"Невесты без места" и "неудачно женатые": почему детям священников было трудно устроить личную жизнь в Российской империи

22 July
242 full reads
348 story viewsUnique page visitors
242 read the story to the endThat's 70% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Сегодня хочу обсудить с вами девушек, чьи судьбы были по-своему непросты. Проблемы, с которыми сталкивались дочери священников - специфические. Тем интересней углубиться в эту тему.

"Невеста без места"

Конечно, брак был ключевым в жизни любой девушки того времени. И о любви в этом контексте часто думали в последнюю очередь. Но для наших сегодняшних героинь вопрос брака стоял особенно остро. Как, кстати, и для сыновей священников.

Почему? Давайте разбираться.

"Благословение на свадьбу" (С.И. Грибков, 1886 год, взято из открытых источников).
"Благословение на свадьбу" (С.И. Грибков, 1886 год, взято из открытых источников).
"Благословение на свадьбу" (С.И. Грибков, 1886 год, взято из открытых источников).

По традиции дом и земля священника после его смерти передавалась преемнику. Если сына у умершего не было, то его место считалось "закреплённым" за дочерью. И когда её выдавали замуж, то преемником становился муж. Однако такое "закрепление" полагалось только одной дочери. А что же до остальных? А остальные и становились теми самыми "невестами без места".

Дело осложнялось тем, что большинство священников жили, мягко говоря, небогато. И при этом искать жениха или невесту следовало в своём кругу. Да и ответственность на преемнике лежала не только за дом и землю - речь ведь шла ещё и о вдове и детях, которые остались после смерти отца-священника.

Всю эту сложную систему Ю. А. Бахрушин описал так, вспоминая своего учителя Закона Божьего:

"Он был типичной жертвой уродливых традиций русского священства, по которым церковный сан был не только правом, но и обязанностью узко определённой касты. Раз твой отец священник, хочешь не хочешь, а будь священником, иначе потеряешь насиженный приход, уютный домик, в котором родился и рос, да вдобавок ещё сделаешься чужим всем близким. В итоге от своих отстанешь и к чужим не пристанешь. А коли на твоё горе ты ещё второй сын, так ищи себе невесту среди единственных дочерей часто незнакомых попов, сватайся к ней и женись на какой-либо страхолюдине, а то будешь выброшен из своей среды".

Звучит, конечно, грубо, но суть проблемы описывает доходчиво.

Быть женой священника

Допустим, мужа мы нашли. Вероятнее всего - священника. К чему мы должны быть готовы?

В таком положении мало быть хорошей хозяйкой, женой и матерью. Нужно быть ещё и матушкой! А это значит - помогать мужу в его служении: быть осведомлённой в нюансах церковного богослужения и уметь их объяснить, равно как и правила поведения в церкви.

А для всего этого нужно соответствующее образование.

Ольга Николаевна (дочь императора Николая I и императрицы Александры Фёдоровны, жена Карла I, короля Вюртембергского, источник: Википедия).
Ольга Николаевна (дочь императора Николая I и императрицы Александры Фёдоровны, жена Карла I, короля Вюртембергского, источник: Википедия).
Ольга Николаевна (дочь императора Николая I и императрицы Александры Фёдоровны, жена Карла I, короля Вюртембергского, источник: Википедия).

Вот что писала великая княжна Ольга Николаевна в 1843 году о Н.П. фон Шульц (младшей сестре Марии Леонтьевой, которая, в свою очередь, стала гофмейстериной двора великой княгини Марии Николаевны, а в 1839-1874 годах была начальницей Воспитательного общества благородных девиц и Александровского училища):

"Я очень полюбила её, особенно за то, что она долго жила в деревне и прекрасно знала русских крестьян и условия их жизни. Она заботилась главным образом о судьбе деревенских священников, часто очень бедных и к тому же ещё неудачно женатых. Они были обязаны жениться на девушках своей среды, таких же бедных и безо всякого образования, так что не годились в помощницы своему мужу. Если же они посещали какое-нибудь учебное заведение, то становились излишне требовательными и отчуждались от своей среду. Потребность в школе только для дочерей священников стала необходимостью".

Итак, в обществе назрела потребность в специальных учебных заведениях для дочерей священников. Как именно будут решать эту проблему?

Об этом - в следующей статье.

Спасибо за внимание!

Как боролись с ранними и поздними браками в Российской империи.

Мария Леонтьева: большая начальница, придворная дама, "осколок старины глубокой".

Одиночество в Российской империи: как урбанизация влияла на институт семьи.

Хоровод - ярмарка невест (как наши предки начинали отношения).

Из крупнейшего предпринимателя в монахи: противоречивая история Аникея Строганова.

Источники: "Русская женщина: воспитание, образование, судьба, 18 - начало 20 века" В. Пономарева, Л. Хорошилова