160 subscribers

Отдыхал в Хосте и решил найти дольмен. Попал в переделку из-за ошибки в Google-карте

Описываемые события развернулись летом 2018 года и получили свое продолжение летом 2019 года. Приготовьте чашку чая, большой бутерброд, представьте себя жарким летом на черном море, где-то в Хосте\Кудепсте, почувствуйте аромат магнолий и услышьте шум прибоя...

Пляж Кудепсты.

«Обгнездившись» на высоте 80 метров над уровнем моря, где возвышался над Кудепстой гостевой дом, обозначенный на Booking креативными владельцами как хостинский, я осмотрелся в плане наличия близлежащих достопримечательностей. Так как «на все про все» у меня было пару часов по утрам, сильно не разбежишься и я выбрал себе в жертву самую ближайшую и, казалось бы, доступную цель: так называемый «Кудепстинский Культовый Камень». Ученые не имеют единого мнения: что оно и для чего, но в целом решили считать дольменом. На том и порешили... Смотреть, как он выглядит на фото я не стал - так забавней. «Google»- карта отмерила мне 7 км удовольствия, но при этом чуть ли не 2 часа пути. Но я же буду бежать, а значит дело пойдет быстрее.

Ранним утром выдвинулся по Сухумскому шоссе, петляющему и холмистому. Пара-тройка собак добавили мне бодрости. В районе «Голубой горки» (санаторий «Газпром») я покинул побережье и двинулся в глубь материка. В горы. Дорога пошла круто вверх, так что пришлось уже идти. Долго ли, коротко ли, а я завелся на территорию санатория, возвышающегося над Храмом Преображения Господня. Там дорога и закончилась. Оставалась лишь лестница к храму и сейчас я понимаю логику навигатора, но тогда решил, что «что-то здесь не так» и хоть до места назначения оставалось «всего» 3 км, повернул домой.
Так как пеший маршрут не оправдал оказанного ему высокого доверия, я решил
«забить» автомобильный. Он был чуть длиннее, зато понятней.

Пляж Хосты. Дольмен где-то там, куда показываю пальцем.

Утром следующего дня состоялась вторая экспедиция к дольмену. Я стартовал по Новороссийскому шоссе. Оно ровное, без холмов, в отличие от Сухумского, по нему надо было бежать около 4 км, а потом уже нырять в серпантины. Однако уже на 2м км я обнаружил, что мой путь лежит через тоннель, а значит - пропадет gps. Свернул в Хосту, пересек ее, пробежал через мост, с которого открывалась панорама на футбольное поле.

Сразу за санаторием МВД «Хоста», навигатор предложил мне свернуть вправо вверх. Что я и сделал и уже через минуту попал на территорию, по-виду, заброшенного санатория, совершенно тупиковую, где был встречен «с цветами и конфетами» местными сторожевыми собачками. Вернулся на улицу Шоссейную и побежал дальше. Навигатор перестроился и предложил уйти вправо в районе остановки «Звездочка». Через 5 минут сурового бега в крутой подъем дорога уперлась в лестницу и повернула во двор жилого дома. Вот Тебе и езжай на авто к дольменам! Ладно, пошел на штурм лестницы, но не долго: тут же мне дорогу перегородила собачка, на подмогу которой уже неслись сверху другие хвостатые братья. Ну никакого уважения к ростовским тиграм!

Тигры, они и в Хосте тигры.

Вернулся к «Звездочке» и побежал дальше, свернул вправо, по серпантину между строений, пока не забрался невесть куда к обрыву, на краю которого располагался гостевой дом и мальчик, гуляющий там в 7 утра по двору спросил у меня:
- А Ты из какой Москвы?
- Из той, что в Ростове - ответил я и повернул обратно вниз, к тому месту, где изначально мне предлагалось повернуть вправо. Рядом с этим местом была ещё одна дорога вверх и навигатор с энтузиазмом принял мое предложение проследовать по ней. Время прибытия стало сокращаться. Через 5 минут дорога уперлась в непонятно что, однако продолжение движения было исключено. Спускаюсь вниз. Дискредитировавший себя автомобильный маршрут меняю на не оправдавший доверия пешеходный... Даю ему и себе последний шанс.

Бегу. В районе «Звездочки» поворачиваем вправо и... резко вправо снова! А в первый раз я подумал, что это не дорога, а парковка. Следую этим путем и время прибытия к цели начинает сокращаться, а дорога уверенно продолжает существовать, ни во что не упираясь. Остается 2 км сплошного подъема, на которые навигатор отводит 35 минут. Зарядка на телефоне (а работают одновременно и Strava и Google) показывает 27%. Начинается квест: что быстрее закончится: зарядка или путь? Ведь «не запостил - значит не был», надо успеть сделать фото дольмена! И тут началась «Большая Кудепстинская Забава»...

Не все собаки одинаково полезны...

Окрыленный правильным маршрутом, я очень быстро начал сокращать разрыв между процентом зарядки и временем прибытия к цели. И так опасался снова потерять «нить клубка» (древний навигатор из сказок), что строго следовал указаниям. Настолько строго, что пошел по его наводке напрямик через заросли по тропе шириной в метр между двумя участками, тогда когда в 50 метрах была нормальная дорога (маршрут, напомню, в этот момент был пешеходный). Женщина и собаки, проживающие на этих участках, вероятно, впервые наблюдали странного субъекта, который не ищет легких путей, поэтому даже забыли сопроводить меня дежурным лаем.

5 минут до цели. Жилые дома закончились вместе с асфальтированной дорогой. Дальше начался лес и тропа вверх из крупного камня, по которой можно было только идти пешком. Через 200 метров она круто повернула вправо и открылся вид на большое пространство, покрытое зарослями, меж которыми пролегала тропа, ведущая снова вверх, на этот раз - к вершине, покрытой лесом. Конечная цель моих поисков. Но, прежде надо было миновать огромный особняк, расположенный справа от тропы. У меня даже мелькнула мысль, что тут живет Хранитель Дольмена. Когда я увидел, что ворота во двор распахнуты настежь, я сразу понял, что сейчас будет... И тут же перешел на шаг. Но это не помогло.

Со двора вылетел огромный, черный сторожевой пес, в глазах которого читалась врожденная ненависть ко всем тиграм, особенно тем, что из Ростова. Держась к нему лицом, я начал отступать от дома в сторону вершины (ну не бежать же обратно вниз, когда стоишь в 100 метрах от цели?). Пес же, видимо, не читал документы из БТИ и не знаком был с понятием «межевания». У него были свои границы охраняемой территории и очевидно, что я находился на ней. Он наступал. Тут мне следовало упасть на четвереньки и произнести: «мы с Тобой одной крови, Ты и я!» - но от театрально-драматических сцен я воздержался, тем более что зрителей, увы, не наблюдалось. Зато на подмогу «Хранителю Дольмена» подтянулись еще несколько псин со двора, некоторые из которых ни чуть не уступали первому в размерах. Так или иначе, а я добрался до вершины, покрытой лесом. Первым делом - дольмены, а собачки - потом...

Я не знал как выглядит искомый дольмен, поэтому на всякий случай сфотографировал это место, указанное на картах как точка расположения дольмена.

Осмотрелся. Ничего похожего на искомый объект не наблюдалось. Налетела на меня лесная мошкара. Побродил туда-сюда. Нашел какую-то песчаную горку с бревном внутри и присыпанную камнями (может прикопали кого-то по-тихому?) сфотографировал на всякий случай, но на дольмен она никак не тянула. Вздохнул. И вспомнил эпизод из фильма «Мирный Воин», когда учитель несколько часов ведет по горам ученика, чтобы «показать ему нечто прекрасное», а в итоге показывает обыкновенный камушек под ногами и ученик начинает эмоционально негодовать. А учитель говорит: «Но Ты ведь был счастлив, пока шел сюда?» И тогда ученик понимает, что «не цель делает нас счастливыми, а Путь...»

А мой путь обратно лежал через свирепых хвостатых, которые никуда не собирались уходить, а наоборот, уже потирали лапами и вытирали слюнки. Визуально никакой другой дороги вниз не наблюдалось. Я отправил содержательное смс жене: «добрался», после чего выключил телефон. Вдоль леса шла конская тропа, усеянная сами понимаете чем... Ну просто наши «Соловьиные тропы", сочинский вариант. Пошел по этой ленточке надежды. Через 100 метров она уперлась в обрыв, развернулась и пошла обратно. Вернулся. Осмотрелся. Собаки машут лапами и зовут к себе. Людей не видно.

Тогда я решил, что если пойду по диагонали через заросли, то миную собак справа на расстоянии 150-200 метров и попаду на каменистую тропу вниз. Пошел. Заросли местами были выше меня, где-то видно было, что сюда забредали лошадки. Чем дальше - тем гуще. Пару раз споткнулся о бревно, пару раз провалился в какие-то ямки. Продирался уже по самим зарослям, настолько плотным, что они не давали возможности наступить на землю. А потом земля-то и закончилась. Балка. Крутизна которой не оставляла сомнений в безнадежности предприятия. Повернул обратно. Изрезал себе руки-ноги, пострадала и майка «Ростов Дон Бегущий». За это я переживал больше всего. В добавок ко всему - начался приступ аллергии на пыльцу. Лесные мошки тоже обрадовались моему возвращению. Собачки ухмылялись и приговаривали: «куда же Ты денешься с подводной лодки?»

Самая чистая часть меня выглядела в те минуты так...

И тут на меня снизошло озарение: лошадки ведь не падают с неба и у конской тропы есть другое окончание! Пошел по ней в другую сторону. Если бы она закольцевалась с другой стороны вершины, я бы залился истерическим хохотом и просил бы считать меня ростовским тигром-коммунистом, заблудшим в кудепстинских горах. Еды с собой не было, воды - пять капель. Однако тропка повернула вниз, в лес, обогнула собак слева на расстоянии 500 метров и вывела меня в люди. Я готов был обнять и расцеловать тех собак, что бросились ко мне из близлежащих частных домов. К любви они не были расположены и быстро растворились в округе. Спускался я уже асфальтированной дорогой, непрестанно чихая, потратив все влажные салфетки, весь покрытый семенами, грязью, какой-то неустановленной растительностью, коленки в крови, руки и ноги в порезах. Чихая и проходя мимо женщины с ребенком, я услышал: «будьте здоровы» и следом: «посмотри, дочь, на кого дядя похож, словно из леса вылез...» А так и было, а еще из передряги! Вышел на Шоссейную в районе Храма. Это и был оптимальный путь наверх, но навигатор не предложил мне его ни разу! И собак не надо было бы беспокоить. Но зато сколько впечатлений на заднее место!
Весь мой путь в то утро составил около 20 км с высотой восхождения более 600 метров. Дольмен я так и не нашел, но если вы думаете, что я на этом успокоился, то это не так...

Последний вечер на море, а я все думаю про дольмен. Я его обязательно найду!

Еще на обратном пути я решил, что завтра (день отъезда) снова пойду туда. Дорогу в обход собак теперь знаю, фотки поделать надо, да и, лучше осмотревшись в лесу, может, найду дольмен. Однако вечернее восхождение на Ахун в компании со скайраннерами Сочи так насытило меня впечатлениями, что утром не отсутствие сил, а именно переполненная чаша чувств оставила меня в постельке. Вернувшись в Ростов, я снова полистал Инстаграм по хэштегу культовый камень и нашел совершенно подробное, ясное и... иное (!) описание местонахождения дольмена. Оказалось, что от дома, где мы жили и до него - ногой подать: в google-карте местоположение дольмена было указано неверно, двигаться надо в другую сторону, спуститься с горы в центр Кудепсты, пройти по ул. Дарвина мимо школы-интерната и потом 15 мин по лесу. Никаких экстримов. Никаких кушерей. Никаких собак. Хотя, кто знает... (примечание автора: как я заблуждался в этом! :) ) Буду в тех краях, обязательно продолжу поиски своего дольмена. Поэтому в истории про Кудепстинский Культовый Камень рано ставить точку...

Через год я вернулся в Хосту и снова отправился на поиски своего дольмена.

Оригинальную публикацию можно прочитать в моем Инстаграм здесь

P.S. Спасибо, что дочитали до конца. Если Вам понравилась публикация, поставьте , пожалуйста, «лайк», подпишитесь на мой канал. Для меня это очень важно! А я побегу еще что-нибудь искать :)