Про школу, которую все забыли, что она была

22 July

Сегодня решила съездить и посмотреть на школу рабочей молодежи, в которой начала работать в 1977 году и где проработала почти десять лет. Тогда она называлась ШРМ-N3. Насколько я помню, у нее всегда было второе название «школа на бугорке». Да, она действительно располагалась на высоком бугре. Напротив него за старыми дряхлеющими тополями стояла одноэтажная баня – любимица жителей микрорайона. А сам бугор облюбовали дети. Зимой с санками и лыжами здесь собирались толпы ребята с района «Красный текстильщик» и Сталинского поселка.

Помню, что мне самой пришлось некоторое время учиться в стенах этой школы, так как наша родная школа N 5 почему-то не справлялась с наплывом учеников. Мы тогда, будучи детьми, не знали, что по вечерам после нас учится рабочая молодежь.

Перед тем как отправиться на экскурсию по осмотру ШРМ-N3, я набрала в поисковике Интернет данные, которые позволяют найти о ней хоть какую-нибудь информацию. Представьте, упоминаний, что такая школа была и функционировала, там вовсе нет. Как это всё странно! Очень обидно за ШРМ-N3. Некому даже заступиться. Забыли и всё. Как будто ее и нас педагогов никогда не было.

Надо восполнять пробелы в историческом прошлом школьного образования города, решила я. Пока еще живы те, кто в ней работал и может многое рассказать. Хотя бы то, что там преподавала химию кандидат наук Г.Н. Вторым кандидатом наук, вышедшим из стен вечерней школы, являюсь я. Думаю, что сегодня не все школы города могут с гордостью заявить о профессионализме такого уровня своих учителей.

Чтобы восстановить историческую справедливость, я в очередной раз сажусь на автобус N29 и еду до остановки «Красный текстильщик». Перехожу дорогу и, пройдя несколько метров, оказываюсь в моем прошлом. Справа как стояло, так и стоит старинное здание местной бани.

Фото автора: За тополями располагается здание бывшей бани
Фото автора: За тополями располагается здание бывшей бани
Фото автора: За тополями располагается здание бывшей бани

Но, развернувшись в левую сторону в направлении бугра, местность мне показалась незнакомой. Что-то я ничего вокруг не узнаю. Бугра как такого нет. Его частично раскопали. А на месте раскопок стоит «дом-крепость». Помнится, что когда я еще работала в школе к клочку земли, расположенному через дорогу напротив школьного здания, приглядывались новые хозяева Суконной фабрики.

Так вот кому этот участок приглянулся, сумел раскопать любимый детворой бугор, и построить там «дом-крепость», обнеся его высоким забором, который наехал на дорожное полотно и пришкольный участок. К дому, сделанному по образу и подобию средневековых замков, можно подойти только с одной стороны, так как он теперь на «обкусанном» бугре возвышается как на отвесной скале. Именно для старинных крепостей и замков, характерно использование такого приема при строительстве, который позволял их обитателям успешно отражать нападения врага и выдерживать длительную осаду. Далеко за примерами ходить не надо. Взять хотя бы Серпуховский кремль.

Сориентировавшись на измененной местности, я стала искать свою любимую школу. Да, её трудно было найти на том месте, где она, когда-то возвышалась. И всё-таки, я ее нашла. Она спряталась за разросшимися могучими деревьями и кустами с крапивой.

Фото автора: Здание бывшей вечерней школы со стороны  переулка без названия между улицами Народного Ополчения и Карла Маркса. Его адрес Карла Маркса д.131
Фото автора: Здание бывшей вечерней школы со стороны переулка без названия между улицами Народного Ополчения и Карла Маркса. Его адрес Карла Маркса д.131
Фото автора: Здание бывшей вечерней школы со стороны переулка без названия между улицами Народного Ополчения и Карла Маркса. Его адрес Карла Маркса д.131

Теперь у здания бывшей школы два действующих входа. У каждого входа свой звонок. Но ни на один из них никто не реагировал.

Фото автора: Внутренний дворик. В центре был главный вход в школьное здание. Слева  крыльцо  бывшего запасного входа.
Фото автора: Внутренний дворик. В центре был главный вход в школьное здание. Слева крыльцо бывшего запасного входа.
Фото автора: Внутренний дворик. В центре был главный вход в школьное здание. Слева крыльцо бывшего запасного входа.

Позвонив поочередно в две двери, я добилась того, что одну дверь мне открыла женщина. Я извинилась и сказала, что здесь начинала работать учителем физики и к тому же пишу книгу, в связи с чем, хочу попросить разрешения сделать несколько фото внутри. Именно моего кабинета физики. Она сначала поворчала, но все-таки разрешила сфотографировать только коридор. В фото кабинета отказала.

Фото автора: В конце коридора слева был кабинет физики
Фото автора: В конце коридора слева был кабинет физики
Фото автора: В конце коридора слева был кабинет физики

В разговоре с ней выяснилось, что здание школы теперь сдается в аренду отдельными кабинетами, каждый из которых стал офисом какой-то компании. Сколько кабинетов – столько и компаний. Кто арендодатель не известно. Да и открывшая мне дверь женщина не захотела на эту тему говорить. Думаю, что это кто-то из старого состава ГОРОНО или руководства городом сумел в годы развала СССР подсуетиться и стать собственником здания даром, когда начали закрывать вечерние школы.

Мне разрешили обойти бывшую школу по периметру под ее окнами. По-другому никак нельзя было это сделать. Густая растительность не позволяла.

Я начала обход со своего кабинета. При осмотре окон, на меня сразу нахлынули воспоминания. В 70-е годы со мной физику преподавал Александр Николаевич. Помнится, он рассказывал мне, как в него кто-то стрелял из пистолета во время урока с улицы через окно.

Фото автора: Первое от угла окно, через которое стреляли в учителя
Фото автора: Первое от угла окно, через которое стреляли в учителя
Фото автора: Первое от угла окно, через которое стреляли в учителя

Спасло то, что он в этот момент наклонился над журналом с целью сделать в нем запись домашнего задания. Пуля пролетела мимо головы моего коллеги и оставила вмятину в школьной печке, которой отапливался наш кабинет физики. Может быть, она на данный момент уже сломана, и никого не согревает своим теплом.

Я прошла дальше по контуру школы, и чуть было не угодила в какую-то яму. Остановившись возле нее и раздумывая о том, чтобы это могло быть со времен моей работы в школе, я вдруг вспомнила. Это бывший школьный ямный туалет с глубокой ямой, в которую складывали на хранение десятилетиями свои фикалии все участники образовательного процесса. Судя по всему, их никто на протяжении десятков лет не извлекал вовсе. Они продолжали выветриваться. На ямный туалет с фикалиями положили железобетонную плиту, а из наших кабинетов сделали офисные помещения и отдали их в аренду. Я полагаю, вонючее отверстие не закрыто до сих пор по причине того, чтобы быстрее шел процесс выветривания зловоний.... Но он затянулся на долгие годы.

Фото автора: Бывший ямный туалет (вид сбоку)
Фото автора: Бывший ямный туалет (вид сбоку)
Фото автора: Бывший ямный туалет (вид сбоку)

Примечательно, что над бывшим ямным туалетом сегодня располагается современная кухня, оборудованная импортной техникой, и там идет прием пищи сотрудниками офисов. Интересно, чувствуется ли до сих пор или нет фикальный аромат тем, кто питается в этой столовой?

Вот так тоскливо и печально закончилось мое посещение места, где когда-то я начинала работать учителем физики. Но школа рабочей молодежи N3 в Серпухове была и успешно работала ни один десяток лет! Не стоит это забывать!

PS: Внешний вид и внутреннее убранство бывшей школы напомнили мне сюжет из отечественного мультфильма «Карлик Нос». Там Якоб подошел к избушке-развалюшке, а, пройдя через ее дверь, оказался во дворце, сверкающим великолепием.

Продолжение следует.