44 subscribers

Село Введенье и древний Николо-Шартомский монастырь

В нескольких недавних публикациях большое внимание, и, вполне заслуженное, было уделено селу Дунилово, которое по праву можно называть жемчужиной земли русской. Но всего в пяти километрах от Дунилова есть еще одно замечательное село Введенье, по древности не уступающее ему, а возможно и превосходящее. В Введенье так же большое количество храмов и красивых видов, привлекающих туристов и фотографов.

Об истории села необходимо непременно поговорить, а начну с его названия. На самом деле до революции было два села на противоположных берегах реки Молохта. На левом берегу располагалось село Пупки, а на правом – Введенье. Причем, большая часть храмов и наиболее интересных с исторической точки зрения располагалось как раз в Пупках. В советское время два села объединили. Видимо, коммунистам пришлось решать какое наименование оставить за объединенным селом – неблагозвучное Пупки или религиозное Введенье, названное по имени находящейся там Введенской церкви. Как видно, выбор остался за последним. Хотя ничего зазорного в названии «пупки» нет, оно обозначает на старорусском языке курган, возвышенное место.

В Введенье (ранее Пупки) находится древний Николо-Шартомский монастырь. Время возникновения монастыря точно не установлено. Считается, что по древности он не уступает Шуе.

Село Введенье и древний Николо-Шартомский монастырь
Село Введенье и древний Николо-Шартомский монастырь

В документальном упоминании о монастыре приводится предание, будто бы обитель названа в честь явления иконы Святителя Николая Чудотворца еще задолго до княжения великого Московского князя Василия Темного (1415-1462). Сохранившиеся документы показывают исключительно высокое положение монастыря в церковной иерархии. Авторитет этого крупнейшего и наиболее богатого монастыря Шуйского региона закрепила несудная грамота, выданная в 1506 г. великим князем Василием Ивановичем и подтвержденная в 1553 г. Среди вкладчиков обители числились последние суздальские князья Горбатые, Пепинские, Хованские, Пронские, Палецкие.

Сооружения монастыря, бывшие до сер. 17 в. исключительно деревянными, вначале сильно пострадали от литовского разорения в 1609 г., а затем погибли во время пожара 1645 г. Первым после пожара в 1649 г. в центре территории появился кирпичный Никольский собор - основное и наиболее древнее сооружение монастыря. Великолепный образец культового зодчества сер. 17 в., самый ранний памятник архитектуры области, созданный под влиянием ярославской школы зодчества. Архитектура здания еще во многом связана с образцами монументальных монастырских сооружений 16 в.

На южной границе монастыря, несколько западнее собора, была поставлена церковь в честь иконы Казанской Божьей Матери (1678), расположенном вдоль берега реки в южной части ансамбля.

Вид на монастырь с южной стороны.
Вид на монастырь с южной стороны.

Завершает облик церковного ансамбля надвратная церковь Преображения. Архитектура здания в основном характерна для эпохи классицизма, но граненые формы завершения и круглые окна указывают на устойчивость барочных приемов в провинции.

Надвратная церковь.
Надвратная церковь.

Колокольня расположена в северной части монастыря. При общей традиционной и даже несколько архаизированной композиции представляет собой памятник позднего классицизма.

Вид на монастырь при въезде в село со стороны Дунилова.
Вид на монастырь при въезде в село со стороны Дунилова.

К северо-западу от Николо-Шартомского монастыря до начала 19 в. стояла деревянная Пятницкая церковь 17 в. В 1806 г. ее сменила новая кирпичная церковь Вознесения с приделом Параскевы Пятницы - по нему часто именуют храм. А в 1843 г. к югу от последней поставили также кирпичную зимнюю церковь Иоанна Богослова. Ведущую роль в комплексе играет церковь Вознесения, стройный четверик которой и высокая колокольня видны с дальних точек села.

Храмовый комплекс церкви Вознесения и Иоанна Богослова.
Храмовый комплекс церкви Вознесения и Иоанна Богослова.
Церковь Вознесения.
Церковь Вознесения.

На правом берегу Молохты на центральной площади села у дороги на Шую расположен храмовый комплекс церкви Введения и Владимирская. Первым в 1807 г. на средства прихожан был возведен холодный храм Введения с шатровой колокольней, а в 1845 г. к юго-западу от него - невысокая теплая Владимирская церковь. Контрастные по объемной композиции, они создают храмовый комплекс, типичный для богатых сел бывшего Шуйского уезда.

Храмовый комплекс церкви Владимирской и Введения.
Храмовый комплекс церкви Владимирской и Введения.

Обо всех храмах я вкратце рассказал. Таким образом, можно подытожить - в Введенье насчитывается семь церквей, что весьма впечатляет.

Ниже приведу подборку фотографий с сельскими видами.

Вид на Введенскую церковь с колодцем.
Вид на Введенскую церковь с колодцем.
Вечер в монастырском селе.
Вечер в монастырском селе.
Когда тюльпаны цветут.
Когда тюльпаны цветут.
Занималась алая заря.
Занималась алая заря.
Культовая архитектура.
Культовая архитектура.
Вид на монастырь со стороны Молохты.
Вид на монастырь со стороны Молохты.

Это основная фотографическая локация в Введенье. С данной точки открывается самый красивый вид монастыря с отражением. Бывая в Введенье многократно, я этот вид запечатлел в разное время года и суток. В следующей публикации я хочу показать наиболее красивые фотографии с этого места. Не пропустите, подписывайтесь на канал.

Все фотографии автора можно посмотреть на персональном фото сайте "Иваново-Вознесенскъ и его окрестности".