люмос.арт
139 subscribers

Почему цифровые настольные игры достойны вашего внимания

Никита Сазонов — об играх для постковидных вечеринок и о том, что делает их особенными вне контекста пандемии

Череда локдаунов и прочих ограничительных мер все увереннее «одомашнивает» многие из наших активностей — от похода в кино или музей до встречи с друзьями. Технологии, которые когда-то позволяли взять все развлечения с собой куда угодно (в телефоне или хотя бы ноутбуке), теперь чаще всего используются для доставки контента на дом. Современная квартира становится «швейцарским ножом» мультимедиа — кинотеатром, офисом, магазином, рестораном и много чем еще сразу.

Вечеринки — вроде бы фундаментально завязанные на близости людей, — тоже меняются: на место общего пространства приходят связанные друг с другом через интернет. Видеоигры давно, как минимум со времен успеха мультиплеерного режима Doom, способны обеспечивать совместное и веселое времяпрепровождение на расстоянии. Но особняком в индустрии стоит жанр цифровых «настолок» — party-игр, то есть рассчитанных на проведение вечера в кругу друзей или семьи. Только, в отличие от классических настольных игр, собираться вместе, чтобы поиграть в них, совершенно необязательно. Чаще всего это сборники мини- и даже микроигр, куда могут входить классические настолки (вроде шашек или маджонга), викторины, танцевальные игры и многое другое. Их редко рассматривают наравне с «большими» играми, когда говорят о развитии видеоигр как формы — и совершенно зря.

Anticipation (1988)
Anticipation (1988)
Anticipation (1988)

Истоки

Во-первых, без настолок никаких видеоигр в привычном понимании бы просто не существовало. Так, можно наблюдать явную преемственность между системой очков и вероятностей в Dungeons & Dragons (любимая игра героев «Очень странных дел») и самыми первыми приключенческими видеоиграми (Collossal Cave Adventure, Wizardry, The Legend of Zelda, Dragon Quest и другие). Что и говорить, если даже компания Nintendo — идейная родоначальница современной индустрии видеоигр — начинала с того, что выпускала игральные карты Ханафуда. По сути, это то же, что и привычная нам колода из 36 карт — настольный набор, которым можно играть в разные игры, в том числе придумывая свои. Так или иначе, внутри абстрактной вроде бы колоды оказываются конкретные мини-игры (в случае известных нам 36 карт — «Дурак», «Козел» и так далее). А здесь уже и знакомые нам вариативность, понятие геймплея и многое другое, что составляет базовые принципы геймдизайна. Конечно, видеоигры до сих продолжают следовать духу настолок — стоит вспомнить о недавней видеоигре по Dungeons & Dragons или о Cyberpunk 2077, которая, можно сказать, является адаптацией одноименной настолки.

Clubhouse Games — это сборник из 51 настольной игры (от шашек до аэрохоккея), к тому же здесь можно поиграть и в карты Ханафуда
Clubhouse Games — это сборник из 51 настольной игры (от шашек до аэрохоккея), к тому же здесь можно поиграть и в карты Ханафуда
Clubhouse Games — это сборник из 51 настольной игры (от шашек до аэрохоккея), к тому же здесь можно поиграть и в карты Ханафуда

Но если вести речь о жанровой истории цифровых настолок, то отсчитывать ее имеет смысл с Anticipation (1988) — цифровой игры в шарады на время. Игроки должны угадать, что изображено на предложенных им рисунках, и, в случае успеха, двигаться вперед по виртуальной доске. Побеждает тот, кто первым доберется до конца. Хотя это не первая party-видеоигра, именно она собирает в себе все ключевые элементы жанра. Достаточно хотя бы взглянуть на ее обложку, на которой изображено множество самых разных людей, а надпись гласит, что игра подарит «веселье в компании для всех возрастов». Anticipation нацелена не на соревнование, а на веселье, она имеет низкий порог вхождения (сегодня мы называем это казуальностью) — любой может легко включиться в процесс, даже если никогда не сталкивался с подобными играми. Значимо и число одновременных игроков — а именно, четыре, — которое сохраняется по сей день в ряде цифровых настолок и во многопользовательских играх в целом.

Конечно, в каждой из них свои правила и особенности, но все популярные сегодня видеоигры для вечеринок — Mario Party, The Jackbox Party, Overcooked или даже Among Us — в большей или меньшей степени продолжают традиции, заложенные в конце 80-х.

В Overcooked вам и вашим друзьям (игра поддерживает от одного до четырех игроков) предстоит организовать процесс приготовления пищи по предложенным рецептам. В том числе на космической станции
В Overcooked вам и вашим друзьям (игра поддерживает от одного до четырех игроков) предстоит организовать процесс приготовления пищи по предложенным рецептам. В том числе на космической станции
В Overcooked вам и вашим друзьям (игра поддерживает от одного до четырех игроков) предстоит организовать процесс приготовления пищи по предложенным рецептам. В том числе на космической станции

Масштаб в party-играх

Как уже было сказано, современные цифровые настолки — это, как правило, сборники игр. Они могут быть связаны в какой-то глобальный соревновательный процесс — например, через классическую «настольную доску» с полями, ходами и финишем (Mario Party Superstars). Или через какую-то сквозную игру — например, путешествие на байдарке вниз по реке (Super Mario Party), где каждый игрок отвечает за одно весло; здесь уже в фокусе не противостояние, а кооперация. Тем не менее ядро геймплея составляют малые формы — те самые мини- и микроигры. Последнее — новаторство серии WarioWare. В отличие от знакомого каждому формата мини-игр — которые так или иначе могут присутствовать в любой видеоигре (как Гвинт в «Ведьмаке»), — партии в микроиграх длятся считанные секунды.

В каком-то смысле это даже странно. Когда у вас на одной чаше весов — бритье подмышек на скорость из WarioWare (20 секунд), а на другой — сюжет The Last of Us (20 часов), сам собой возникает вопрос о видеоиграх как феномене. С одной стороны — игра, на которую вы тратите несколько секунд, за это время успевая разобраться в управлении и решить головоломку. С другой — размеренный игровой процесс с драматургией и постепенной интеграцией механик. Можно подумать, что это все равно что сравнивать «низкий» и «высокий» жанры, подобно жанрам в искусстве. Но что станет с The Last of Us, если мы начнем ее фрагментировать? Например, если к вам придет на один час друг, не знакомый с игрой (или вообще видеоиграми), и будет смотреть за процессом в течение этого короткого промежутка? Поймет ли он что-то? Сможет ли оценить? Он оказался посередине сюжета, не зная вводных. И что будет, если в течение этого часа он поиграет в ту же WarioWare? Насколько насыщенный опыт он получит? Разве вы не испытываете фундаментально схожий опыт (пусть и с разными эмоциями), играя в микро-игру или во что-то «большое»? Малые формы не просто сокращают игровой процесс — они уплотняют впечатления, переживания, досаду, злость, делают их очень интенсивными. При этом открывая почти для всех возможность непосредственного взаимодействия с видеоиграми.

В Jackbox Party Pack вы участвуете в викторинах, играете в ассоциации, разгадываете шарады — каждый новый «выпуск» предлагает набор из пяти мини-игр
В Jackbox Party Pack вы участвуете в викторинах, играете в ассоциации, разгадываете шарады — каждый новый «выпуск» предлагает набор из пяти мини-игр
В Jackbox Party Pack вы участвуете в викторинах, играете в ассоциации, разгадываете шарады — каждый новый «выпуск» предлагает набор из пяти мини-игр

Больше любой другой игры

В 2020 году все та же Nintendo выпустила игру Mario Kart Live: Home Circuit. Буквально, «Mario Kart в реальности» — игрушечная гоночная машина, управление которой происходит на Nintendo Switch. Но относительно самой Mario Kart — тоже выдающейся игры для вечеринок — она парадоксальным образом оказалась мини-игрой. В отличие от оригинала сессии здесь длятся крайне недолго, а механики сильно упрощены. Но главное, что в ней есть — и тут игра по-настоящему расцветает, — это возможность строить собственные трассы, превращая свою квартиру в гоночный трек. Принять в этом участие могут все ваши домочадцы и друзья, а в ход идут самые экстравагантные материалы. При этом гоночное пространство может меняться и в процессе игры. А самой интересной деталью самой гонки становится взаимодействие с привычным окружением. Первое, что поражает, когда начинаешь играть, — насколько сильно преображается твой дом, если смотреть на него через камеру несущейся по полу миниатюрной машинки. Все вокруг нее кажется гигантским — включая собак и кошек, если таковые имеются. Они же время от времени становятся живыми препятствиями, то есть тоже включаются в процесс. А много ли вы знаете игр, в которых могут участвовать не только люди?

Party-игры потенциально гораздо больше любых других видеоигр, они могут заполнять все пространство вашего дома. В обычных видеоиграх вы как бы проваливаетесь внутрь экрана, ваше тело уменьшается до размеров и функционала джойстика, который вы в этот момент держите в руках. Party-игры, причем все без исключения, за счет «живого» подключения нескольких игроков делают акцент скорее на телесном взаимодействии с пространством, чем на том, что происходит на экране. Уплотняя и сжимая «виртуальный» геймплей, party-игры расширяют геймплей физический, становясь поистине гигантскими играми — настолько же гигантскими, как и ваша нога в камере машинки Mario Kart Live.

Будущее настольных игр

Как, в конечном счете, сосуществуют олдскульные настолки вроде Dungeon & Dragons с цифровыми? Являются ли они частью одного жанра или это совершенно разные миры?

Во-первых, и те, и другие вполне успешно служат одной цели — быть фундаментом вечеринки. Вопрос лишь в том, насколько «оцифровывается» сам процесс, когда игровая доска перемещается на экран телевизора. Рискнем предположить, что сути дела это не меняет: испытывать эмоции, шутить друг над другом и соревноваться приходится все же на физическом уровне. Другими словами, веселье, не становится виртуальным.

Mario Party Superstars
Mario Party Superstars
Mario Party Superstars

Mario Party Superstars

При этом та же Mario Party Superstars демонстрирует завидную гибкость, будучи способной подстроиться под практически любую вечеринку. Например, мы с друзьями встречаемся 31 октября, когда весь мир отмечает Хеллоуин, поэтому хотим выбрать в игре тематическую доску, посвященную ужасам. Эстетически и геймплейно это совпадает с нашим настроением и дарит больше веселья. Если бы мы захотели такой же подстройки со стороны «Манчкина», то пришлось бы бежать в магазин за отдельным тематическим набором. Кроме того, в отличие от других игр жанра у Mario Party Superstars есть интересная особенность — она включает в себя старые игры, выходившие на Nintendo 64 и GameCube. То есть это не просто сборник, но и еще своего рода архив, позволяющий прикоснуться к истории дизайна мини-игр и досок.

Если следующие цифровые настолки пойдут по этому пути и начнут включать в себя не только мини-игры и доски из разных поколений приставок, но и, может быть, сопровождаться классическим бумажным набором, потенциально это снимет мнимое противоречие между «аналоговым» и «цифровым». Другими словами, чем лучше сами игры будут способны подстроиться под настроение или тему вечеринки, тем меньше им будут страшны переменчивые вкусы игроков, а также, вероятно, и катастрофы, что происходят вокруг.

Текст: Никита Сазонов