Электронная подпись: что изменится с 1 июля 2021 года и позже.

С июля 2021 года в сфере электронной подписи начнутся масштабные изменения, которые повлияют на всех владельцев ЭП. Как не остаться без электронной подписи в этот период, рассказываем в статье.
Электронная подпись: что изменится с 1 июля 2021.
Электронная подпись: что изменится с 1 июля 2021.
Электронная подпись: что изменится с 1 июля 2021.

Что происходит?

В 2019 году приняли поправки в Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Часть из них уже заработала, часть начнёт работать в июле 2021 и январе 2022 года. Июльские и январские изменения коснутся всех, кто использует электронную подпись: руководители будут получать подпись в налоговой, сотрудники — в удостоверяющих центрах (далее — УЦ) с новой аккредитацией.

Какие электронные подписи будут работать после 1 июля 2021 года?

После 1 июля для владельцев электронных подписей ничего не поменяется. Все подписи будут работать, пока не закончится их срок действия.

Как проверить срок действия электронной подписи?

Срок действия электронной подписи. Обычно подпись действует 12 месяцев с момента получения. Если вы брали подпись на другой срок и не помните его, то найдите сертификат электронной подписи — в программе «КриптоПро CSP» на вкладке «Сертификаты». Откройте его и на вкладке «Свойства» проверьте срок действия в строке «Действителен по».

Если срок действия сертификата истекает после 1 января 2022 года, то до 1 января 2022 года подпись будет работать. Если срок действия заканчивается до этой даты, то перед его окончанием вам нужно получить новую подпись. Куда обратиться за новой подписью сотруднику и руководителю — объясним ниже.

Срок действия аккредитации УЦ. Если у УЦ закончилась аккредитация, то все выданные им электронные подписи перестают работать. Проверьте, что срок аккредитации вашего УЦ не истекает до1 января 2022 года — тогда вам не нужно будет обновлять подпись раньше этой даты.

Клиентам УЦ нашего сервиса интернет бухгалтерии обновлять подпись раньше срока не нужно. Наша прежняя аккредитация действует после 2022 года. Получить электронную подпись.

Какие УЦ больше не смогут выдавать электронные подписи?

С июля 2021 года в большинстве УЦ нельзя будет получить электронную подпись — они не пройдут аккредитацию по новым правилам. Подписи, которые такой УЦ выдаст до 1 июля 2021 года, будут работать до 1 января 2022 года. Конечно, если сроки действия подписи или аккредитации УЦ не закончатся раньше.

В июле 2021 года станет известно, какие УЦ останутся на рынке, то есть получат аккредитацию по новым правилам. Именно они смогут выдавать электронные подписи. В перечне аккредитованных УЦ у таких центров приказ об аккредитации будет датирован позже 1 июля 2020 года.

Получается, что до 1 июля обновить свою подпись можно в любом УЦ, с 1 июля — в УЦ, получившем аккредитацию по новым правилам.

Где получать подписи сотрудникам и уполномоченным лицам. Электронные доверенности.

С 1 января 2022 года сотрудники организаций и уполномоченные лица должны использовать свою личную подпись и для рабочих, и для личных документов. Такая подпись называется «электронная подпись физического лица» — в ней указаны только ФИО сотрудника и нет данных о юрлице, в котором он работает.

Также с 2022 года получать подписи физлиц нужно будет в УЦ, которые аккредитованы по новым правилам — их приказ об аккредитации подписан позже 1 июля 2020 года.

Использовать подпись физлица для документов организации можно будет только вместе с электронной доверенностью (официальное название — доверенность в машиночитаемом виде). На внедрение этой доверенности понадобится время: разработать принципы её работы, утвердить необходимые нормативные акт, научить информационные системы и сервисы принимать доверенности. Работа уже идёт, но вряд ли закончится раньше 1 июля 2021 года.

Поэтому, прежде чем менять свою подпись на подпись физлица, убедитесь, что нужная вам система или портал принимает электронные доверенности. И только после этого обращайтесь в УЦ.

Вероятно, первые новости о доверенностях появятся ближе к концу 2021 года. Чтобы узнать их первыми, следите за новостями своих информационных систем (ФНС, ФТС и т.д.), а также крупных операторов ЭДО и отчётности.

Где получать подписи руководителям и ИП?

С 1 января 2022 года руководители юрлиц и ИП должны будут использовать подписи ФНС. Получить такую подпись руководители могут уже с 1 июля 2021 года.

Чтобы получить, нужно обратиться напрямую в налоговую или к её доверенным лицам: УЦ, аккредитованным по новым правилам, и прошедшим дополнительный отбор. Список доверенных лиц станет известен в июле 2021 года — о нём расскажут ФНС и сами доверенные лица.

Рекомендуем дождаться окончательного списка доверенных лиц и точек выдачи подписей. Так вы сможете выбрать точку, где руководителю будет удобнее всего получить подпись. Возможно, это будет тот же самый УЦ, в котором свои подписи будут получать сотрудники, — доверенные лица ФНС смогут выдавать подписи и руководителям, и сотрудникам.

В ФНС руководители смогут получить только одну подпись на юрлицо. Всем сотрудникам, которые также подписывают документы от лица компании, понадобится своя подпись физлица и электронная доверенность.

Получить электронную подпись для отчётности и ведения бизнеса.

Кому и как получать ЭП?

Частное физлицо: нужно для подписания ЭП физлица (ФЛ); Где получать ЭП: Аккредитованный УЦ (АУЦ).

Сотрудник организации или уполномоченное лицо: нужно для подписания ЭП ФЛ + доверенность, подписанная ЭП юрлица (ЮЛ); Где получать ЭП: АУЦ.

Руководитель коммерческой организации: нужно для подписания ЭП ЮЛ, в которой указан руководитель; Где получать ЭП: ФНС и доверенные лица.

Индивидуальный предприниматель (ИП): нужно для подписания ЭП ИП; Где получать ЭП: ФНС и доверенные лица.

Сотрудник ИП: нужно для подписания ЭП ФЛ + доверенность, подписанная ЭП ИП; Где получать ЭП: АУЦ.

Нотариус: нужно для подписания ЭП нотариуса; Где получать ЭП: ФНС и доверенные лица.

Автоматическое подписание от организации: нужно для подписания ЭП ЮЛ без указания руководителя; Где получать ЭП: ФНС и доверенные лица.

Частые вопросы про изменения.

Что мне делать с электронной подписью?

До 1 июля 2021 года.
Ничего необычного. Обновите в любом УЦ, если срок действия закончился.

С 1 июля 2021 года по 1 января 2022 года.
Если вы не руководитель — обратитесь в УЦ, аккредитованный по новым правилам, и получите подпись физического лица. Но сперва проверьте, что система, где вы хотите эту подпись использовать, готова работать с электронными доверенностями.

Если вы руководитель юрлица или ИП — обратитесь в УЦ ФНС или к её доверенным УЦ, чтобы получить электронную подпись юрлица. Если вы руководитель финансовой организации — в Центробанк, должностное лицо госструктуры — в Казначейство.

А что Контур?

Удостоверяющий центр Контура соответствует всем требованиям, предъявляемым законом об электронной подписи, и сейчас мы в процессе получения аккредитации.

Когда получим её, планируем сотрудничать с УЦ ФНС, чтобы стать доверенным лицом, которое поможет выдавать электронные подписи руководителям юрлиц и ИП.

Также Контур участвует в разработке нормативно-правовых актов, которые регулируют применение электронных доверенностей. И планирует участвовать в подготовке системы этих доверенностей. А наши сервисы будут поддерживать работу таких доверенностей со всеми информационными системами, с которыми взаимодействуют.

Получить электронную подпись с автоматической настройкой и установкой в нашем сервисе.