Вы знаете, что такое классификация по API? Если нет — сейчас расскажем. Однако даже, если в целом вы имеете представление о ней, вам стоит прочитать этот текст — пользу гарантируем 😉
API расшифровывается как American Petroleum Institute (Американский Институт Нефти). Эта национальная неправительственная организация США занимается исследованиями и регулирует многие вопросы в области нефтяной и газовой промышленности. Одно из направлений деятельности — разработка стандартов.
В 1969 году ещё две крупные американские организации совместно с Институтом разработали систему классификации моторных масел.
Этими организациями являлись: SAE (Ассоциация Автомобильных Инженеров) и ASTM (Общество по Испытанию Материалов).
Следующий шаг в развитии качества и классификации моторных масел был сделан в 1983-1992 гг., когда под руководством API была создана и развита «Система лицензирования и сертификации моторных масел EOLCS» (Engine Oil Licensing and Certification System, API Publication No 1509).
Классификация API связывает свойства масел с условиями работы двигателей. Она позволяет определять и подбирать моторные масла на основе их рабочих характеристик и типа обслуживания, для которого они предназначены.
Система предусматривает три эксплуатационные категории моторных масел по качеству и назначению:
- S (Service) — для бензиновых двигателей
- C (Commercial) — для дизельных двигателей
- EC (Energy Conserving) — энергосберегающие. Маловязкие и легко текущие масла высокого качества, по результатам тестов снижаюшие расход топлива. Применяются и на бензиновых, и на дизельных моторах.
Система содержит более 20 классов. Для каждого нового присваивается следующая буква по алфавиту. Универсальные масла для бензиновых и для дизельных двигателей обозначаются двумя символами соответствующих категорий: первый символ является основным, а второй указывает на возможность применения этого масла для двигателя другого типа, например, API SM/CF. Иногда индекс заканчивается цифрой для более точного определения специфики.
Здесь мы приводим самые распространенные для бензиновых двигателей, и начнем рассказывать с новейших допусков.
1. API SP
Устанавливает более строгие требования к характеристикам моторного масла для ДВС с искровым зажиганием. Стандарт введён в мае 2020 года. Разработка велась в течение семи лет в ответ на просьбу автопроизводителей о введении более надежных моторных масел, способных удовлетворить потребности современных и будущих бензиновых двигателей. Каждая компания, которая желает получить допуск SP для своей продукции, должна пройти все процедуры проверки на соответствие жёстким требованиям. Мы по праву гордимся тем, что в линейке масел Kixx тоже появились продукты с допуском SP.
Одновременно с API SP Международный комитет по стандартизации и одобрению смазочных материалов (англ. International Lubricant Standardization and Approval Committee) утвердил спецификацию ILSAC GF-6. Среди прочего она призвана сократить выбросы парниковых газов и увеличить экономию топлива.
2. API SN PLUS
В 2018 году Американский институт нефти (API) ввел новую спецификацию моторных масел API SN PLUS, которая разрабатывалась с учетом специфики современных двигателей, оснащенных турбонагнетателем (TGDI), непосредственным впрыском топлива (GDI) и имеющих, как правило, высокую степень сжатия. При эксплуатации данных моторов было зафиксировано достаточно большое количество рекламаций, связанных с эффектом преждевременного самопроизвольного воспламенения топливной смеси (LSPI — Low Speed Pre-Ignition). Инженерам-химикам пришлось в срочном порядке проводить исследования и модернизировать масла класса API SN для решения данной проблемы.
Спецификация API SN PLUS является промежуточной, требования к маслам, связанные с предотвращением эффекта LSPI, были учтены и при разработке следующего стандарта API SP.
3. API SN
Введен в эксплуатацию 1 октября 2010 года. Основное отличие API SN от предыдущих классификаций API в ограничении содержания фосфора для совместимости с современными системами нейтрализации выхлопных газов. Масла этой категории обладают улучшенными антиокислительными и моющими свойствами, обеспечивает высокую защиту от износа и коррозии. Усилены высокотемпературные свойства для эксплуатации в двигателях с турбонаддувом. Могут использоваться там, где рекомендуется применение масел категории SM и SL. Некоторые масла из этой категории могут соответствовать спецификации ILSAC GF-5 и квалифицироваться как энергосберегающие.
4. API SM
Для автомобилей произведённых в 2010 году и ранее, которые оснащены современными бензиновыми многоклапанными ДВС, в том числе с турбонаддувом.
По сравнению с классом SL имеют более высокие показатели защиты от окисления и преждевременного износа деталей двигателя. Масла этой категории сохраняют свои свойства во время длительной эксплуатации при низких температурах.
5. API SL
Моторные масла для двигателей машин, выпущенных после 2000 года. Применяются в многоклапанных турбированных моторах, работающих на обеднённой топливной смеси. Соответствуют требованиям своих лет по экологии и энергосбережению. Отличаются пониженной летучестью, увеличенными интервалами замены.
Что интересно — стандарта API SK не существует. Дело тут в следующем: один из поставщиков моторных масел в Южной Корее использует сокращение "SK" как часть своего корпоративного имени. Поэтому букву «К» пропустили для исключения возможной путаницы.
Как вы могли заметить, каждые несколько лет список API пополняется новыми классами. Совершенствуются двигатели, их конструкция становится сложней, ужесточаются экологические нормы. Автоиндустрия выдвигает новые и новые требования к моторным маслам
Вслед за Американским Институтом Нефти мы не стоим на месте и стремимся развивать наши продукты. А получение самых современных допусков - лучшее официальное признание нашей добросовестной работы и качества масел Kixx!