Дом, в который не хочется возвращаться

Дом, в который не хочется возвращаться

Всё-таки литературный критик Галина Юзефович была права, написав в предисловии к роману Мариам Петросян "Дом, в котором...", что "всё, на что ты способен по прочтении, это размахивать руками и беспомощно взбулькивать". Беспомощно взбулькивать от досады на зря потраченное время, как было в данном случае со мной.

Представьте себе поездку в поезде. От одной станции до другой три минуты езды; незадолго до остановки кого-то обязательно прирежут; стоянка два с половиной часа, за которые не происходит ничего, и вы просто сидите, уставившись в пустоту и выкуривая одну сигарету за другой, пока горло не начинает драть; а на последней станции происходит всё и сразу.

Вот примерно такие чувства испытывал и я, когда читал "Дом, в котором...". Первые две книги из трёх, как я уже говорил выше, не происходит ничего. Мариам Петросян неспешно знакомит нас со своими героями, рассказывает их истории голосами самих воспитанников интерната (надо отдать должное, рассказывает очень хорошо. Вы никогда не спутаете голос Курильщика с голосом Табаки, голос Сфинкса с голосом Слепого), а под конец книги кого-нибудь убивает.

Третью книгу стоит рассмотреть подробнее. Сюда автор напихала всё, что могло войти в первые две книги, но почему-то не вошло. В руках читателя книга меняет образы, как старик Протей: попеременно она становится то детективчиком в духе Агаты Кристи, с наследством и переодеваниями, то пародией на Кастанеду, то возвращается в свой первоначальный образ с уютным ничегонеделанием.

И вот тут хочется сказать, что если бы Мариам Петросян не растекалась, как река в половодье, а собрала все события в пятьсот - шестьсот страниц, роман бы только выиграл. Все возможности и способности у неё для этого были. А так она напоминает эдакого литературного Плюшкина, не могущего расстаться с эпизодами, которые, по-хорошему, следовало бы убрать. Интеллектуальность не пошла на пользу роману.

#литература #литературная критика #проза #современная проза