Эволюция классической «ливреи» советского Аэрофлота образца 1973 года.

27 March
385 full reads
2 min.
438 story viewsUnique page visitors
385 read the story to the endThat's 88% of the total page views
2 minutes — average reading time

Часть 1.

Заводская.

Считается, что введенный в 1973 году единый стандарт окраски самолетов Министерства гражданской авиации СССР не менялся вплоть до развала Советского Союза. На самом деле за восемнадцать лет своего существования, в стандарт дважды вносились изменения: в 1978 и в 1981 годах, после чего самолеты стали заметно отличаться друг от друга.

Эволюцию изменений наглядно проиллюстрирую на примере самолета Ту-154.

Итак, самый первый самолет в новой окраске сошёл со стапелей Куйбышевского авиационного завода в марте 1974 года. Это был Ту-154 с заводским номером 74А056.

Ту-154А  74А065 в изначальном варианте заводской окраски образца 1973 года.
Ту-154А 74А065 в изначальном варианте заводской окраски образца 1973 года.
Ту-154А 74А065 в изначальном варианте заводской окраски образца 1973 года.

С появлением серии Ту-154Б в конце 1975 года оконная голубая полоса стала чуть шире. В дальнейшем все самолёты Ту-154 и Ту-154А, проходившие капитальный ремонт, окрашивались по этой новой схеме.

Сравнение ширины голубой оконной полосы у Ту-154А и Ту-154Б.
Сравнение ширины голубой оконной полосы у Ту-154А и Ту-154Б.
Сравнение ширины голубой оконной полосы у Ту-154А и Ту-154Б.

Этот нюанс – «фишка» исключительно самолета Ту-154, к изменению стандарта отношения не имеющая. Но, тем не менее, её обязательно стоит упомянуть: внимательному зрителю данное отличие обязательно бросится в глаза.

Как я уже говорил, первое изменение в стандарт внесли в 1978 году, а на конвейере он появился в августе 1978 года. На примере Ту-154 - с машины 78А290. Изменения коснулись шрифта нанесения регистрационного знака на хвост, крыло и створки передней стойки шасси - он стал округлым, а также противобликовой полосы кабины экипажа. Теперь она не налегала на обтекатель РЛС «Гроза», а заканчивалась прямо перед ним.

Ту-154Б-2  80А455 в варианте окраски образца 1978 года.
Ту-154Б-2 80А455 в варианте окраски образца 1978 года.
Ту-154Б-2 80А455 в варианте окраски образца 1978 года.
Сравнение окраски носовой части Ту-154 до и после 1978 года.
Сравнение окраски носовой части Ту-154 до и после 1978 года.
Сравнение окраски носовой части Ту-154 до и после 1978 года.

Этот вариант окраски применялся на конвейере три года, когда в стандарт внесли новые изменения. В мае 1981 из ворот КуАЗ-а вышел новенький самолет с заводским номером 81А490. Шрифт нанесения регистрационного знака опять поменяли на прямоугольный. При этом он стал меньшего размера, чем в 1974-1978 годах. Меньшего размера стала также и эмблема Аэрофлота на носовой части фюзеляжа, так называемая «птица». Меньше стала и надпись «Аэрофлот».

Ту-154Б-2 82А530 в варианте окраски 1981 года.
Ту-154Б-2 82А530 в варианте окраски 1981 года.
Ту-154Б-2 82А530 в варианте окраски 1981 года.
Размеры надписи «Аэрофлот» на верхней части фюзеляжа самолетов Ту-154 до и после 1981 года.
Размеры надписи «Аэрофлот» на верхней части фюзеляжа самолетов Ту-154 до и после 1981 года.
Размеры надписи «Аэрофлот» на верхней части фюзеляжа самолетов Ту-154 до и после 1981 года.

В таком виде Ту-154 всех модификаций сходили с конвейера вплоть до упразднения единой окраски Аэрофлота СССР в 1992 году.

В следующий раз мы поговорим об окрасках самолетов, приобретённых ими в процессе ремонтов. Не менее интересная тема, чем эта.