Кандидат политических наук, доцент, руководитель Сектора философских проблем политики
Основная сфера научных интересов: Локально-цивилизационные теории в истории и современности. Проблема самоидентификации общества в постсоветской России. Становление идентичности «национализирующихся» государств на постсоветском пространстве. Категориальное осмысление толерантности в условиях глобализации, массовых трудовых миграций, производства этнических и конфессиональных идентичностей и др. вызовов современности.
- Почему Вы решили заняться философией?
- В философию я шла очень долгим кружным путём. Получила образование экономиста, успела поработать по специальности, поняла, что большинство экономических проблем можно решить лишь политическими методами, принимала участие в региональной оппозиционной политической деятельности. В Московскую школу социальных и политических наук, именуемую в просторечии Шанинкой, я приехала, чтобы получить квалификацию политического консультанта. Деканом факультета политической науки тогда был Б. Г. Капустин, один из наиболее значимых (и при этом недооценённых) из ныне живущих политических философов, кстати, в Йельском университете его курсы были популярнее курсов самого Ю. Хабермаса. В вузе был принцип «покупки» курсов: мы сами выбирали себе программу. Яркие и зажигательные лекции Капустина по политической философии, которые вначале я решила послушать просто из любопытства, постепенно сместили мои исследовательские интересы. По окончании Шанинки в 2002 году я твёрдо решила поступать в аспирантуру Института философии РАН.
- Почему людям в целом и государству в частности необходимы исследования феномена толерантности? Ведь Вы в 2006 г. защитили кандидатскую диссертацию на тему "Толерантность как категория политической теории".
- Тема толерантности – это «больная» для меня тема. Ведь я окончила школу в год распада СССР во Фрунзе, который ныне носит название Бишкек. На моих глазах происходил взлёт «национального самосознания» кыргызского народа. Я знаю, что такое коллективная вина «русских колонизаторов», помню погромы в отношении этнических узбеков и призывы к «русским братьям» помочь в этих погромах, выстрелы, комендантский час.
Профессию экономиста я получила в Калмыцком государственном университете в период протекания во многом сходных, хотя и не таких бурных, процессов укрепления этнической идентичности в калмыцкой среде. Проблема терпимости (и не только межэтнической) была для меня крайне животрепещущей. Борис Гурьевич научил меня грамотно мыслить теоретически, помог понять, что без фундаментальной проработки истории вопроса нельзя решить ни одной политико-философской проблемы. Он же способствовал осознанию темпоральности любого «рецепта терпимости», соответствия каждого принятого решения историческому моменту. В итоге я, защищаясь по прикладной специальности, чуть было не провалилась, т.к., по мнению одного из оппонентов, диссертация была написана по политической философии…
Это было очень интересное время: в обществе происходило огромное количество конфликтов, тема толерантности была одной из самых цитируемых, предлагалось немало рецептов (в основном, через заимствование западного опыта), причём нередко теми же людьми, которые ещё недавно писали на тему «дружбы народов». Иногда бездумно заимствованные рецепты даже становились не способом решения, а источником новых конфликтов. Тема эта далеко не исчерпана, и я планирую ещё к ней вернуться на новом витке осмысления старых как мир проблем.
- Что Вы могли бы посоветовать студентам, только начинающим изучать философию?
Прежде всего, я твёрдо полагаю, что философ – это не профессия, это призвание. Стать философом, не имея жизненного опыта, невозможно. Но можно попытаться стать специалистом по философии. В настоящее время это сделать довольно сложно. Сложившая система аттестации выпускников школы с помощью ЕГЭ не способствует формированию критического мышления. Она вообще не предполагает развитие навыков аргументации. А философ должен во всём сомневаться. И вот студентам в вузе нужно наверстать всё то, что они недополучили в школе. Для этого недостаточно лишь внимательно изучать тексты каждого мыслителя, которого они проходят по программе. Необходимо читать много комментаторской литературы, учиться мыслить самостоятельно. Интересоваться историей, стараться постичь вызовы того времени, ответом на которые было формирование той или иной философской системы. Стараться понять, в чём её современная актуальность. Ведь каждая истина в равной мере исторична и вечна.