Насколько мне известно, это первый материал об инструменте сценограммы в русскоязычном сегменте интернета. Очень зря наши кинокритики и начинающие кинематографисты оставляют его без внимания. В данной статье пойдёт речь об определении сценограммы, её истоках и применении.
Истоки
Точные истоки термина и инструмента мне выяснить не удалось, но лично я услышал о нём впервые на 3-дневном семинаре "От идеи до сценария за 5 шагов" профессора Калифорнийского университета Ричарда Креволина, писателя, режиссёра, драматурга, продюсера, создателя многих рекламных роликов, получивших заслуженное признание во всём мире (например, "Золотой лев" в Каннах или премия Зрительских симпатий в Китае). Семинар проходил на базе Киношколы режиссёра А. Митты. Автор призывает использовать сценограмму как при анализе чужих фильмов, так и при создании собственных картин (как один из этапов).
Что такое сценограмма
Сценограмма -- сценарная структура фильма, основывающаяся на 6 стадиях структуры сюжета Майкла Хейга (3 акта, 6 стадий, 5 поворотных точек).
I акт подразделяется на Завязку (0-10% фильма) и Новое событие (10-25%), между которыми находится поворотная точка Появившейся возможности.
Итого I акт занимает около 25% фильма.
Переход ко II акту проходит через поворотную точку Изменение планов.
II акт подразделяется на Прогресс (25-50%) и Повышение ставок (50-75%); между ними поворотная точка Мидпоинт -- точка невозврата, середина фильма и II акта в частности.
Итого II акт занимает около 50% фильма.
Переход к III акту знаменуется поворотной точкой Большой неудачи -- точкой, в которой герой терпит полный крах и поражение.
III акт подразделяется на Финальный толчок (75-90/99%) и Последствия (90/99-100%), между которыми находится всем известная Кульминация -- точка наивысшего эмоционального напряжения.
Итого III акт занимает около 25% фильма, как и I акт.
Представленные цифры являются примерными и ни к чему не обязывают автора сценария -- это лишь своего рода статистика, демонстрирующая идеальную с точки зрения восприятия, гармоничную сюжетную структуру (как визуальное воплощение гармонии, идеальной пропорции -- золотое сечение; о нем поговорим в другой раз, когда речь пойдет про композицию кадра).
Таким образом, сценограмма -- совокупность основных сцен и поворотных точек сюжета, систематизировано зафиксированных на бумаге.
Как используется сценограмма
Первый случай: анализ чужих произведений
Сценограмма подходит для этого, как нельзя лучше. Это своего рода конспект фильма, а все мы знаем, как во время конспектирования:
- откладывается в памяти информация
- появляются новые мысли
Сценограмма также является местом для заметок, так что ни одна мысль при её использовании не канет в лету.
Использование сценограммы при анализе чужих произведений позволяет выработать и отточить собственное сценарное чувство, художественный вкус; она станет своеобразным камертоном, через который вы сможете сами настроиться на гармонию повествования.
Второй случай: написание собственных произведений
Написание сценария по методу профессора К. (так называют студенты Калифорнийского университета автора семинара) состоит из 7 этапов (сокращенный список пропускает первые два) , пятым из которых является сценограмма.
Это первый структурирующий этап в списке. Он позволяет выверить сюжет, распределить его гармонично по всему пространству будущего сценария, понять его слабые места еще на этапе разработки и своевременно исправить недочёты. Благодаря сценограмме мы можем взглянуть на наше детище целиком, системно.
Пример сценограммы
Предлагаю рассмотреть, как работает первый случай на примере фильма "День сурка".
С полным анализом вы можете ознакомиться по ссылке ниже:
"День сурка" или 6 недель до весны | Михаил Гусев | Яндекс Дзен (yandex.ru)
P.S. Моя сценограмма может отличаться от ваших. Приглашаю к дискуссии в комментариях :)