10 subscribers

«РИГА – МАЛЕНЬКИЙ ПАРИЖ»?

121 full read
206 story viewsUnique page visitors
121 read the story to the endThat's 59% of the total page views
5,5 minutes — average reading time
  • Взгляд дилетанта

Сколько помню, о Риге так отзывались всегда. Она и правда красавица.

Спасибо предкам, они оставили нам потрясающей красоты дома, соборы, памятники, которые по сей день вызывают восхищение туристов. И мы, старожилы, тоже не устаем любоваться ими.

Часто брожу по городу с запрокинутой головой, открывая для себя всё новые восхитительные строения, рассматриваю фасады с их балкончиками, башенками, пилястрами, атлантами-капителями. Удивительно, у многих зданий даже двери подъездов оформлены как единое декоративное панно, имеющее свое название - десюдепорт (от фр. dessus de porte).

«РИГА – МАЛЕНЬКИЙ ПАРИЖ»?

Правда, зачастую вся эта красота выглядит такой облупленно-запущенной, будто никому до нее нет дела.Некоторые красавцы-дома и вовсе пустуют - основательные, крепкие, но обглоданные временем и безразличием современников к оставленному наследству. Поэтому не наудивляюсь, почему, вместо того, чтобы привести их в порядок и заселить жильцами, строят и строят новые примитивные коробки-стекляшки, да еще и умудряются прилепить их даже к старинным сооружениям.

Сама я живу в центре столицы в красивом доме, построенном выдающимся архитектором Эйженом Лаубе. Его проектное бюро располагалось здесь же, и я даже фантазирую – а вдруг прямо в моей квартире.

Старинный снимок дома, в котором живу. Ему больше ста лет, но внешне он не изменился
Старинный снимок дома, в котором живу. Ему больше ста лет, но внешне он не изменился
Старинный снимок дома, в котором живу. Ему больше ста лет, но внешне он не изменился

Дом считается исторической ценностью и занимает целый квартал. Когда-то назывался «Романовским базаром» на улице Романова (прежнее название улицы Лачплеша), а сейчас он в списке охраняемых памятников архитектуры. Здание и так не в лучшем состоянии, а добивает его обосновавшийся на первом этаже питейный магазин «Евровинс», безбожно изуродовавший стены, да еще и обвесивший их хламом в виде ... нескольких древних кондиционеров, которые к тому же гудением и вибрацией отравляют жизнь собственникам квартир.

Так выглядит служебный вход в магазин "Евровинс" и стена вокруг входа с вбитыми в нее...рельсами и прочим оснащением...
Так выглядит служебный вход в магазин "Евровинс" и стена вокруг входа с вбитыми в нее...рельсами и прочим оснащением...
Так выглядит служебный вход в магазин "Евровинс" и стена вокруг входа с вбитыми в нее...рельсами и прочим оснащением...
А это текущие-орущие кондиционеры для комфорта сотрудников магазина и кошмар для жителей дома
А это текущие-орущие кондиционеры для комфорта сотрудников магазина и кошмар для жителей дома
А это текущие-орущие кондиционеры для комфорта сотрудников магазина и кошмар для жителей дома

И вот вопрос: кто именно и каким способом охраняет эту и многие другие такие же «исторические ценности», доведенные до ахового состояния?! Кто ответствен за разрушение рельефных украшений фасадов, архитектурного декора на стенах и в подъездах бывших роскошных домов? Мой подъезд тоже пострадал – в нем меняют электропроводки, и я с ужасом вижу, как их тащат прямо по прелестным головкам настенных барельефов, хотя можно же было отступить, уложить чуть выше, а не безжалостно раздолбать.

Красота без головы
Красота без головы
Красота без головы

Настенные граффити

И ладно бы самодеятельность в подъездах, заметная лишь живущим в них. Читаю, теперь в парках проводятся полицейские рейды, дабы отлавливать весельчаков, портящих скамейки и оставляющих мусор после шумных ночных трапез. Замечательно! Только те же весельчаки изгадили большинство стен города своим «творчеством» - похабными рисунками и надписями, которые в былые времена встречались на заборах! И никаких рейдов и отловленных вандалов-рисовальщиков.

Да что там уличные хулиганы?! Заборное творчество вполне официально(!) перекочевало даже на стену ... школы. Теперь это мурал, да еще и с пояснительной неоновой (!) надписью «Мы все червяки, которым надо рыхлить землю».

Мурал на стене начальной школы. И неоновые слова "мы все червяки..."
Мурал на стене начальной школы. И неоновые слова "мы все червяки..."
Мурал на стене начальной школы. И неоновые слова "мы все червяки..."

Видимо, более соответствующих детскому восприятию граффити у заказчиков и спонсоров не нашлось. Их вкус понятен, но нет бы украсить этим наглядным пособием собственные дома и учреждения, а малыши из начальных классов пусть видят добрые детские картинки.

Вот эта, например, и добрая, и поучительная
Вот эта, например, и добрая, и поучительная
Вот эта, например, и добрая, и поучительная

Похоже, власти города нынче больше озаботились обликом не исторических зданий, а панельных многоэтажек и даже распорядились штрафовать жителей неказистых домов за остекление лоджий. Спрашивается, почему же вандалы всех мастей, расправляющиеся (каждый по-своему), с городом, безнадзорны и безнаказанны?

Заинтересовалась, кто может ответить. Оказывается, для защиты исторического центра Риги от «существенных преобразований», существует «Управление национального культурного наследия», а «Строительная управа оценивает проекты развития и реконструкции зданий, с учетом их историко-культурной ценности».

Я, хотя и полный дилетант в управлениях, но попыталась найти хоть какую-то деятельность по «охране» и «развитию» этих ценностей. Не нашла, зато вычитала, что некая компания «Norstat Latvija» тоже искала ответы и даже провела опрос, выяснив, что «90% опрошенных считают, памятники культуры в Латвии недостаточно охраняются от уничтожения, а ответственность должно нести Управление национального культурного наследия». Вот те раз – так это всего лишь выясняется?!

И все-таки на голос этого «Управления» однажды наткнулась – в связи с пресловутыми столбиками, вбитыми в брусчатку центральной улицы Риги. На жалобы жителей оно отреагировало текстом: «дорожное историческое покрытие является охраняемой культурной и исторической ценностью, преобразование которой допустимо, если его реализация является единственным способом обеспечить развитие города и если культурная ценность исторического центра Риги не уменьшается в результате преобразований».

Тексты текстами, но я так и не поняла – какие же именно действия защищают от преобразователей и эту историческую брусчатку и, тем более, исторические здания?!

О скульптурах

Их не так уж много в столице – многострадальному памятнику Петру Первому, восстановленному меценатом Е.Гомбергом, места не нашлось, а статую "Золотого рыцаря", украшавшую Старую Ригу, демонтировали, лишив своего привычного места. Теперь обе скульптуры – достопримечательность частного двора самого мецената.

Зато находятся места для новых истуканов, от которых якобы «культурная ценность исторического центра не уменьшается». Одного из нынешних шедевров, стоящего на возвышении у железнодорожного моста, прозвали в народе «рукожопом».

Шедевр?
Шедевр?
Шедевр?

Но это не единственный такой мутант – похоже, изувеченные конечности у рижских скульптур теперь в тренде. Однако гендерные признаки сохранены у обеих - сразу понятно, что не тетеньки!

Очередной красавец с пострадавшими конечностями
Очередной красавец с пострадавшими конечностями
Очередной красавец с пострадавшими конечностями

А вот за нашего Мариса Лиепу обидно по-настоящему. Памятник выдающемуся соотечественнику сколочен из металлических пластин, а вместо ноги у танцовщика (!) – то ли весло, то ли ласта.

Не пожалели Мариса
Не пожалели Мариса
Не пожалели Мариса

Насмотрелась...

В двух минутах от моего жилья на улице Авоту (Родниковой) в доме № 4 родился Аркадий Райкин. Мне он хорошо знаком, в детстве часто забегала туда к друзьям-ровесникам, поэтому помню и их просторные квартиры и даже обстановку.

Почему упоминаю именно этот дом? А вот почему. В моей семье «иных уж нет, а те далече» разлетелись по свету, и теперь я одна в большой квартире с высоченными потолками и множеством окон. Хорошо бы уплотниться, сменив ее на меньшую площадь.

Стала присматриваться, нацелившись на кое-где реновированные здания в привычном мне районе. И прежде всего, конечно, на этот райкинский дом со свежепокрашенным фасадом и объявлением о продаже квартир.

Сразу скажу, своей идее переселиться в более скромное жилище посвятила немало времени и ... насмотрелась.

У меня, конечно, свои представления о благоустроенности. Как «театр начинается с вешалки», так и любое жилище - с прихожей, где есть зеркало, шкаф для верхней одежды и место для обуви. Даже в самом скромном, считаю, должна быть отдельная кухня (вотчина хозяйки!) с обязательной кладовой для швабр-метелок, пылесоса, инструментов, моющих средств и т.п., коим не место на виду.

И вот что я увидела в так называемых реновированных. Из большинства просторных с удобной планировкой квартир сделали по две-три крошечные, разделив тонкими стенками, упирающимися в окна. Вход, как правило, прямо в гостиную, а она, по нынешней моде, совмещена с кухней. Могу представить, что через короткое время произойдет с обивкой диванов-кресел, на которую осядут жировые испарения, пока хозяйки варят-жарят.

От гостиных, оттяпаны, как правило, 2,5-3 метра, чтобы втиснуть в них ванную комнату, в которую, в свою очередь, втиснута душевая кабина вместо привычной ванны, а вместо удобного умывальника - фарфоровый тазик-лохань и да, еще унитаз. Места для стиральной машины, естественно, нет – ее зачастую ставят в кухне, совмещенную с гостиной.

Как-то, клюнув на призыв маклера осмотреть такую «шикарную» квартиру, я спросила у ее владельцев, где же они держат швабры, пылесос и пр. - оказалось, в одном из отделений ... платяного шкафа в спальне.

На все мои недоумения по поводу подобных «решений» часто парируют тем, что современные квартиры предназначены, дескать, для молодых пар или студентов. Но ведь эти каморки стоят ого сколько! - мало у кого из них есть средства, к тому же молодым семьям свойственно обзаводиться детьми. Почему им уготованы тесные неудобства, даже если средства все-таки изыскиваются? Еще не понимаю, зачем дербанить просторные квартиры с продуманной планировкой в старинных домах, если полно новостроек, и новшеств там бери-не хочу на любой вкус?

У меня много знакомых, уехавших за рубеж, мы годами перебрасываемся воспоминаниями. Многие не раз гостили в Риге, бродили по знакомым улочкам-переулочкам, кому-то даже удалось побывать в своих бывших квартирах.

Мои друзья наведались в дом, где жили прежде, а до них - дед с бабушкой поэта О.Мандельштама, и он к ним часто приезжал. Ностальгически «постучались» в дверь «своей» квартиры, но с грустью обнаружили – от прежнего их обиталища остались одни воспоминания.

Облик нашей столицы меняется, как и сама жизнь, но мы по-прежнему восхищаемся тем, что оставили нам выдающиеся латвийцы. Это благодаря их роскошному наследию Ригу называли «маленьким Парижем».

Интересно, а как потомки отнесутся к наследству от нынешних архитекторов/строителей?

И будут ли благодарны за сооружения, возведенные порой на месте снесенных, изумительной красоты старинных зданий? За раздербаненные в исторических домах квартиры? За уничтоженные в подъездах барельефы? За сегодняшние скульптуры?

P.S. Промелькнуло любопытное сообщение: «С 1 сентября ликвидируется Стройуправа города Риги и "Рижское городское бюро архитектора». Функции этих учреждений перейдут к Департаменту городского развития Рижской думы».

Не знаю, может, это и к лучшему, но горестно вспомнила публикацию, где говорится, что именно Дума инициировала и спонсировала мурал на стене начальной школы с неоновым вердиктом «Все мы червяки...».