Вы знаете миры наивного сознания?

Белый цвет - символ непорочности и чистоты. Она присуща цветам, детям и некоторым взрослым, чье сознание задержалось на стадии наивности и непосредственности. Фото автора.
Белый цвет - символ непорочности и чистоты. Она присуща цветам, детям и некоторым взрослым, чье сознание задержалось на стадии наивности и непосредственности. Фото автора.
Белый цвет - символ непорочности и чистоты. Она присуща цветам, детям и некоторым взрослым, чье сознание задержалось на стадии наивности и непосредственности. Фото автора.

В книге Оливера Сакса "Человек, который принял жену за шляпу" рассказывается не только об утратах или избытках функций человеческого организма. В прошлой статье я писал о многих из них: утрате чувства собственного тела, понимания речи, обоняния.

Это предельные случаи, а значительно чаще в жизни случаются не утраты, а сбои и задержки в развитии, и, к сожалению, с самого рождения или детства. Что на это влияет - плохая экология ли, генетика ли, а может неправильный образ жизни родителей или даже карма - кто знает наверняка?

Но ученые ищут ответы, исследуют эти задержки и даже пытаются их компенсировать. Вот и Оливер Сакс смещает фокус нашего внимания, и внимания коллег-медиков с негатива на позитив, он пишет:

Мы обращаем слишком много внимания на дефекты наших пациентов и слишком мало - на сохранившиеся способности.

Возьмем, к примеру, такое отклонение от нормы как аутизм. Мое представление о нем было весьма поверхностным, а Оливер Сакс дал больше понимания этому явлению. Если мы узнаём лица (по крайней мере, знакомые) сразу и непосредственно, а не путём анализа частей и их сочетания, то аутисты видят все совсем иначе:

Понятие общего чуждо аутистам, и их картина мира состоит из набора частностей. В результате они существуют не в универсуме, а в «мультиверсуме» (выражение Вильяма Джеймса) - во вселенной, составленной из бесчисленных, точных, бесконечно живых особенностей.

В значительной степени аутизм противоположен другой крайности и расстройству - шизофрении. И эта противоположность - в открытости внешним воздействиям, в способности их воспринимать и противостоять им.

Шизофреник постоянно жалуется на воздействия, приходящие извне: он пассивен, им играют внешние силы, он не может оставаться самим собой. Аутист же, научись он жаловаться, поведал бы нам о недостатке влияний, об абсолютной изоляции.

Оливер Сакс работал неврологом в клиниках и приютах. Многие люди боятся возможности туда попасть, считают это большим несчастьем, и тому есть основания. Но Сакс и тут призывает не подходить к больницам односторонне:

Государственные больницы часто рассматривают как «тотальные учреждения», способствующие деградации пациента. Тотальные учреждения - замкнутые пространства жизни и деятельности типа больниц, психиатрических лечебниц, монастырей, тюрем и некоторых типов школ-интернатов. Но больница может стать и настоящим убежищем, где измученная, потерявшаяся в мире душа иногда находит приют и отдых - счастливое сочетание свободы и порядка, которое ей так необходимо.

Поэтическое название этой заметки "Миры наивного сознания" - также обязано Оливеру Саксу и его стремлению найти в расстройствах и болезнях не только сострадание, но и достоинство. Наивным сознанием он называет сознание, задержавшееся в своем развитии на детской стадии и сохранившее от этого свою первозданность и непосредственность. Сакс пишет:

Существуют два диаметрально противоположные типа мышления - «парадигматический» и «повествовательный». Оба они одинаково естественны и присущи сознанию, но повествовательное мышление развивается раньше и обладает приоритетом в формировании души и личности.

Таким образом, мы видим, что любой человек в своем развитии от ребенка к взрослому, проходит сначала стадию повествовательного мышления - возраст сказок, романтических и приключенческих историй, ролевых игр, которые формируют нашу личность и ее ценности, а затем в школьном возрасте и далее все больше появляется определений, аксиом, теорем и правил, переводящих наше мышление в парадигматическое, все больше лишающее его образности, зато дающее возможности оперировать абстракциями.

Работая с задержками умственного развития, Сакс признавал, что: один человек в умственном отношении может быть гораздо «ниже» другого.

Но интеллектуальная неполноценность отнюдь не исключает наличия в человеке ярких способностей и даже талантов в отношении конкретного и символического.

Недостаток интеллекта для абстрактного мышления может быть скомпенсирован способностями к творчеству в художественных, танцевальных и других изобразительных областях. Не препятствует недостаток интеллекта и развитию в религиозной и мистической сферах. Датский религиозный философ Сёрен Кьеркегор говорил:

Символизм Священного Писания бесконечно высок... но эта «высота» не имеет ничего общего ни с величием разума, ни с разницей в умственных способностях... Нет, она - для всех... Каждому доступна эта бесконечная высота.

И Сакс согласен с ним в этом:

Душа «гармонична» независимо от показателя умственного развития, и для некоторых - например для физиков и математиков - эта гармония главным образом интеллектуальна. Потребность найти и почувствовать высшую гармонию, высший порядок в любой доступной форме является, похоже, универсальным свойством разума, независимо от его мощности.

Мне глубоко близка эта гуманистическая позиция американского невролога. Аутистам и людям с задержками развития нужны не жалость и снисхождение, не отношение к ним как неполноценным членам общества, а любовь и помощь в развитии иных качеств, которые утрачиваются большинством людей при развитии.

Человеколюбие Оливера Сакса нашло свою реализацию в его медицинской практике и подходах к лечению страдающих пациентов клиник и приютов. Об этом я расскажу в следующей и заключительной заметке, посвященной его глубокой книге.

Если вам понравилась статья - лайкните ее пожалуйста, пусть она станет доступной большему количеству людей. А если вы хотите узнавать о выходе подобных статей в дальнейшем - подписывайтесь на мой канал, мне это будет очень приятно, а вам, я надеюсь, еще и полезно.