860 subscribers

Любимец старого Петербурга

911 full reads

Популярная петербургская газета «Обозрение театров» 1 июня 1910 года среди прочих рекламных объявлений поместила на своих страницах афишу, которая гласила:

Большой (Каменный) театр «Аквариум». Пятница 4 июня. Только один вечер русских, цыганских и неаполитанских песен оригинальной русской народной певицы Надежды Васильевны Плевицкой и тенора Императорской русской оперы Александра Михайловича Давыдова, в первый раз под аккомпанемент известного солиста-виртуоза на балалайке Бориса Сергеевича Трояновского.
Легенда и любимец старого Императорского Петербурга, солист Мариинской оперы Александр Михайлович Давыдов.
Легенда и любимец старого Императорского Петербурга, солист Мариинской оперы Александр Михайлович Давыдов.

После подробного перечисления репертуара Н. В. Плевицкой далее афиша извещала:

А. М. Давыдов исполнит в первый раз целый ряд новых любимых цыганских песен и романсов: «Всему конец», «Жду тебя, приди скорее», «Дай, милый друг, на счастье руку» (из репертуара А. Д. Вяльцевой), «Я так хочу тебя любить», «Ночь» (цыганский вальс), «О, если б вернуть былое мне», «Я влюблен в одни глаза», «Еще одна мечта», «Нежная роза», «Он изменил тебе с другой», «И буду тебя я ласкать», «Пожалей», «Серенаду» и пр.. А. М. Давыдов исполнит неаполитанские песни и русскую песнь «Сизый голубочек» под аккомпанемент Б. С. Трояновского.
Начало в 9 часов вечера. Билеты в цветочном магазине «Ирис», Невский, 15, у Полицейского моста.

Подобная афиша означала, что театр будет набит битком, и зрители знали, что они будут присутствовать на празднике жизни. Имена артистов сами говорили за себя: Н. В. Плевицкая – исполнительница русских песен, тогда самое модное увлечение многомиллионной армии меломанов, А. М. Давыдов – любимец музыкального Петербурга.

Любимец старого Петербурга

А начиналось все самым обыкновенным ранним утром. В Симферополе.

Дворник подметал улицу, подметал с чувством, с толком, с расстановкой. За ним по пятам, засунув руки в карманы, сосредоточенно следовал мальчишка лет тринадцати-четырнадцати. Дворник с большим настроением распевал старую солдатскую песню «Последний нонешний денечек», одинаково серьезно относясь и к пению, и к работе. Мальчишка слушал, старательно запоминая мелодию и слова. Дойдя до конца улицы, труженик метлы спустился к себе в дворницкую и вернулся с кружкой молока и бубликом. «А можешь «Очи черные»? – с восхищением глядя на дворника, спросил мальчишка. «Угу», – ответил тот с полным ртом.

Посидели, попели.

«Не опоздаешь?» – прожевав, спросил дворник и надел рукавицы. Мальчишка побежал со всех ног по булыжной мостовой, выводя на ходу: «Очи ч-черныя-я-я, очи с-с-страстныя-я-я».

Дворника звали Лукой, а его поклонник был будущим Королем, только он об этом еще не знал. Коронование его состоится гораздо позже, лет через десять-пятнадцать, когда солиста Императорских театров Александра Михайловича Давыдова нарекут «Королем цыганского романса». В 1911 году уйдет из жизни признанный «Король цыганского романса» Саша Давыдов, московская звезда цыганского романса, старший коллега и однофамилец нашего героя. И к Александру Михайловичу по наследству перейдут и «титул», и «звание», и признание, потому что пел он романсы удивительно и редкостно!

Любимец старого Петербурга

Биография этого популярнейшего в начале ХХ века артиста богата событиями, приключениями, ему везло на встречи с интересными людьми, да и сам он был человеком незаурядным. Достаточно сказать, что Александр Михайлович был выдающимся оперным певцом, блестящим исполнителем камерной вокальной лирики русских композиторов-классиков, интересным и обаятельным опереточным артистом, мастером неаполитанской песни, ему не было в те годы равных в передаче страстных и чувственных «жестоких» цыганских романсов, наконец, он был известным общественным деятелем, талантливым руководителем и инициатором новых творческих проектов, да просто был он хорошим, душевным человеком. Это был любимец старого Петербурга, где его знали абсолютно все.

Редкий в начале ХХ века пример фотомонтажа. Александр Михайлович Давыдов дает прикурить самому себе.
Редкий в начале ХХ века пример фотомонтажа. Александр Михайлович Давыдов дает прикурить самому себе.

Певец родился в местечке Кобеляки Полтавской губернии в 1872 году в бедной семье учителя. Настоящая его фамилия Левенсон. Мальчиком, с двенадцатилетнего возраста, пел в церковном хоре. Родители отдали его в реальное училище, но учился он плохо, мальчишка в буквальном смысле слова «заболел» пением. Петь ему хотелось всегда и везде – в аудиториях, коридорах, на переменах, во время занятий, после уроков, на улице, дома. Наконец, терпение его лопнуло, и он просто сбежал из дома, дома ему петь никто бы не дал. С большим трудом добравшись до Киева, стал искать работу, связанную, конечно же, с пением. Ему удалось поработать в хорах киевских ресторанов и летних садов. И вдруг, совершенно неожиданно, к большому огорчению мальчишки, голос перестал его слушаться – вместо звонких, красивых трелей из горла доносился противный, глухой шип. И, главное, нельзя было никакими усилиями вернуть былое великолепие. Время брало свое, началась мутация, голос из мальчишеского стал формироваться в мужской. В Симферополе ему пришлось устроиться в бакалейную лавку приказчиком. Здесь и свела его судьба с дворником Лукашкой. Дворник был большим любителем и знатоком модных, последних романсов, хороших русских песен. Юный приказчик, пользуясь вынужденным перерывом в своей творческой карьере, старательно заучивал со слуха новые для себя произведения, перенимая все тонкости исполнения дворником последних новинок «жестокого» репертуара, пытался все запомнить и повторить так, как он слышал у Лукашки. Спустя много лет, Александр Михайлович, шутя, назовет его своим первым учителем.

Время шло, голос окреп и снова начал слушаться хозяина.

На 17 году я уже пел тенором, и голос мой вначале от природы был поставлен. У меня был лирический тенор с природной колоратурой,

- напишет впоследствии артист в автобиографии.

Этикетка граммофонного диска с записью голоса А. М. Давыдова. 1910 год.
Этикетка граммофонного диска с записью голоса А. М. Давыдова. 1910 год.

Романс "Когда б я знал", музыка Козлова. Поет А. М. Давыдов. Запись 1910 года. Санкт-Петербург.

Давыдов вновь поет на ресторанных подмостках, благо, это ремесло ему уже хорошо знакомо. Солиста цыганской капеллы в Киеве увидел и услышал знаменитый антрепренер И. П. Прянишников и предложил место в хоре городской оперы. Вдвое потеряв в заработке, Давыдов стал «в костюме царевича» выходить на сцену Киевского оперного театра.

Камилло Эверарди. Легендарный вокальный педагог, воспитавший десятки действительно выдающихся русских певцов. Жил и работал в России.
Камилло Эверарди. Легендарный вокальный педагог, воспитавший десятки действительно выдающихся русских певцов. Жил и работал в России.
В то время в Киеве был знаменитый преподаватель пения Эверарди, вот я пошел к нему. Знаменитый учитель наговорил много хорошего о моем голосе, и я уже мечтал, что он станет учить меня даром, но, увы, при всех достоинствах Эверарди был большой сребролюбец, и пришлось из последних платить ему три рубля за урок. Я предпочел обедать два раза в неделю, лишь бы учиться у Эверарди. Учился я у него два сезона, и систему его я усвоил себе навсегда,

– вспоминал А. М. Давыдов.

Путь к королевскому трону был открыт.