Чёрная смерть. Бубонная чума, изменившая мир.

22 July

Эпидемия бубонной чумы в средневековой Европе остается самой серьезной по последствиям эпидемией в истории человечества. Все те именения в жизни людей, от развития науки, построения нового типа отношений между людьми, искусства, и даже новые, введенные в ту пору слова, вызванные эпидемией чумы, остаются с нами и сегодня.

Время "правления" Чёрной смерти в Европе оставило неимовереый след в нашей жизни, вплоть до того, что даже слово "карантин" родом из XIV века. Итальянское слово "quarantino" образовано от "quaranto", "сорок" - именно это количество дней прибывавшие купцы в портовые итальянские города Генуи или Венеции должны были пробыть в изоляции. Практика появилась в итальянской (ещё на тот момент) Рагузе: в 1377 году ввели закон о "trentino", тридцатидневной изоляции новоприбывших. Позже так стали делать и другие города, а "trentino" растянулся до карантина, который длился сорок дней.

Появление карантинов в Средневековой Европе удивительно: инфекционной теории в тот момент не существовало. Бедствие таких масштабов мог вызвать только гнев бога, разозленного на грешников, не иначе. Божественная кара, по общему мнению, распространялась через миазмы воздуха, причем технология формирования этих болезнетворных воздушных начал широко обсуждалась. По одной из версией виновником был вулкан Этна на Сицилии - именно через этот остров чума попала в Европу.

Карантин был попыткой избежать повторного распространения черной смерти: пик эпидемии в Европе пришелся на 1347 - 1353 годы. Эпидемия началась в центральной Азии в 1330 - ых годах и распространилась и на восток, и на запад. В Европу чуму завезли кораблем, который пришел на Сицилию из Крыма. По легенде, в 1346 году золотоордынский хан Джанибек держал в осаде Генуэзскую крепость Каффу. Монгольские войска были ослаблены чумой, и Джанибек приказал забрасывать крепость катапультами с чумными трупами, чтобы уравнять силы - по крайней мере, так события описывает очевидец. Несмотря на оригинальное применение биооружия монгольским ханом, осада кончилась отступлением Джанибека, а генуэзские купцы отправились сначала на Сицилию через Константинополь, а потом и в Геную, распространяя инфекцию. И вот уже через четыре года чума охватила уже всю Европа - от России до Испании, от Скандинавии до Греческих островов.

Карта распространения Бубонной чумы в Европе.
Карта распространения Бубонной чумы в Европе.
Карта распространения Бубонной чумы в Европе.

Интересно то, что несмотря на то, что вся Европа была "поражена" Болезнью, пандемия практически не затронула Польшу, и это не было случайностью, были предприняты весьма правильные меры, хотя правители того времени, наверняка считали себя благословленными, ведь они единственные, если так можно сказать, кого чума "обошла" стороной:

1. Польша была аграрной страной с небольшими городами и низкой плотностью населения;

2. она почти сразу закрыла границы,при этом в самих городах, в домах, где были заражённые изолировали заболевших вместе с семьями в их же домах, наглухо закладывая двери и окна кирпичом.

Как итог, страна потеряла всего около 15% жителей, что в сравнении с остальными государствами Европы было своего рода победой.

Чёрная смерть не только губила людей, хотя это было её основное занятие, так или иначе она изменила жизнь средневекового человека. Эпидемия усилила уже существовавшие тенденции, которые в итоге сыграли значительную роль в переходе от Средневековья к эпохе Возрождения. Среди ключевых изменений - трансформация трудовых отношений, прежде всего между крестьянами и феодалами. Европа до чумы была густо населена, труд стоил дешево, земля дорого, плодородная земля - еще дороже, а в годы с плохим урожаем многие умирали от голода. Черная смерть сократила население как минимум на треть, и ситуация получилась обратная. Обрабатывать земли было некому, те кто владели землей стали предлагать крестьянам более выгодные условия и фиксированные контракты на выполнение работ. Крестьяне, в свою очередь, начали перебираться в города, опустевшие от потери трети населения, здесь новоприбывшие горожане могли найти высокооплачиваемую работу, статус, и всё это давалось с подачи гильдий и богатых феодалов, которые как никогда раньше стали заинтересованы в хорошем работнике. Так в Италии распространилась издольщина: лендлорды обеспечивали крестьян землей, жильем, зерном и инструментами, а взамен получали долю от урожая. Некоторые государства даже вводили законы, запрещавшие перемещения работников и повышение оплаты труда, но работали они плохо. Крепостное право в Западной Европе фактически перестало существовать.

Землевладельцы однозначно проиграли: некоторым пришлось отказаться от возделывания зерна в пользу скотоводства (в основном, заводили овец, с которых получали и шерсть, и мясо). Скотоводство было менее трудоемким и менее рискованным, но и намного менее прибыльным делом. Те лендлорды, которым повезло меньше, пошли в наемные войска или даже промышляли разбоем.

Из-за нехватки людей огромное количество прекрасных плодородных земель оставалось невспаханными. Погибших было так много, что никто не мог обработать свои поля, засеять пшеницу, обрезать виноградные лозы, не заплатив тройной цены.

В ремесленном труде изменения были еще сильнее. Плотников, каменщиков, портных, сапожников, кузнецов стало меньше. Стоимость их услуг выросла и оставалась высокой еще долго - обучать новое поколение ремеслу стало практически некому. Города соревновались за квалифицированных работников: предлагали ускоренную выдачу лицензий, снижение налогов и бесплатное жилье.

Рост заработков вызвал повышение спроса на необязательные товары и предметы роскоши, вроде сложных нарядов из шелка и драгоценных металлов. В Британии стали выращивать больше ячменя: все больше работников могли позволить себе ежедневно тратиться на кружку пива и проводить несколько часов за отдыхом. Дома, в которых хозяйки раньше варили пиво для семьи и соседей, превратились в полноценные пивоварни и публичные заведения, где можно было не только выпить, но и узнать за ужином деревенские новости. Судя по всему, именно так появился английский паб: не только питейное заведение, но и место для общения.

Чума не исчезла и имела место быть очагами после эпидемии черной смерти 1347 - 1353 годов: в Европе вплоть до середины XVII века каждый год возникали локальные вспышки. Количество жителей Европы выросло до показателей первой половины XIV века только через 200 лет.

Еще одним последствием эпидемии стало ослабление церкви. Многие считали черную смерть знаком наступления последних времен, а священники мало того, что никак не могли помочь зараженным, так еще и заболевали и сами. При этом религиозность общества только росла: широко распространились практики аскетизма и самобичевания. Именно отсюда, пожалуй, берут истоки идеи Реформации церкви, из эпохи, когда церковь как никогда была слаба.

Выжившие священники тоже выиграли от эпидемии, как и крестьяне. Многим удалось не только продвинуться в карьере, но и неплохо заработать. Проводить литургии, причащать и, главное, исповедовать перед смертью было почти некому. Хотя Папа Римский разрешил умирающим исповедоваться не только священнику, но вообще кому угодно (даже женщине), многие состоятельные люди были готовы заплатить любые деньги за "официальную" предсмертную исповедь перед священнослужителем, чем и пользовались многие, хоть и сбольшей вероятностью, позже, сами умирали от страшной болезни.

Несмотря на опасную работу, самые привлекательные места погибших священнослужителей - в больших приходах, богатых районах, на позициях личного священника - быстро занимались. В то время как выжившие священнослужители получали более высокий сан, многие деревни остались без пастора. Церковь начала в ускоренном режиме обучать новых служителей. Церковная жизнь была крайне привлекательной, и желающих было много, но часто они не умели даже читать. Давать им полноценное образование не было ни времени, ни ресурсов - церковь зависела от доходов с земли, как и лендлорды. В итоге, многие приходы были заняты неквалифицированными священниками, которые плохо справлялись с обязанностями, но при этом много зарабатывали. Судя по всему, их образ жизни сложно было назвать духовным: священнослужителей начали обвинять в жадности, непотизме, невежестве, пьянстве, обжорстве и разврате. Антиклерикальные настроения докатились и до церковной верхушки, и до светских элит.

Последовавший за этим антиклерикализм позволил развиться светскому подходу к болезни - заниматься и лечением, и объяснением болезни стали, в первую очередь, врачи, а контролем над заболеваниями озаботились государства и локальные власти, и это была обратная сторона невежества, охватившего церковь, наряду с этим, наука "ухватилась" за образовавшийся выступ пропасти.

Итальянские города начали действовать раньше всех. Во Флоренции давно считали, что дурные запахи вызывают болезни: еще с XIII века там регулярно вычищали сточные канавы и законодательно выделяли специальные места для дурнопахнущих занятий (например, забой животных). С пришествием чумы Флоренция ввела новые законы: заболевшие люди и все смердящие вещи должны покинуть город, чтобы избежать порчи воздуха. Одежду заболевших было запрещено носить и продавать - по закону, ее нужно было уничтожить. По схожей логике некоторых городах вводили запрет на демонстрацию роскоши: чтобы ослабить черную смерть, нужно было избегать греха.

Мышление властей, как и всего общества, было во многом религиозным, и во многом было подвержено предрассудкам и суевериям. Иногда власти шли на поводу у общественного мнения, и это приводило к трагическим последствиям.

Вопреки церковной версии о божьей каре, ходили слухи, что эпидемия - это происки дьявола. Были и те, кто утверждал, что ни бог, ни дьявол тут ни при чем, а чума - это попытка уничтожить христианство иноверцами. На роли приспешников зла и врагов христиан быстро нашлись кандидаты. Обвиняли чужестранцев, бедняков, больных проказой, мусульман и евреев. На первом месте была версия о евреях, отравивших колодцы и источники заморским ядом, так или иначе, невежество и страх толкали людей к самым невероятным идеям. Масштаб последствий вызывает соблазн приписать все заслуги эпидемии, но важно не упускать из вида множество других факторов, которые влияли на развитие ситуации. Феодализм в Западной Европе начал ослабевать еще до пришествия черной смерти, а в Восточной - вообще не был распространен. И если на западных территориях чума ускорила этот процесс, то в Польше, Литве, Венгрии, наоборот, закрепилось крепостное право - по целому ряду причин. Смертей от чумы там было чуть меньше, а лендлорды договорились друг с другом вместо того, чтобы конкурировать за рабочую силу, и, в итоге, начали экспортировать зерно на запад.

Настолько разный результат изменения трудовых отношений на западе и на востоке Европы во время эпидемии показывает, что ключевую роль в трансформациях сыграли внешние обстоятельства и уже существующие тренды, а эпидемия чумы стала важным, но не определяющим фактором, однако любая серьезная болезнь в Европе и в мире в целом очень сильно меняло, и, пожалуй, меняет, по сей день жизнь человечества.

До встречи, Друзья!