16 subscribers

Цены на продукты в Хабаровском крае — почему такие высокие и как их снизить?

Источник фото: телеканал «Хабаровск»
Источник фото: телеканал «Хабаровск»

Цены на продукты — одна из самых важных тем. Она волнует людей больше, чем политика, криминал и новости шоу-бизнеса. Резкое подорожание товаров в последние месяцы отметили 95 % россиян, а 77 человек из 100 уверены: цены продолжат расти. Почему так происходит и можно ли уменьшить цифры на ценниках, улучшив качество продукции? Разбирается телеканал «Хабаровск» в цикле материалов «Продовольственная программа».

Дорогая логистика — дорогие продукты

В Хабаровском крае дорогие продукты — дороже, чем на западе страны. Особенно это заметно по некоторым позициям из овощей и фруктов.

Источник фото: телеканал «Хабаровск»
Источник фото: телеканал «Хабаровск»

Если географию сузить только до Хабаровска, то можно отметить: от магазина к магазину цены тоже отличаются. Например, в маленьких лавках продукты дороже, чем в больших гипермаркетах. Причина — в логистике.

«Взять хотя бы персики. Их, например, из Киргизии закупает один поставщик, везёт в Москву или Новосибирск. Там товар закупает другой поставщик поменьше и привозит уже в Хабаровск на оптовую базу. На этой базе персики скупают несколько точек, у которых уже я покупаю. В этой "цепи" — 4-5 звеньев, где каждый делает наценку. Цена для конечного покупателя может быть в 5 раз больше, чем закупочная в Киргизии», — поделилась хозяйка небольшой торговой точки Лилия Бельтикова.

В сетевых супермаркетах продукты стоят дешевле, чем в «магазине у дома». Дело в том, что у крупного бизнеса, в отличие от малого, есть деньги, чтобы привозить большие партии, поэтому транспортные расходы на единицу товара получаются относительно невысокими. В экономике это называется «эффект масштаба».

«Чем больше производство, тем ниже удельные затраты. То есть, если вы закупаете, например, 10 коробок чего-нибудь — у вас будет одна цена; если вы закупаете 10 миллионов коробок чего-нибудь, да ещё и на огромный банковский кредит по низкой ставке — у вас и цена будет меньше. Или вы арендуете вагонный парк, или владеете им – разница есть. Поэтому транспортные расходы для крупного бизнеса в разы ниже», — объяснил доцент кафедры «Финансы и кредит» ДВФУ, старший научный сотрудник Института экономических исследований ДВО РАН Максим Кривелевич.

Монополии vs. покупатели

В супермаркетах цены ниже, поэтому люди чаще покупают продукты там, а не в небольших продовольственных у дома. В итоге малый бизнес не выдерживает конкуренции, закрывается, а на рынке складывается монополия крупных торговых сетей.

«Монополия в продовольственном ритейле плоха тем, что на первых порах потребитель получает преимущество в виде низких цен, но после уничтожения естественных конкурентов монополии могут бесконтрольно увеличивать цены и менять ассортимент в сторону ухудшения. То есть вы можете в определённый момент прийти в магазин и увидеть, что колбасы из мяса на прилавках просто нет. Единственное, что заставляет продавцов выставлять на прилавки хороший товар, а производителей производить хороший товар — это конкуренция», — продолжил Максим Кривелевич.

Как не убить конкуренцию?

Сохранить конкуренцию и снизить цены на продукты могут региональные логистические центры, куда товары будут попадать напрямую, а не через бесконечную цепь перекупщиков, где каждый накручивает цену. Сейчас оптовыми поставками продуктов в Хабаровский край занимается узкий круг компаний. Они «застолбили» за собой рынок несколько лет назад и диктуют цены. Новым фирмам зайти на это поле очень сложно — нужны большие площади под склады и хранилища. Строить их «с нуля» дорого и рискованно — проект может не окупиться, поэтому бизнесмены за них не берутся. Но всё же один такой центр прямо сейчас строится на площадке МТЦ «Выборгский».

«Дмитрий Медведев, ещё будучи президентом, издал указ, по которому запретил торговлю на улицах. После этого мы построили большое количество площадей для промышленных и продовольственных товаров. Сейчас становится всё меньше поставок товаров из Китая и Турции — у нас площади освобождаются. Чтобы они не пустовали, мы их переформатируем под логистические центры — с современным оборудованием, холодильными камерами под мясо, рыбу, овощи и фрукты», — рассказал основатель логистического центра «Али Фуд» Новруз Мамедов.

Логистические центры снизят цены

С появлением логистического центра в Хабаровске цепочка поставок продуктов значительно сократится.

Источник фото: телеканал «Хабаровск»
Источник фото: телеканал «Хабаровск»

Отказ от большого числа перекупщиков в итоге приведёт к снижению цены для конечного покупателя.

«Мне кажется, когда появится такой логистический центр и оптовые поставки будут миновать цепочку перекупщиков, цены на товары можно будет снизить в два раза», — считает хозяйка небольшой торговой точки Лилия Бельтикова.

Ход за чиновниками

Строительство логистических центров на Дальнем Востоке не только снизит цены на продукты для покупателей. Подобные проекты напрямую поддержат малый бизнес, создадут дополнительные рабочие места, увеличат налоговые отчисления в местный бюджет. По мнению старшего научного сотрудника Института экономических исследований ДВО РАН Максима Кривелевича, государство должно быть заинтересовано в таких инициативах и поддерживать их.

«Если чиновники помогут становлению логистических центров, то будет хорошо. Если чиновники не помогут, то центра попросту не будет. Во-первых, государство должно предоставить проекту существенные налоговые льготы. Во-вторых, субсидирование кредитных ресурсов — ведь чем больше проект может получить кредитных ресурсов, тем он может быть обширнее, а чем он обширнее, тем больше социально-экономических задач он решает», — рассказал Максим Кривелевич.

Строим логистические центры, оптимизируем цепочки поставок и снижаем цены — вроде бы всё понятно. Однако логистика — не единственная причина дороговизны. Что было бы, если Хабаровский край сам обеспечивал себя продуктами? Как минимум, возить бы ничего не пришлось. Что нужно сделать, чтобы регион наладил производство? Об этом — в следующем материале цикла «Продовольственная программа».