Я и Н, что объединяет

16 February

«В былые времена, когда человек попадал в какой-нибудь незнакомый город он чувствовал себя одиноким и потерянным, вокруг всё было чужое: иные дома, иные улицы, иная жизнь. Зато теперь совсем другое дело, человек попадает в любой незнакомый город, но чувствует себя в нём как дома. До какой нелепости доходили наши предки, они мучались над каждым архитектурным проектом, а теперь во всех городах возводят типовой кинотеатр «Ракета», где можно посмотреть типовой художественный фильм… Названия улиц тоже не отличаются разнообразием: в каком городе нет Первой Садовой, Второй Загородной, Третьей Фабричной… Первая Парковая, Вторая Индустриальная, Третья улица Строителей… Красиво, неправда ли?» - к/ф «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»

к/ф «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»
(Храм архангела Михаила в Тропареве, построенный в 1693 году. )
к/ф «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (Храм архангела Михаила в Тропареве, построенный в 1693 году. )
к/ф «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (Храм архангела Михаила в Тропареве, построенный в 1693 году. )

Сейчас тоже мало что поменялось - в разных городах всегда найдётся улица с тем же названием, здание с таким же адресом и, конечно, храм с идентичным наименованием в честь святых.
Так и в Ярославле «городе храмов и церквей» и Нерехте - маленьком городке Костромской области, «городе музее под открытым небом» есть схожие святыни, однако их подобие не ограничивается одними лишь названиями. Стоит отметить, что несмотря на свои крохотные размеры города Нерехта, церквей и храмов там меньше, чем в Ярославле, всего в 2,5 раза.

Сравнение стоит начать с одних из самых интересных церквей, с Храма Богоявления и Церкви Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле с уникальной, сочетающей в себе предыдущие две, Богоявленской (Никольской) церковью в Нерехте.

Немного об истории:

  • Храм Богоявления - Ярославль
    Расположен на Богоявленской площади города.
    Первоначально на месте церкви располагались посадские дворы. В XVI в. это место отошло Спасскому монастырю. Он поставил здесь деревянный храм и конюшенный двор, а в XVII в. после «Смутного времени» поселил здесь слуг и зависимых людей. Так возникла Богоявленская слободка.
    Каменный храм строился в конце XVII века на средства ярославского купца «гостинной сотни» Алексея Зубчанинова, потомка «закладчиков» Спасского монастыря.
    В 1930 церковь Богоявления была закрыта и передана Госмузею. В 1999 возвращена Русской Православной Церкви.
Храм Богоявления - Ярославль (наши дни)
Храм Богоявления - Ярославль (наши дни)
Храм Богоявления - Ярославль (наши дни)

  • Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) – Ярославль
    Размещена на Набережном переулке.
    Он первым в Ярославле оказался построен не князем, не государем, не монастырём: возвели церковь на деньги Епифания Светешникова — «государева гостя» — одного из самых богатых и титулованных купцов не только Ярославля, но и всего царства.
    Богател от торговли, помогал деньгами ополчению Минина и Пожарского, имел представительства своей компании в 9 крупных городах, в их числе — в Москве, строил остроги, чтобы волжские промыслы от ногайцев защищать. Был Надея Светешников одним из самых богатых людей России и государевым гостем — купцом с особыми возможностями и правами.
    Жизнь Надея закончил трагически. Сначала оказался банкротом, а потом, не имея возможности отдать долг, был поставлен на правёж — пытку, в которой должника ставили перед судом и били, нередко — до смерти. Забили и Надею. Похоронили купца в южном подклете им же выстроенного храма — храма Николы Надеина.
    В отличие от большинства храмов у Николы Надеина судьба и впрямь счастливая. В момент мятежа белогвардейцев, вспыхнувшего в 1918 году, когда непоправимо подчас пострадало множество храмов, Никола почти не пострадал. Когда в 1929 году сотрудники ярославского музея оценивали и классифицировали культовые сооружения, Никола Надеин, как ещё 8 других памятников, был отнесён к высшей категории ценности и взят впоследствии на госохрану.
    В 1959 году Никола Надеин становится частью Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника, а через 10 лет его открывают для посещений в качестве храма-музея.
Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) – Ярославль (наши дни)
Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) – Ярославль (наши дни)
Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) – Ярославль (наши дни)

  • Богоявленская (Никольская) церковь - Нерехта
    Народное название церкви – Никола. Расположен собор на улице Володарского (бывшая Никольская) на пересечении с улицей Ленина (бывшей Суздальской). Центр города. Левый берег реки Нерехта.
    Ранее на этом месте стояла деревянная Никольская церковь, известная с 1653 года, которая сгорела 9 мая 1709 года.
    1710 годом датировано разрешение на строительство каменного Богоявленского храма с приделом Николая Чудотворца (по названию которого церковь чаще называют Никольской). Заказчиком храма выступил нерехтский купец Федор Зимин Младший. Строительные работы продолжались 15 лет. Никольский придел был освящен в 1717 году, а основной храм — в 1725 году.
    В 1930-е годы церковь была обезглавлена, разобран алтарь и верхние ярусы колокольни, снесена ограда. В 1980-е годы по проекту архитектора Костромской Специальной научно-реставрационной производственной мастерской А. П. Чернова по проекту архитектора Центральной научно-реставрационной производственной мастерской С. В. Демидова. Сейчас в храме расположен музей.
Богоявленская (Никольская) церковь - Нерехта (наши дни)
Богоявленская (Никольская) церковь - Нерехта (наши дни)
Богоявленская (Никольская) церковь - Нерехта (наши дни)

Создание и роспись:

  • Храм Богоявления - Ярославль
    Храм расписан ярославскими мастерами во главе с Дмитрием Плехановым Федором Игнатьевым.
    Наружные фасады привлекают внимание декоративной отделкой с обильным использованием полихромных изразцов с растительными орнаментами.
    Вертикальные изразцовые мотивы имеют замкнуто-центрические рисунки и зрительно удлиняют высоту сооружения. Количество и качество русской керамики 17 века в виде поливного изразцового декора пяти цветов и пятивариантных рисунков при оформлении данного храма уникально и неповторимо. В 1833 церковь с трех сторон была обнесена каменной оградой.
    Шестиярусный церковный иконостас, который как считается, находится здесь с самого начала, вполне может конкурировать с росписью стен по красоте и мастерству исполнения. Выполнен он и установлен уже в начале 18 столетия и являет собой пример модного тогда украинского барокко. Его позолоченная резьба с виноградными гроздьями очень стильно сочетается с фресковыми стенами и создает ощущение гармонии, покоя и незыблемой красоты. Фигуры ангелов, украшающие центральную иконостасную часть, несколько грубоваты и близки к народному творчеству. В начале 19 века нижний ярус иконостаса был переделан.
Шестиярусный церковный иконостас в храм Богоявления, город Ярославль
Шестиярусный церковный иконостас в храм Богоявления, город Ярославль
Шестиярусный церковный иконостас в храм Богоявления, город Ярославль

  • Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) – Ярославль
    К 1641 году стены храма были расписаны 20 мастерами, руководил которыми Любим Агеев — известный костромской изограф. Имена каждого мастера можно прочесть на южной стороне церкви.
Иконостас в церкви Николая Чудотворца (Николы Надеина), г. Ярославль
Иконостас в церкви Николая Чудотворца (Николы Надеина), г. Ярославль
Иконостас в церкви Николая Чудотворца (Николы Надеина), г. Ярославль

  • Богоявленская (Никольская) церковь – Нерехта
    В 1767 году церковь была расписана ярославскими мастерами братьями Шустовыми. Братья Афанасий и Иван Шустовы — иконописцы во втором поколении. Оба вместе с отцом Андреем Емельяновым в начале работали в храмах Михаила Архангела, Иоанна Златоуста в Ярославле и в ряд других церквей. В истории искусства за ярославскими мастерами во многом закрепилась характеристика «ценителей традиции XVII века».
    Росписи церкви отличаются реалистичностью и большой живописностью. Она носит ковровый характер.
    В XVIII веке начинают использовать масло для оформления храма, а в XIX веке оно постепенно становится популярнее, чем прежняя клеевая краска. Выбор новой техники исполнения росписей во многом подчеркивает их станковый характер. Росписи в Богоявленской церкви по-прежнему выполнены клеевыми красками, согласно традициям. В 1867 году поновлялась живопись в храме.
Иконостас Богоявленской (Никольской) церкви, г.Нерехта
Иконостас Богоявленской (Никольской) церкви, г.Нерехта
Иконостас Богоявленской (Никольской) церкви, г.Нерехта

Архитектура храмов:

  • Храм Богоявления - Ярославль
    Храм имеет три престола. Главный престол посвящен двунадесятому празднику Богоявления или Крещения Господня. Южный престол освящен во имя благоверных ярославских князей Василия и Константина, северный — в честь Страшного суда Христова.
    Это одна из первых бесстолпных церквей Ярославля, в архитектурной композиции которой чувствуется влияние московского зодчества того периода. Пятиглавый, без подклета, с галереями — приделами с трех сторон, с восьмигранной шатровой колокольней, храм выделяется нарядной отделкой фасадов и полихромными изразцами. Размещение и цветовая гамма их строго подчинены архитектуре памятника. С московскими памятниками эту церковь сближает впервые примененный в Ярославле прием покрытия центральной части здания двумя рядами кокошников с четырехскатной кровлей. На ней высокие глухие барабаны с изящными луковичными главами.
    Барабаны и карнизы облицованы изразцовыми орнаментами, которые добавляют праздничное настроение в итак довольно нарядное церковное оформление. Главки на барабанах, ряды кокошников и изразцы в оформлении верха храма.

  • Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина)– Ярославль
    Как наша северная природа, был храм могуч, прекрасен, но строг в украшательстве. Самым главным украшением были пояса ширинок — углублений в виде взаимовключённых квадратов, выполненных как профилированные впадины. Ещё одно украшение, которое вы увидите и сейчас, — «катушечный пояс», протянувшийся по апсидам основного храма на уровне пола. Подобный можно встретить в Храме Василия Блаженного. Он первый на городском посаде выстроен не из дерева, а из камня. Он — одна из первых значительных построек всей Московии по окончании Смутного времени.
    Он один из совсем немногих сохранил внутреннее убранство таким, каким было оно в XVII веке. Тогда прихожанином храма был Фёдор Григорьевич Волков — создатель первого российского постоянного театра, теперь почитаемый просто как основатель русского театра. Фёдор Григорьевич исполнял свой духовный долг и — создал для храма эскиз замечательной красоты иконостаса, какого нет более ни в одном ярославском храме…
Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина)– Ярославль (Вид с юго-запада, фотоархивы)
Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина)– Ярославль (Вид с юго-запада, фотоархивы)
Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина)– Ярославль (Вид с юго-запада, фотоархивы)

  • Богоявленская (Никольская) церковь – Нерехта
    Имеет четыре престола - Николая Чудотворца, Всех Святых, Петра и Павла, Богоявления Господня. Второй престол в холодном храме Петропавловский, в трапезной, перестроенной в 1-й пол. XIX в., Никольский и Всехсвятский приделы.
    Церковная территория была окружена металлической оградой в каменных столбах. На боковых фасадах четверика расположено по три высоких прямоугольных окна второго света. Они заключены в наличники, типичные для костромского зодчества XVII века — с трехлопатными килевидными кокошниками.
Богоявленская (Никольская) церковь  – Нерехта (Фотоархивы)
Богоявленская (Никольская) церковь – Нерехта (Фотоархивы)
Богоявленская (Никольская) церковь – Нерехта (Фотоархивы)

В своем сравнение храм Богоявления и церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) из Ярославля и Богоявленская (Никольская) церковь из Нерехты имеют мало сходства, объекты из Ярославля начинают свою историю с постройки в начале 17-го века, в то время как в Нерехте постройка церкви была зачинена в 1710 году, чуть меньше чем через век после первых. По своей же архитектуре и росписи святыни имеют мало совпадений, что всё же подчёркивает уникальность каждой из построек.

Следующими бы хотелось изучить и сравнить Казанский Женский монастырь из Ярославля и Собор Казанской иконы Божией Матери в Нерехте.

Исторические справки:

  • Казанский Женский монастырь - Ярославль
    Расположен на улице Первомайской, являющейся одной из центральных улиц города Ярославль.
    В мае 1609 года, после неудачной осады польские интервенты вынуждены были оставить город, так и не заняв Кремль (территория современной Стрелки) и Спасо-Преображенского монастырь, героически оборонявшиеся ярославцами.
    В память об этом знаменательном событии и в честь иконы Казанской Божьей Матери, спасшей город от захватчиков, на месте ныне действующего Казанского собора была заложена деревянная церковь. Деревянный храм был сооружен «на болотце» всем миром. Вскоре близ церкви поселились 72 монахини из сожженного поляками Рождественского монастыря, который располагался близ церкви Богоявления. Эти события и положили начало истории Казанского женского монастыря.
    В 1649 году была сооружена каменная церковь.
    К концу XVIII – началу XIX веков каменные монастырские постройки пришли в упадок: храмы потрескались, обветшали, а каменная ограда с угловыми башнями «обросла деревьями» и склонилась к падению.

    В течение первой половины XIX века монастырь был отстроен заново: сооружены келейные корпуса, вместо старой «неблаговидной» каменной ограды была возведена новая, по-прежнему с четырьмя башнями по углам. В 1845 году был освещен Казанский собор, построенный по проекту столичного архитектора А. И. Мельникова на месте одноименной каменной церкви, построенной еще в 1649 году. Застройка монастыря продолжалась вплоть до I Мировой войны.
    Рядом был сооружен Покровский храм (1828 г.). Значительный участок территории занимал трехэтажный корпус келий настоятельницы. К нему были пристроены больничные палаты с домовой церковью Сретенья (1808 г.). Вдоль ограды стояли 5 каменных и 6 деревянных зданий келий. У западной стены трапезной Покровского храма была одновременно сооружена высокая (60 метров) 4-ярусная колокольня в классическом стиле. Позднее всех в конце XIX века соорудили восточный корпус келий.
    Казанский собор являлся и приходским храмом, что позволяло не только благоустраивать территорию, но и довести число насельниц к началу XX века до 300 человек.
    Ярославская губерния славилась тем, что была на одном из первых мест в империи по грамотности населения. Свою лепту в дело народного образования вносил и Казанский монастырь. Еще в 1860-е годы при нем существовала школа грамоты, которая располагалась в юго-западном крыле (близ площади Волкова). Правда, в 1870-80 гг. здесь была устроена богадельня, но в 1896 году вновь начала действовать одноклассная, с 3-годичным сроком обучения, школа.
    Во время эпидемий устраивались крестные ходы, в храме выставлялись кроме своей чудотворной иконы также и Толгская богоматерь, и другие. В результате «по молитвам заступницы избавление города избавление от болезни происходило».
    В конце 1918 года монастырь как таковой перестал существовать. Монахинь изгнали из его стен без предоставления какого-либо жилья. Часть из них вынуждена была покинуть Ярославль, другая перешла в Толгский монастырь, третьи искали убежище у окрестных крестьян. После пожаров 1918 года город испытывал большую потребность в жилье, поэтому часть келий была отдана лишившимся крова горожанам.
    Постепенно монастырь обретает новые святыни. Владыка Михей передал в дар монастырю икону Казанской богоматери, которую в начале XX века создали инокини этого монастыря. Икона была сохранена жительницей Ярославля Екатериной Бакаевой, которая в начале 1980-х годов и вручила ее Михею.
    2 ноября 2000 года в монастырь были переданы мощи святителя Агафангела, архиепископа и митрополита Ярославского и Ростовского (1913-1922 гг.), местоблюстителя Патриаршего Престола (1922 г), активного борца против обновленческой церкви. Он был канонизирован в 2000 году как священноисповедник.
    Возрождается и просветительская деятельность монастыря. В 2006 году на его базе была открыта первая православная гимназия имени Игнатия Бренчанинова, в которой кроме обязательных общеобразовательных дисциплин преподаются и православные, а среди преподавателей — доктора и кандидаты наук, ведущие специалисты в тех или иных областях знаний.
    Сегодня Казанский монастырь являет взгляду тот облик, который ложился во 2-й половине XIX века, сохраняя уголок старого дореволюционного Ярославля.
Казанский Женский монастырь - Ярославль (наши дни)
Казанский Женский монастырь - Ярославль (наши дни)
Казанский Женский монастырь - Ярославль (наши дни)
Икона Казанской Богоматери
Икона Казанской Богоматери
Икона Казанской Богоматери
Архитектор А. И. Мельников
Архитектор А. И. Мельников
Архитектор А. И. Мельников

  • Собор Казанской иконы Божией Матери – Нерехта
    Микротопоним собора – Колокольня. Расположен он на улице Ленина (бывшая Суздальская), центр города.
    1709-1713 год постройки. Один из первых памятников победы в Полтавской битве. Второе по возрасту сооружение в Нерехте. Ранее на месте собора стоял деревянный Борисоглебский храм, уничтоженный пожаром.
    История создания уходит в 17 век, где на месте каменного собора была деревянная церковь в честь святых Бориса и Глеба, а площадь перед церковью так и называлась «Борисоглебская».
    Достоверно известно, что в 1709 году, за две недели до Полтавской битвы, царь Петр I, усердно молился о заступничестве и помощи перед иконой Казанской Божией Матери. Это событие и послужило причиной Указа о наименовании каменной постройки в Нерехте в честь Казанской Богоматери, так как русский царь был заранее уверен в собственной победе и силе русского оружия. Пётр I повелел для ее строения сделать 200000 кирпичей и нанять рабочих.
    Во время разбора пепелища старой церкви была найдена Казанская икона Божией Матери, нетронутая огнем. Среди горожан данная икона стала считаться чудотворной; в советское время храм был закрыт, а чудотворная икона оказалась безвозвратно утраченной.
    Казанская колокольня – самое высокое сооружение в городе Нерехта. Ее высота – 60 метров.
    В 1931 году собор был отдан под хлебозавод, в этом качестве он пребывает и по сей день. Колокольня при соборе осталась нетронутой, которая отдана местному музею. На колокольню, с которой открывается живописный вид на Нерехту и ее окрестности, могут подняться все желающие.
    Существует проект по воссозданию храма.
Собор Казанской иконы Божией Матери – Нерехта (наши дни)
Собор Казанской иконы Божией Матери – Нерехта (наши дни)
Собор Казанской иконы Божией Матери – Нерехта (наши дни)
Перестроенный Казанский собор в Нерехте Костромской области, вид с северо-восточной стороны. Слева частично видна соборная колокольня.
Перестроенный Казанский собор в Нерехте Костромской области, вид с северо-восточной стороны. Слева частично видна соборная колокольня.
Перестроенный Казанский собор в Нерехте Костромской области, вид с северо-восточной стороны. Слева частично видна соборная колокольня.
Казанский собор в Нерехте. Фотоснимок 1914
Казанский собор в Нерехте. Фотоснимок 1914
Казанский собор в Нерехте. Фотоснимок 1914

И у храма, и у монастыря богатая история, которую они пронесли через года, каждый перенёс перестройки и революции, хранили иконы и мощи святых, а также действуют по сей день.

Последними сравнить хочется Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы из Ярославля и Церковь Благовещения из Нерехты с обширной и богатой историей, которые являются одними из самых известных даже за пределами области.

История и создание церквей:

  • Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы-Ярославль
    Когда-то на берегу Волги существовала Ловецкая слобода. Как понятно из ее названия, жили здесь ярославцы, промышлявшие рыболовством. В 1630 году на собранные деньги был построен деревянный храм.
    Огромный опустошительный пожар, случившийся в городе в июне 1658 года, по преданию, начался именно с этой деревянной церкви. Известно, что пламя от нее перекинулось на рядом расположенные кварталы, ветер подхватил его, и вскоре полыхал весь город. Через некоторое время деревянный храм восстановили. Однако в 1670 году он сгорел вновь. В 1702 году был построен каменный храм.
    Его единственный придел освятили в честь угличского царевича Дмитрия. В начале XVIII века храм расписали внутри на евангельские темы. Все 300 сюжетных клейм создали местные мастера, возглавляемые известными знаменщиками Федором Игнатьевым и Федором Федоровым.
    Благовещенская церковь – крестово-купольный храм, без подклета, опоясывающих галерей и трапезной. Его бесстолпный основной объем в виде четырехугольника завершает четырехскатная кровля. Стены церкви почти не имеют декора, за исключением арочных углублений для окон и лаконичного фриза на барабанах. С запада к храму примыкает паперть, над которой раньше стояла колокольня, разобранная в годы советской власти.
    Главная икона собора «Благовещение».
    Храм увенчан пятиглавием. Специалисты считают, что первоначально главки имели традиционное луковичное завершение. Но позднее главки переделали, придав им причудливую форму бутонов в стиле барокко.
    Шло время, и во второй половине XIX века Благовещенский храмовый комплекс расширили. По проекту архитектора Андрея Михайловича Достоевского, приходившегося младшим братом знаменитому русскому писателю, возле церквей возвели трёхъярусную звонницу. И, кроме того, на средства, выделенные богатым купцом и благотворителем Михаилом Васильевичем Вахромеевым, для храмов закупили дорогостоящую церковную утварь.
    Из последних событий - церковь Благовещения возвращена Ярославской епархии в 2008 году.
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы-Ярославль (наши дни, общий вид)
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы-Ярославль (наши дни, общий вид)
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы-Ярославль (наши дни, общий вид)
Главная икона собора «Благовещание», Ярославль
Главная икона собора «Благовещание», Ярославль
Главная икона собора «Благовещание», Ярославль
Архитектор Андрей Михайлович Достоевский
Архитектор Андрей Михайлович Достоевский
Архитектор Андрей Михайлович Достоевский

  • Церковь Благовещения – Нерехта
    Благовещенская церковь (1713—1716) была деревянной и к началу 18 века сильно обветшала. К царю Петру I с прошением выстроить каменную церковь с тремя престолами обратился церковный староста Стефан Лапшин.
    Трёхъярусная колокольня церкви была построена по проекту архитектора Степана Воротилова в 1722 году. Несколько раз церковь перестраивалась. Церковь стала каменная, с такою же колокольнею. Обнесена каменною оградою с железными решетками. Престолов 3: во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, во имя Великомученика Георгия и во имя святителей Александра, Афанасия и Кирилла.
    Здание типа восьмерик на четверике, завершенное пятиглавием, с северным Афанасие-Кирилловским приделом, также завершенным восьмериком. Трапезная с Георгиевским приделом и трёхъярусная колокольня выстроены вновь в 1772. Закрыта в 1931, венчания сломаны.
    Ранее в церкви Благовещения города Нерехта располагалась макаронная фабрика.
    Народное название церкви – «макаронка».
    Сейчас идут восстановительные работы.
Церковь Благовещения – Нерехта (фотография наших дней)
Церковь Благовещения – Нерехта (фотография наших дней)
Церковь Благовещения – Нерехта (фотография наших дней)
Строящаяся колокольня Благовещенской церкви в Нерехте, Костромская область.
Строящаяся колокольня Благовещенской церкви в Нерехте, Костромская область.
Строящаяся колокольня Благовещенской церкви в Нерехте, Костромская область.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Ярославле расположена на Волжской набережной, в чём так же схожа с Церковью Благовещения в Нерехте, которая находится тоже на набережной, а точнее на правом берегу реки Нерехта.
Однако, в отличии от церкви в Ярославле, церковь Благовещения в Нерехте до наших дней почти не сохранилась.

Вот так два кардинально разных города: большой, быстротечный и шумный Ярославль и тихая, маленькая и скромная Нерехта. Это города, которые трудно сравнить, если брать названия улиц, совпали в своём изобилии храмов и церквей. «Город-музей под открытым небом», как называют Нерехту, и «Город храмов и церквей», как говорят о Ярославле, что делает их такими разными, но несомненно похожими.

«НеКтО» и «Волжане» - Межрегиональный проект РДШ «Улицы моего города», 4 этап.