеркивает одиночество главных героев, противопоставляет безликую массу и ищущего человека. Особняком стоит выразительная игра одного из ведущих актеров театра Игоря Яцко: в его исполнении зловещая фигура Главноуправителя Мустафы Монда смотрится особенно объемно, а его монологи о науке, искусстве и религии завораживают и заставляют если не принять, то точно вглядеться в его позицию.

Мустфа Монд в исполнении Игоря Яцко получился философским и многогранным персонажем (фото: Галина Аникина)
Мустфа Монд в исполнении Игоря Яцко получился философским и многогранным персонажем (фото: Галина Аникина)

Декорации

С самого начала спектакль удивляет визуальными решениями: по сценической арке бежит двоичный код, предводители общества будущего рассекают в плащах из матрицы, а место действия заливает насыщенный неоновый свет разных оттенков. Многие сцены происходят в оригинальнейшей декорации — гигантской яйцеклетке-инкубаторе, где выращивают людей разных каст, от альф до эпсилонов. Добавьте к этому тревожный саунд в духе хичкоковского саспенса и можно с уверенностью сказать, что спектакль отлично выдержан в стилистике ретро-футуризма.

Декорации и свет — одни из самых запоминающихся элементов спектакля (фото: Генриэтта Перьян)
Декорации и свет — одни из самых запоминающихся элементов спектакля (фото: Генриэтта Перьян)

Итог

Хороший спектакль, чтобы поразмышлять, насколько наше общество продвинулось на пути всеобщего потребления и стало похоже на мир антиутопий.

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, в следующей статье вас будет ждать подробный рассказ о театре Модерн)))