fareastchaosgod
1 subscriber

Тихая комната в многоквартирном доме?

156 full reads
268 story viewsUnique page visitors
156 read the story to the endThat's 58% of the total page views
6 minutes — average reading time

Основная идея публикации - зафиксировать, а так же поделиться результатом небольшого исследования на тему "возможно ли играть на акустической (!) барабанной установке не мешая соседям в многоквартирном панельном доме, построенным с явным отклонением от строительных норм и правил в части касающейся звукоизоляции" (не измерял, но вечером слышен разговор в полный голос (даже не крик) соседей как сверху так и сбоку на таком уровне, что часто можно разобрать отдельные слова).

Итак, в случае если получившаяся конструкция позволит осуществить данную идею, то вопрос о применимости её для занятий на электрогитаре/вокалом можно даже не поднимать, так как барабанная установка является одним из самых громких инструментов.

Исходные данные :

  • одна свободная комната в квартире 3 на 5 метров;
  • время на строительство 2 часа в день после работы, праздники и выходные;
  • бюджет около 50 000 рублей (забегая наперёд - немного не влез :D )

Тех. задание:

  • Помещение размером примерно 2 на 1,5 м (по размеру минимальной ударки с райдом и напольником) с освещением и вентиляцией, акустически отвязанное от конструкции жилого дома, позволяющее безболезненно для соседей заниматься на кардане по 8-10 часов в неделю.

Реализация:

Все начинается с расчета материала, которому предшествует чертёж. Чертёж, а скорее моделирование, выполнял в программе Fusion 360. В ходе данной операции уже появилась масса вопросов на этапе проектирования (например по вентиляции), ответы на которые изложу в этом материале.

Каким образом произвести акустическую отвязку (ну или хотя бы попытаться это сделать D: ) ?

В поисках ответа на данный вопрос пришлось перевернуть пол интернета, а так же некоторые документы, к сожалению не предназначенные для публикации, доступ к которым у меня имеется. Идея проста: между всеми конструктивными элементами должна быть прокладка из упругого, поглощающего акустические колебания, материала. Основную акустическую нагрузку в нашей конструкции возьмет на себя акустическая минеральная вата Максфорте.

Как видно на сечении - стены конструкции представляют собой сэндвич из 15мм фанеры, 100 мм минваты (150 мм на полу), и снова 15мм фанеры. В конечном варианте внутренние стены были обклеены автомобильной виброизоляцией, что добавило дополнительные 100 килограмм веса. Так же, как можно видеть, в модели примерялись размеры человека (меня D: ) и барабанной установки после реальных замеров.

сечение будки D:
сечение будки D:
Чъертъож P:
Чъертъож P:

Толщина стен выбиралась из ряда соображений: размер комнаты, размер установки, стоимость материала, итоговый вес конструкции, логистика.

Конструкцию, в целях упрощения процесса монтажа, а так же для дополнительной виброизоляции, было решено установить на деревянный каркас, установленный на упругий материал. Данный "фундамент" я поленился моделировать, потому что более-менее представлял в голове (за что пришлось несколько поплатиться, об этом - далее).

Никаких акустических расчетов и моделей конструкции не делал, потому что стоимость данной процедуры превысит разумные пределы, в итоге некоторые вещи делались по наитию, на месте.

Итак, после произведённых расчётов материала едем за ватой:

Едем за фанерой:

Пилил на месте ручной циркулярной пилой. Думал будет проще :D
Пилил на месте ручной циркулярной пилой. Думал будет проще :D

После квеста с выбором, покупкой и доставкой материала начинаем "горячую" фазу строительства.

"Фундамент":

Палки какие-то D:
Палки какие-то D:

Вон те обведённые кружками, висящие в воздухе балки - это просто откровенный просчёт (бывает, когда делаешь из головы :D ), но я решил не ехать и срочно докупать еще бруса. Идея с провисающим, а, соответственно демпфирующим колебания брусом, мне показалась имеющей право на жизнь.

Демпфирование колебаний и отвязка от пола выполнялась вот таким упаковочным материалом (вроде это вспененный полиэтилен, назовём его - пена):

У меня таким, например, был запакован 3д принтер.
У меня таким, например, был запакован 3д принтер.

Укладку основания решено было выполнить в следующем порядке: пена, брус, пена, фанера.

Стоит отметить, что если бы я строил сейчас то же самое, то я бы удвоил количество бруса в основании, чем удвоилась бы площадь демпфирования и распределения колебаний. Слишком уж сильно итоговая конструкция продавила эту пену, хотя я проводил прикидки на сжатие и по итогам экспериментов решил что "и так сойдёт". Плюс было просто лень искать дополнительно эту пену.

Процесс возведения всей конструкции занял около 3х месяцев.

Коротко о происходящем на картинках:

  • Крепление листов фанеры друг к другу, из за особенностей расположения в углу комнаты, осуществлялось частично на стальные уголки и ленты, частично в торец саморезами.
  • Листы минваты в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ порядке упаковываются в мусорные мешки по 80 и 120 литров, в перчатках и респираторе.
  • Получившаяся высота пола конструкции - 35см от пола комнаты.
  • Больших проблем с монтажом в одиночку не испытывал. Только первые два вертикальных листа были установлены с помощью.

Для соблюдения геометрии приходилось использовать передовые методы строительства:

Одним из самых сложных этапов строительства был подготовки дверного проёма, расчет двери, вырезание на месте (кстати, циркуляркой пришлось поработать прилично, допиливая то, что упустил на месте покупки фанеры. Надеюсь соседи не сильно ошалели от того, что возле них работала практически полноценная пилорама :D )

Дверь и проём прикидывал в той же Fusion 360:

Выбор размеров деталей осуществлялся таким способом, что бы проходить не приходилось боком, что бы в проём пролезла бас бочка, что бы при открытии двери ничего нигде не цепляло, и зазоры, в преследуемых нами целях акустической стерильности, были минимальны. Так же в расчёт бралась толщина резинового дверного уплотнительного шнура (10мм в исходном, 5мм при сжатии).
Выбор размеров деталей осуществлялся таким способом, что бы проходить не приходилось боком, что бы в проём пролезла бас бочка, что бы при открытии двери ничего нигде не цепляло, и зазоры, в преследуемых нами целях акустической стерильности, были минимальны. Так же в расчёт бралась толщина резинового дверного уплотнительного шнура (10мм в исходном, 5мм при сжатии).

Далее выпиливание "на коленке", установка на место:

Как можно понять, при использовании домкрата для обтяжки фанеры, прецизионной точности достичь весьма не просто, поэтому после установки двери была выполнена компенсация зазоров. Из кусков фанеры изготовлены компенсационные вставки и вклеены на ПВА:

Далее следует весьма немаловажный этап: вентиляция.

Требования к ней следующие: обеспечить достаточное количество кислорода при интенсивных дёрганиях руками и ногами при занятиях, и непропускание акустических колебаний вовне. Вариантов реализации было несколько, в итоге остановился на следующем:

На данном ворохе картинок представлено два воздуховода, выполненных из так горячо любимой нами фанеры. Воздуховоды изготовлены таким образом, что бы воздух проходя через них делал несколько поворотов, встречая на пути следования поглотитель колебаний в виде минваты. В пэинте синими стрелочками попытался обозначить ход воздуха.

В качестве "сердца" вентиляции я взял имеющуюся у меня в наличии улитку для наддува детских батутов, мощностью в 200 ватт. Большая мощность позволила сделать вент. отверстия относительно небольшого диаметра, что несколько облегчило их изготовление, а так же способствовало уменьшению утечки звука (констатирую: утечка через воздуховоды отсутствует) .

В итоге: воздуха хватает с хорошим запасом, звук никуда не убегает. Profit!

Ещё до установки воздуховодов я провёл некоторые тесты акустики получившейся сомнительной конструкции, для чего на стены налеплены в хз каком порядке "пирамидки" , которые валялись в гараже, и была поставлена колонка с усилителем.

первые тесты
первые тесты

Для замера была выбрана весьма интенсивная и ровная в плане динамики песня Billy Idol - Rebel Yell. Я конечно понимаю, что надо мерить немного по другому, и вовсе не смартфоном, но для выяснения общей картины этого более чем достаточно.

Замер уровня шума производился из одной точки - перед дверью, с открытой и закрытой дверью. Для замеров использовался микрофон смартфона и приложение Sound Meter.

Итого: после первых тестов имеем: Снижение уровня шума с 80 до 60дб по широкому спектру частот (песня Rebell Yell). По ощущениям - низкие частоты довольно прилично убегают через воздух, вызывая колебания стен конструкции, и, как следствие, колебания воздуха в окружающей комнате. Какой то заметной утечки вибрации через железобетонные конструкции дома отмечено не было.

Это было проверено следующим способом: внутри, при закрытой двери, колонка поднималась и опускалась на пол с определённой периодичностью, а я тем временем ходил вокруг да около, и пытался заметить хоть какие то изменения. Изменений замечено не было.

На данном этапе можно фиксировать цифру в 20 дб по широкому диапазону частот (предполагаю, что для частот в 500гц и выше эта цифра может достигать 30+ Дб, но это мы выясним далее). Для акустической установки, скорее всего, маловато. Было принято решение разведку боем производить на электронной ударной установке в течение месяца, с дальнейшим опросом соседей снизу:

Конфигурация первых тестов. Вроде все живы D:
Конфигурация первых тестов. Вроде все живы D:

Однозначно могу сказать что даже в такой конфигурации эта конструкция позволяет наваливать на электрогитаре весьма приличные децибелы, раскачивая лампы достаточно, что бы всё как надо рычало (:

Плюс можно практиковаться в вокале сколько угодно и, практически, в любое время суток. Весь вой останется внутри, никого не смутив (:

После теста в течение месяца в различных режимах такой конфигурации, а именно: игра на электронной установке, ор внутри, громкая музыка, игра на гитаре, был сделан вывод, что высокие частоты почти целиком и полностью остаются внутри, но фанера входит в резонанс в весьма не маленьком диапазоне частот (очень примерно - 200 - 600 Гц).

По результатам прошедшего этапа испытаний было принято решение усилить виброизоляцию конструкции, используя автомобильную полимерную виброизоляцию.

Подходя к цели постройки данного акустического цеха, было принято решение об установки живой ударной установки и проведения тестов в реальных условиях, параллельно наслаждаясь звуком живой кухни.

После того, как я в течение часа занимался почти исключительно игрой 16ми нотами на бас-бочке, чередуя с бластбитом, я решился спуститься к соседям снизу и поинтересоваться, как они там поживают (: На данный вопрос я получил ответ, что, внимание, НИЧЕГО НЕ СЛЫШНО!

"Как ничего? совсем?" - переспросил я. "Ничего" - получил утвердительный ответ. Ушел домой вот с такими О_О глазами.

Ниже приведу результаты кое каких измерений, сделанных по итогам 99% работ по звукоизоляции (после этого добавил ещё около двух метров квадратных акустического поролона, что едва ли сильно повлияло).

Разница в 20 Дб через камеру смартфона выглядит примерно вот так:

В наушниках можно хорошо услышать, что при закрытой двери слышно исключительно низкие частоты, при чём значительно ослабленные.

В попытках собрать данные для чуть более детального анализа чем просто "Ну вроде... мне кажется, что норм" было сделано следующее: Записаны три отрывка, в которых используются разные музыкальные стили и разная атака бас-бочки соответственно. Первый отрывок - типа металл D: второй - Amen Break, третий - Smells like teen spirit. Записывал дважды одним и тем же микрофоном (китайский Freeboss) внутри и снаружи конструкции.
Не стоит заострять внимание на кривости игры или динамики, я и сам знаю что записано мягко говоря не очень, но для акустического анализа этот материал подойдёт.

Динамический анализ проведён штатными средствами программы GoldWave. Основное внимание уделим нижним частотам, 90% которых создаёт бас-бочка. Исходя из данных графического эквалайзера можно сделать вывод что бас бочка в моей конфигурации и настройке живёт в районе примерно 129 Гц. Самая сильная атака бочки получилась в Smells like teen spirit (до 81 Дб для 129 Гц). При записи снаружи для 129 Гц имеем уровень до 64 Дб. Так же на представленных диаграммах можно заметить сильное падение динамического уровня частот выше 129 Гц

Обращаясь к вышеупомянутым строительным нормам и правилам в части касающейся защиты от шума, а именно СНиП 23-03-2003, можно соотнести полученные результаты с установленными нормами, и принять окончательное решение "быть или не быть барабанам в квартире".

Максимальный уровень звука у соседей получился по частоте 65 Гц - 48 Дб, что ниже максимального уровня звука для квартир в жилых домах класса А в дневное время.
Максимальный уровень звука у соседей получился по частоте 65 Гц - 48 Дб, что ниже максимального уровня звука для квартир в жилых домах класса А в дневное время.

Судя по полученным результатам ответ однозначный - барабанам в квартире БЫТЬ.

Исходя из этого, делаю вывод, что играть грув вроде Purdie shuffle не налегая сильно на бочку, а тем более джазовые ритмы, где основу грува составляет хэт и райд, можно себе уверенно позволить в 23 часа и позже, будучи абсолютно спокойным за сон окружающих меня людей, а в "шумные" часы могу заниматься вообще чем угодно в этой комнатушке ^_-. Так то (:

Пару слов стоит сказать и о глушении барабанов (без этого совсем уж никуда):

Бас бочку я забил тряпками почти полностью (даже зимний костюм туда определил. Главное зимой не забыть где он и не начать его судорожно искать по всей квартире :D ).

  • На внутреннюю поверхность ударного пластика малого барабана поместил два листа резины 100х100мм толщиной 5мм, закрепив их серой монтажной изолентой.
  • Том заглушил той же резиной. Пытался наполнить тряпками - результат по звучанию исключительно отрицательный.
  • Напольный том в процессе... планирую глушить так же резиной, возможно чем то заполнять.
  • Железо не глушил совсем, играю в наушниках.

Подводя итог:

Занятие барабанами, как и любое занятие, хобби и увлечение на уровне "выше среднего" требует вложений, начиная от палочек, пэдов, заканчивая преподавателем, не беря в расчет стоимость непосредственно ударной установки, так как вариативность цен в этом вопросе слишком уж большая. Не могу сказать что это самый дорогой музыкальный инструмент, но, возможно, один из самых специфических по сложности выработки навыков игры.

Следствием того, что немалая часть населения нашей страны проживает в тесных многоэтажках, является то, что эта самая часть населения лишена возможности заниматься дома шумными хобби, такими как занятия на ударной установке.

Выходов из этого положения несколько: не заниматься и забить, снять гараж, ходить на реп. точку или как то замаскироваться от соседей. По ряду причин наиболее приемлемым вариантом для кого то может стать описанный мной вариант домашнего мини бункера. Кто захочет заниматься и научиться - найдёт для себя возможность :)

Итоговый вес конструкции составил около 900 килограмм. С учётом веса ударной установки, гитарного кабинета, другой аппаратуры и человека внутри, вес становится более 1000 кг. На площадь около 5 квадратных метров нагрузка на плиты перекрытия становится равна примерно 200кг на квадрат. В моём проекте дома используются плиты перекрытия длиной 5980мм, толщиной 220мм с допустимой нагрузкой около 600кг на кв. метр, плюс, учитывая расположения конструкции около несущей стены, допустимая нагрузка еще несколько возрастает, так что в моём конкретном случае я за это не переживаю.

НО! ОЧЕНЬ важно учитывать эти цифры, если вдруг кто то решится на такую авантюру (:

Подводя итог по стоимости:

Фанера

  • 1220х2440 - 16 листов, 1525x1525 - 6 листов ~ 30 000 рублей.
  • акустическая минеральная вата - 21 упаковка по 4 листа 1м на 0.6м ~ 22 000 рублей.
  • брус 50х50 - 9 метров ~ 400 рублей (точно не помню D:)
  • саморезы (около 1000 штук), уголки, мусорные пакеты, изолента, петли, уплотнитель дверной, коронки для вент. отверстий ~ 5000 рублей
  • Акустический поролон ~ 8000 рублей
  • Виброизоляция 5 упаковок по 10 листов 0,7м на 0,5м толщиной 4мм ~ 14 000 рублей.
  • Свет - две светодиодные панели ~ 1000 рублей
  • Электрический кабель, колодка ~ 700 рублей
  • Инструмент (Балеринка, коронки, некоторые свёрла, полотно для лобзика) ~ 1500 рублей
  • Время - бесценно

Итого: ~ 82 000 рублей. Учитывая цену аналогов подобного класса звукоизоляции (гуглится по запросу vocal booth), итоговая стоимость получилась более чем приемлемой.