49 подписчиков

Почему героини Боттичелли – идеальные музы, вдохновляющие человечество?

208 прочитали

Если Ренессанс – колыбель европейской цивилизации, то творчество Боттичелли – одна из драгоценных жемчужин этого периода. Будучи частью эпохи Возрождения, работы итальянца имеют уникальный узнаваемый стиль и причудливо сочетают мифологию с религией, а философию Платона с поэзией и музыкой. Почему же спустя столетия его женские образы считаются идеальными и продолжают вдохновлять?

Если Ренессанс – колыбель европейской цивилизации, то творчество Боттичелли – одна из драгоценных жемчужин этого периода.

Загадочный «Бочонок»

О жизни Сандро Боттичелли (1445 – 1510) доподлинно известно немногое, главным источником знаний о личности живописца является «Жизнеописание» Джорджо Вазари – первое в истории собрание биографий итальянских художников эпохи Возрождения. Оттуда мы узнаем, что звучное «Боттичелли» означает не что иное, как «бочонок» и происходит от прозвища полного старшего брата художника. Географически творчество Боттичелли неразрывно связано с Флоренцией, которую мастер любил и покидал буквально два раза в жизни. Боттичелли родился в семье кожевника, в отрочестве изучал ювелирное дело (в последствии его работы будут часто искусно украшены золотом) и только в возрасте около 20 лет начал учиться живописи. Учителем Боттичелли стал другой талантливый итальянский художник Филиппо Липпи; интересный факт заключается в том, что спустя годы сын Липпи будет учиться живописи у Боттичелли. После окончания ученичества и по мере становления собственного стиля, имя Боттичелли становится широко известным и за пределами Флоренции: по заказу папы Сикста IV художник участвует в создании фресок для Сикстинской капеллы в Риме.

Расцвет творческой деятельности живописца связан с двумя известными флорентийскими фамилиями – Медичи и Веспуччи. Будучи покровителями науки и искусства, семейство Медичи станет заказчиком многих картин Боттичелли, как портретов («Портрет Джулиано Медичи»), так и ставших всемирно известными светских сюжетов («Весна», «Рождение Венеры»). Что касается фамилии Веспуччи, то на жизнь и творчество художника оказала большое влияние Симонетта Веспуччи – ровесница мореплавателя Америго Веспуччи и первая красавица флорентийского Ренессанса. Именно она считается прообразом Мадонн и Венер кисти Боттичелли и именно рядом с ней в церкви Оньиссанти в возрасте 65 лет был похоронен мастер согласно своему завещанию. Последние годы жизни Боттичелли были также связаны с именем Джироламо Савонаролы: религиозный фанатизм монаха-доминиканца привел художника к отказу от светских сюжетов и украшательства картин. Искусствовед Виктор Липатов дает Боттичелли такую характеристику:

«Верил в озарения и не заботился о богатстве. Не построил своего дома, не свил семьи. Но он был очень счастлив тем, что умел запечатлевать в своих картинах проявления Красоты».

Задумчивые мадонны и совращенные нимфы

Красоте, как физической, так и нравственной, были посвящены творческие поиски одаренного флорентийца. Тематически работы Боттичелли можно разделить на религиозные и светские. В рамках средневековой традиции, считавшей Деву Марию заступницей всех христиан, художниками создавалось большое количество изображений Богоматери – ее образ главенствует и в творчестве Боттичелли. Оригинальными и узнаваемыми образами Девы Марии являются «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с гранатом» – картины в излюбленном Боттичелли формате тондо (т.е. вписанные в окружность). Дева Мария здесь на удивление спокойна и задумчива, а тщательно выписанные образы юных ангелов будто сошли с иллюстрации доброй сказки на ночь. Необычной получилась «Мадонна с младенцем на троне»: яркие одежды Марии и двух Иоаннов (Крестителя и Богослова), а также буйная растительность сада выделяются среди строгой иконописной традиции. Художественными находками Боттичелли являются двухчастная структура картины в «Благовещении Марии» и динамичный ангельский хоровод в «Коронации Марии». Несколько раз в течение жизни художник обращался к сюжету поклонения волхвов, особенно интересна работа 1475 года, так как на ней Боттичелли оставил единственный автопортрет.

Если говорить о светской живописи, то Боттичелли уже при жизни имел славу выдающегося портретиста. Взять к примеру «Портрет молодого человека»: с одной стороны приятные соразмерные черты лица, нежная светящаяся кожа, пышные вьющиеся волосы, а с другой застегнутая под горло одежда, черный фон и сдержанное выражение лица – Боттичелли удалось передать контраст между молодостью и строгостью модели. «Портрет молодой женщины» (предположительно Симонетты Веспуччи) создает впечатление возвышенности и одухотворенности. Для Боттичелли характерно глубокое погружение в мифологию; так, чтобы понять знаменитую картину «Весна (Примавера)» надо обладать неплохим культурным бэкграундом. Картина читается справа налево: безудержный Зефир совращает нимфу Хлою, которая от прикосновения Зефира становится плодоносной Флорой. По центру и немного позади правит бал сама Венера с парящим на ней сыном купидоном, который вслепую целится стрелами любви в трех граций. Замыкает весеннее шествие и охраняет божественный сад от облаков сдержанный Меркурий. На вилле Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи слева от «Весны» располагалась «Паллада и кентавр», образуя смысловое единство – аллегорию воспитания любви от необузданного Зефира до укрощенного кентавра.

Прекрасный идеал и вечная муза

Наряду с «Примаверой» вторым «программным» произведением флорентийца является всемирно известное «Рождение Венеры». Как и Джоконду да Винчи, Венеру Боттичелли измеряли на предмет совершенных пропорций вдоль и поперек, но разгадку притягательности образа стоит искать в идейной плоскости. Боттичелли посещал Платоновскую академию в Кареджи, в рамках которой флорентийские философы-гуманисты под предводительством Марсилио Фичино разрабатывали идеи Платона и неоплатонистов. Древнегреческий Платон строил свою философскую теорию исходя из постулата о бессмертии души и первичности души и духа по отношению к телу и материи. Согласно Платону, до рождения человека наша душа жила в мире совершенных идей, а вся жизнь является процессом «припоминания» – своеобразной ностальгии по миру божественного. В рамках христианского неоплатонизма под красотой вещей понималось выражение присущей им божественной природы, а в философии Фичино красота – это «грация», то есть особый вид прекрасного, связанный с красотой движения и выражения.

А теперь давайте еще раз взглянем на Венеру Боттичелли: похожая больше на прекрасную античную статую, чем на реальную женщину из плоти и крови, отрешенная от происходящего и смущенная своей обнаженностью, она будто не до конца осознает свою телесность и точно не принадлежит к миру чувственной материи (для сравнения посмотрите на появившуюся спустя пол века «Венеру Урбинскую» Тициана – полнокровное воплощение чувственности). Взгляд Венеры Боттичелли (также как в «Венере и Марсе») задумчив и погружен в себя, как если бы героиня «припоминала» и тосковала по божественным идеальным образам, виденным бессмертной душой до прихода в земной мир. Что касается понимания красоты как грации, то линии Боттичелли всегда отличались особой плавностью и певучестью, достигая в «Венере» наивысшей гармонии. Невесомая поступь, ветер в длинных волосах и общая непринужденность позы производят впечатление трепетной грации. Именно подобная блистательная простота, соединяющая внешнее воздушное очарование при внутренней работе мысли, во все века составляла поэтический идеал. Добавьте к изящным линиям не менее утонченный колорит бирюзовых волн, розовых цветов и золотых волос – на картине запечатлена не только поэзия, но будто слышна музыка. Попытайтесь отрефлексировать приходящие на ум ассоциации – скорее всего в числе первых будут Вдохновение и Муза.

P.s.

Справедливости ради стоит отметить, что творчество Сандро Боттичелли не всегда считалось художественным достоянием человечества. После популярности среди современников произошел спад интереса к творчеству художника, который существовал вплоть до возникновения движения прерафаэлитов и активной просветительской деятельности Джона Рескина во второй половине 19 века. Уже в период с 1900 по 1920 годы про Боттичелли было написано больше книг, чем про любого другого художника. В 2021 году «Портрет молодого человека с медальоном» стал самым дорогим произведением старых мастеров (за исключением Леонардо да Винчи): на аукционе «Sotheby’s» он был продан за 92 миллиона долларов, приобрел его неназванный покупатель из России.