Найти в Дзене

ОРУЖИЕ САМУРАЕВ: ЖЕЛЕЗНЫЙ ХЛЫСТ КАНАМУТИ

Канамучи (鉄鞭, «железный хлыст») - это старое оружие, относящееся, по крайней мере, к периоду Муромати (1333-1575), когда оно считалось одним из «Кэйго рокугу» (шести видов оружия, используемых охранниками или сопровождающими). Несколько кузнецов прославились изготовлением канамути. Длина оружия составляла от 85 до примерно 120 сантиметров, а его поперечное сечение было круглым, шестиугольным, восьмиугольным или вырезанным так, чтобы напоминать деревянный или бамбуковый конский хлыст. Ручка обычно была немного толще, а хлыст постепенно сужался к кончику. Ручка была длиной около 20 сантиметров и иногда обертывалась ротанговой оберткой (томаки) или кожаной оберткой (кавамаки), чтобы обеспечить лучший захват. На фото 4-5 показан канамути из коллекции автора. Его общая длина составляет 121 сантиметр, длина рукояти составляет примерно 30 сантиметров, а поперечное сечение восьмиугольное. От рукояти до кончика металл обработан так, чтобы напоминать бамбуковый хлыст.

У основания или на конце рукояти обычно имелось отверстие, через которое можно было продеть петлю шнура (с кисточкой или без нее) или кожаный ремешок. В эту петлю можно было просунуть запястье, когда носишь канамути или пользуешься им. На фото 4-6 Танака Фумон демонстрирует, как удерживать канамути и использовался шнур. На фото 4-7a показан более боевой способ удержания его, обратите внимание, как шнур обмотан вокруг кулака (фото 4-7b).

Канамучи относительно легок и прост в обращении. Из-за скорости, с которой его можно использовать, он почти невидим для противника. Звук, издаваемый оружием, когда оно вращается на высокой скорости, также характерен и может раздражать. Хотя у оружия нет режущей кромки, у противника, пораженного им, будет болезненный отек и внутреннее кровоизлияние, даже если его кожа не была рассечена.

Оружие можно было использовать одной или обеими руками в стиле кэндзюцу (фото 4-8), а в сочетании с приемами дзюдзюцу оно могло помочь задержать противника. Оружием, похожим как по внешнему виду, так и по использованию, было ягюдзуэ, о котором пойдет речь далее. Другим подобным оружием был арибо (言可梨棒), также называемый кирикобо (切子棒) или годзё (吾杖), который представляет собой кованую железную трость длиной от 100 до 130 сантиметров с квадратным или восьмиугольным поперечным сечением. Как и в случае с канамути, наконечник оружия тоньше рукояти.

В период Эдо канамути всё ещё использовался охранниками, а позже получил более широкое применение в качестве оружия самообороны. Сомнительно, что канамутидзюцу когда-либо преподавалось как отдельное искусство в будзюцу рюха, поскольку фехтовальщик мог использовать его как меч, без необходимости адаптировать свою технику, а мастер дзюдзюцу мог сочетать его с приемами дзюдзюцу. Однако я нашел ссылки на это в секретных свитках Синкан-рю, в которых давались инструкции по дзюдзюцу и кэндзюцу. Два свитка, датируемые эпохой Ансэй (1854-60), озаглавлены свиток «Синкан-рю Кэн Дзю Мокуроку» свиток «Синкан-рю Кэн Дзю Мокуроку Ё». Более того, другая вариация канамути -утихараидзиттэ (удар и парирование - дзиттэ/дзюттэ), возможно, преподавалась в школах, специализирующихся на дзюттэ-дзюцу или торитэ-дзюцу.

Фото 4-8. Канамути против меча. Фехтовальщик принимает стойку хассо-но камаэ, в то время как Сокэ Танака принимает оборонительную позицию (а). Когда фехтовальщик наносит рубящий удар сверху, СокэТанака использует свой канамути, чтобы парировать меч (b), затем быстро переходит в контратаку, чтобы нанести удар в висок фехтовальщика своим канамути (c). В качестве альтернативы, он может атаковать руки фехтовальщика (d) и (e)
Фото 4-8. Канамути против меча. Фехтовальщик принимает стойку хассо-но камаэ, в то время как Сокэ Танака принимает оборонительную позицию (а). Когда фехтовальщик наносит рубящий удар сверху, СокэТанака использует свой канамути, чтобы парировать меч (b), затем быстро переходит в контратаку, чтобы нанести удар в висок фехтовальщика своим канамути (c). В качестве альтернативы, он может атаковать руки фехтовальщика (d) и (e)

Серж Мол. Классическое оружие Японии

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

СЕКРЕТНЫЙ ПОСОХ СЕМЬИ ЯГЮ

ШКОЛА ЭНСИН-РЮ и ЕЁ ИСКУССТВО БОРЬБЫ

ОРУЖИЕ САМОЗАЩИТЫ САМУРАЯ

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ МЕЧИ В ЯПОНСКОМ ФЕХТОВАНИИ

Что-то пошло не так, и нам не удалось загрузить комментарии. Попробуйте ещё раз
Рекомендуем почитать
Тайны древних клинков: кто на самом деле делал лучшие мечи в истории
Качество меча во многом определялось исходным материалом. Европейские мастера использовали железную руду из месторождений Штирии и Каринтии, содержавшую минимум вредных примесей. В печах особой конструкции руду восстанавливали древесным углем, получая губчатое железо. Многократной проковкой из него удаляли шлаки и насыщали углеродом до превращения в сталь. Японские кузнецы работали с местной железистой рудой тамахаганэ, добываемой из черного песка. Ее плавили в небольших глиняных горнах татара, используя древесный уголь из особых пород дерева...
Смертоносная "отвертка". Почему европейцы дрожали при виде русского штыка?
Представьте себе оружие настолько ужасающее, что даже бывалые вояки содрогались от одного его вида. Нет, это не какая-то футуристическая разработка или таинственный артефакт из далекого прошлого. Это обычный... штык. Но не простой, а тот самый знаменитый "русский штык" - предмет неподдельного страха солдат противника и горячих споров о военной этике. Как же обычный кусок заточенного металла превратился в легенду на полях сражений? С появлением огнестрельного оружия изменился весь облик войны. Но...
Инструмент палача и его рабочее место: эстетика предмета возмездия
В середине XVI века немецкий художник Ганс Гольбейн Младший создал гравюру, изображающую казнь святой Екатерины. На картине запечатлен миг высшей справедливости – палач замахивается широким мечом, готовясь обезглавить мученицу. Этот исторический документ не просто фиксирует жутковатый момент прошлого, но и демонстрирует важный перелом в истории наказаний: переход от топора к специальному мечу палача как инструменту правосудия. Историки считают 1540 год поворотной точкой в развитии искусства казни...
Следующая статья
Документы, вакансии и контакты