НОБ
539 subscribers

ПС-9 (АНТ-9).

195 full reads
251 story viewUnique page visitors
195 read the story to the endThat's 78% of the total page views
2,5 minutes — average reading time
ПС-9 (АНТ-9).

В середине 20-х годов появилась необходимость в создании вместительного пассажирского самолета отечественной конструкции. В связи с этим в декабре 1927 г. ОКБ А.Н. Туполева получило задание спроектировать самолет, который должен был сменить на пассажирских авиалиниях устаревшие немецкие машины.Уже 1 мая 1929 г. первый опытный экземпляр, получивший обозначение АНТ-9, был выставлен в Москве. В ходе государственных испытаний, состоявшихся в мае-июне, был совершен, перелет по маршруту Москва — Одесса — Севастополь — Одесса — Киев — Москва. С 10 июня по 8 августа на этом самолете, названном «Крылья Советов», М.М. Громов с восемью пассажирами выполнил международный перелет по маршруту Москва — Берлин — Париж — Рим — Марсель — Лондон — Париж — Берлин — Варшава — Москва протяженностью 9037 км за 53 летных часа со средней скоростью 177 км/ч. Трудностей, связанных с эксплуатацией машины, не возникало, она была удобна в полете и послушна в управлении.

В мае 1929 г. началась подготовка к серийному производству АНТ-9. Взамен импортных двигателей «Гном-Рон» было решено использовать отечественные моторы М-26 (300 л.с.). Несмотря на то, что М-26 выпускались серийно, они оказались недоведенными, мало пригодными к эксплуатации и вскоре были сняты с производства из-за неустранимых дефектов.

Вместо них на первую небольшую партию АНТ-9 были вновь поставлены импортные, теперь уже американские моторы воздушного охлаждения «Райт» (300 л.с.) с трехлопастными металлическими винтами изменяемого на земле шага. Головной экземпляр прошел испытания в сентябре 1930 г. Самолет в общем был удачным, устойчивым в полете, но стал более строгим» в управлении.

В 1933 г два самолета с моторами «Райт» были переданы в Германию для эксплуатации на авиалинии Москва — Берлин. Крыло на них обтянули полотном поверх гофра, что позволило немного увеличить скорость.

Несколько АНТ-9 с двигателями «Райт» использовались в ВВС в качестве штабных самолетов. Разрабатывался военный вариант с турелью и выдвижной башней. Велись переговоры о создании санитарной модификации, однако проект реализован не был. Организовывать крупносерийное производство самолета с импортными моторами было нецелесообразным, а отечественного хорошо освоенного двигателя мощностью почти 300 л.с. тогда не существовало. Поэтому в 1932—1933 гг. по предложению инженера-эксплуатационника Гражданского воздушного флота Сергея Ивановича Комарова носовой мотор был снят и установлены два двигателя водяного охлаждения М-17, как на самолете Р-6. После переоборудования машина получила название ПС-9 (пассажирский самолет — девятый). Это был первый советский серийный двухмоторный цельнометаллический самолет. Было построено около 60 экземпляров, и около десяти лет ПС-9 успешно эксплуатировались в Аэрофлоте на авиалиниях небольшой протяженности, главным образом в Средней Азии и Закавказье. Документально зафиксировано, что два экземпляра ПС-9 за 8 лет эксплуатации до 1942 г. налетали один 6170 ч, другой — 5205 ч и совершили примерно по 2000 авиарейсов каждый.

Весной 1935 г. один из серийных самолетов вошел в состав Агитэскадрильи им. Максима Горького. В конструкцию были добавлены обтекатели колес и полуосей с задними подкосами, декоративный нос в виде пасти крокодила и два ряда зубцов по спине от крыла до хвоста. Самолет «Крокодил» несколько лет применялся для агитполетов. Он обладал такими же летными качествами, как и обычный ПС-9.

Во время Великой Отечественной войны машины ПС-9 широко применялись для воздушных перевозок на различных фронтах под Белгородом, Сталинградом, Курском, на Северном Кавказе. Кроме того, они использовались как военно-транспортные самолеты. Благодаря цельнометаллической конструкции ПС-9 обладали высокой надежностью и живучестью.
Конструкция самолета.
Силовая установка - На прототипе АНТ-9 устанавливали три двигателя Titan мощностью по 230 лошадиные силы фирма Gnome Rhone. На серийных АНТ-9 - три двигателя М-26 мощностью по 300 лошадиные силы На серийных ПС-9 - два двигателя М-17Б по 500 лошадиные силы Двигатели крепились к моторам, сваренным из труб; для гашения вибрации использовались резиновые демпферы. В крыльях были размещены бензиновые баки. Винты двухлопастные деревянные фиксированного шага.
Крыло - взято от самолета-разведчика Р-6 АНТ-7, состояло из центроплана и отъёмных частей. Продольный силовой набор четыре лонжерона ферменной конструкции из кольчугалюминия. Поперечный силовой набор - нервюры ферменной конструкции с трубчатыми раскосами, соединенными между собой расчалками. Центроплан изготавливался отдельно от фюзеляжа и крепился к верхним лонжеронам четырьмя болтами.
Шасси - пирамидальное с резиновой пластинчатой амортизацией. Каждая пирамида состояла из полуоси, раскоса и вертикальной стойки. Шасси изготавливалось целиком из импортной хромо никелевой стали. Колеса размером 1110х250 мм.
Хвостовое оперение - было выполнено на базе оного от самолета Р-6, с небольшими доработками. Конструктивно аналогично крылу. Стабилизатор переставной в полете - ± 5 градусов.
Фюзеляж - имел близкое к прямоугольному поперечное сечение. Обшивка из листового гофрированного кольчугалюминия. Фюзеляж состоял из кабины экипажа, пассажирского салона на девять мест, гардероба, туалета и двух багажных отделений. Шпангоуты в пассажирской части рамные, в хвостовой части - раскосы из труб. Кресла располагались в два ряда с проходом по середине салона. В кабине экипажа располагались два пилота и бортмеханик.
Технические характеристики:

Тип двигателя: М-17 Размах, м:23,80 Длина, м:17,01 Площадь крыла, м2:84,90 Вес пустого, кгс:4420 Вес взлетный, кгс:6200 Максимальная скорость у земли, км/ч:215 Максимальная скорость на высоте 3000 м, км/ч:180 Время набора высоты 3000 м, мин:18,5 Дальность, км:700 Потолок, м:5100 Экипаж, чел:2 Пассажиры, чел:9.
Источник: компиляция на основе открытых источников сети интернет.