0 subscribers

Своими вопросами педагог направляет умственную деятельность ребенка

После такой экскурсии интересно проходит занятие, на котором сравнивают ветки разных деревьев, описывают их, а затем пытаются описать и сами деревья, употребляя при этом слова ствол, ветка, почка, семена. В качестве наглядных пособий можно использовать сделанные детьми заранее рисунки разных веток.

Своими вопросами педагог направляет умственную деятельность ребенка


Приемы, применяемые воспитателем на таком занятии, различны: это и образец описания, и вопросы, помогающие сравнивать ветки, и дидактическая игра «От какого дерева ветка?» Игру можно провести по-разному. Например, воспитатель показывает изображение дерева (березы, липы, сосны), а дети называют его и находят к ним ветки. Можно включить в игру элементы движения: несколько детей держат картинки с изображением разных деревьев, а остальные — рисунки веток этих деревьев; по команде воспитателя дети должны собраться вокруг своих «деревьев».


Вопросы педагога помогают ребенку не только сравнить ветки, но и находить для их характеристики образные слова и выражения: «С чем можно сравнить семена липы?» — спрашивает воспитатель. Дети отвечают: «Семена липы похожи на засохшие маленькие вишенки»; «У липы почки — пупырышки». «Посмотрите, — предлагает воспитатель, — как расположены у тополя почки.» — «У тополя почки длинненькие и идут друг за другом, как лесенка».


Своими вопросами педагог направляет умственную деятельность ребенка на вычленение типичных признаков, характеризующих в данном случае ветку определенного дерева, на выявление причин ее изменения. Например, при помощи соответствующих вопросов дети начинают понимать условия распускания почек, появления листьев и цветов. Все ребята указывают на необходимость тепла; на вопрос, распустятся ли ветки без воды, отвечают отрицательно; вспоминают, что для роста необходим и свет.

Так, продолжая работу, начатую в средней группе, воспитатель подводит детей к выводу, который они формулируют самостоятельно: «Чтобы растение росло, цвело, нужен свет, тепло, вода».

Чтобы дети наглядно представляли состояние деревьев в разные сезоны и могли дать возможно более полную их характеристику, целесообразно рассматривать деревья во все времена года.

Усвоению знаний о природе помогают занятия по рисованию, на которых ребята получают задание нарисовать ветку дерева, какой она бывает в разное время года, и при этом соблюдать последовательность изменений.