Найти тему
Правда Москвы

Блеск и нищета: кому в России жить хорошо?

«Кому живется весело, вольготно на Руси?» – вопрошал русский классик полтора столетия назад. Вопрошал, разумеется, риторически – и тогда, и сейчас хозяева жизни заметны и в представлении не нуждаются. Разве что поменялись костюмы и лица, а суть остается прежней.

Да что говорить: наша страна из века в век остается самой-самой – самая большая территория, самые крупные месторождения газа и нефти, самые обильные запасы чистой воды и леса. А еще – самые богатые люди. Уж в чем-чем, а по количеству олигархов мы действительно догнали и перегнали Америку.

Международная деловая газета Financial Times заинтересовалась состоянием российских миллиардеров. И, привлекая информацию из открытых источников, провела любопытное расследование. Оказалось, что совокупное состояние крупнейших российских бизнесменов составляет 35% от внутреннего валового продукта страны. И это абсолютный рекорд в мире. Самое примечательное то, что соотношение благосостояния миллиардеров и объема национального ВВП увеличилось на 10 п.п. именно за карантинный 2020 год. Тут уж кому эпидемия, а кому – новая премия.

США, кстати, заняли скромное четвертое место. Страна лимузинов, биржевых игроков и миллионеров выглядит крайне скромно на фоне нашей духовной державы: состояние самого богатого человека в мире, основателя компании Amazon Джефа Безоса, составляет всего 0,8% ВВП США. А самый именитый богач Джон Рокфеллер на пике своего могущества довольствовался 1,6% от американского ВВП. Россия же, как все мы знаем из популярной рекламы, щедрая душа. И потому для своих, отечественных олигархов денег не жалеет – совладелец «Северстали» Алексей Мордашов владеет состоянием в 29 миллиардов, что равно 1,7% российского ВВП. Не отстают и другие «акулы рынка». Но отдельно стоит сказать и о структуре их доходов.

Итак, аналитики финансового издания, не мудрствуя лукаво, поделили всех олигархов мира на плохих и хороших. «Хорошие», согласно этому разделению, занимаются развитием технологий, продвижением науки и прогресса, а так же исправно платят налоги. «Плохие» же, соответственно, сколотили свое состояние в сферах, уклончиво названных «потенциально коррупционными». Их доходы непрозрачны, а сам бизнес наносит ущерб окружающей среде, использует устаревшие технологии (то есть экономит на разработках) и является крайне неэкологичным. Разумеется, сырьевая экономика современной России уже не первый год держится на последних. 60% отечественного рынка составляют именно «плохие» миллиардеры. По данному показателю мы уступаем разве что Мексике и занимаем второе место в мире.

Между тем, пока избранные едят рябчики и ананасы, большая часть России остается без хлеба. И увы – даже не в переносном смысле. За период с января по март текущего года россияне обеднели еще на 3,6% – такие данные приводит Росстат. По сравнению с прошлым годом, падение доходов населения ускорилось в 4 раза, граждане начали активно «проедать» сбережения – суммарные расходы россиян превысили их доходы. И это при том, что Росстат умудрился оценить среднюю зарплату по стране довольно приличной суммой – выше 50 тысяч рублей. В то время как независимые источники утверждают: реальные доходы населения по итогам прошлого года они скатились до минимумов 2010. Лишь 6,4% наших соотечественников могут похвастаться доходом свыше 75 тысяч рублей в месяц, а более 80% страны зарабатывают меньше 45 тысяч. Больше половины россиян (53,7%) живут на сумму менее 27 тысяч рублей в месяц. Каждый третий житель страны (34,5%) довольствуется зарплатой в 19 тысяч, каждый пятый (20,4%) – до 14 тысяч. Это, к слову, около 6 долларов в день, что, согласно классификации Всемирного банка, является практически чертой нищеты для стран с развитой экономикой. Однако и это не предел – каждый десятый россиянин (9,7%) живет, а вернее, выживает на сумму менее 10 тысяч рублей.

Печальную статистику подтверждают и продавцы – россияне тратят скупо и неохотно, покупательная способность пробивает все новое дно. Согласно исследованию Альфа-банка, целых 86% российских предпринимателей отметили значительное снижение покупательной способности своих клиентов, около половины заявили о падении прибыли и снижении выручки, треть пожаловалась на стремительное сокращение среднего чека. Но это и понятно – более трети своих доходов россияне в прошедшем году потратили на еду. Именно такие данные приводят аналитики РАНХиГС. Такое, как говорят эксперты, уже было в кризисном 2010 году – тогда на продукты питания россияне выделяли 38,5% семейного бюджета. Однако если смотреть объективно, то ситуация сейчас значительно хуже, чем в 2010 – в тот год Россия занимала 56 место в мире по ВВП на душу населения, сейчас наша страна занимает только 68-ю позицию этого рейтинга. И если в рублях доходы россиян выросли за последние семь лет почти на 17 тысяч рублей, то в долларовом эквиваленте они упали на 27%.

Но не хлебом единым жив человек: низкий социальный статус складывается не только из небольшого дохода. Бедность определяется и доступом к разного рода благам – таким, как качественная медицина или образование, и возможностью культурного отдыха (тут у России тоже все печально – большая часть россиян отказалась от посещения кино, театров и путешествий и предпочитает проводить выходные на второй работе), и, наконец, типом жилья. В нашей же стране более 3,5 миллионов человек проживают в аварийных домах и, по прогнозам экспертов, до 2035 года количество непригодного для жизни жилья в России будет в три раза превышать количество расселений. Покупка же нового жилья, даже в ипотеку, становится все более и более невыполнимой задачей. Аналитики сайта недвижимости ЦИАН посчитали, что средней российской семье придется работать семь лет для того, чтобы заработать сумму ипотечного кредита. И уж если продолжать аналогию с предыдущими кризисами в России – то в кризисном 2015 году на это требовалось меньше пяти лет. «Заемщики теперь занимают больше денег на больший срок, поскольку рост зарплат не поспевает за подорожанием жилья», – поясняют аналитики.

К чему это приведет в итоге? Ни к чему хорошему. В ближайшее время улучшения ситуации явно не предвидится. Единицы будут стремительно богатеть, тысячи – так же стремительно беднеть. А средняя температура по больнице в лукавой статистике будет по-прежнему создавать иллюзию общественного благополучия. Надолго ли?

Анастасия Лёшкина