Фотевиль
271 subscriber

Всероссийский конкурс уличной фотографии. Фотокамера Ricoh GR III - малышка, за которую стоит побороться

247 full reads

Итак, 7 ноября мы начинаем Всероссийский конкурс уличной фотографии от сообщества "STREETPHOTORUSSIA". Рад сообщить, что пройдёт он при поддержке нашего Генерального партнёра "Ricoh Russia", предоставившего нам в качестве главного приза свою фотокамеру Ricoh GR III.

Компактный фотоаппарат RICOH GR III.
Компактный фотоаппарат RICOH GR III.

Об этой камере я знаю не по наслышке, более того - в неё я искренне влюблён. Снимал ей целых три месяца всё то время, что она находилась у меня на длительном тесте. Огромное спасибо, Ricoh GR Russia за такую возможность.

Все дальнейшие снимки в публикации сделаны мной, так сказать, собственноручно.

Поцелуй на мосту.
Поцелуй на мосту.

Статья эта не является обзором в прямом смысле этого слова. Лично мне классические обзоры скучны и неинтересны. Если я что-то "тестирую", то не делаю обязательно-бессмысленных кадров и не рассуждаю на тему несовершенности технической начинки, а иду и снимаю, ровно так же, как я это делаю всегда. В руках у меня новый инструмент и мне просто интересно, насколько им удобно пользоваться в реальности.

Двое второго января.
Двое второго января.

К слову, технические характеристики этой малышки действительно впечатляют. Не буду перечислять их, но скажу, что мне поневоле приходилось постоянно сравнивать GR-ку с моей собственной камерой Sony a7 m III. А всё потому, что эквивалентное фокусное расстояние у Ricoh всё те же любимые мной 28 миллиметров, на которые я и снимаю 95% всех своих уличных кадров собственной беззеркалкой. Да и число не столь важных мне мегапикселей на камерах одинаково - 24.

Так вот. Чисто технически, на мой взгляд, Рико совсем не сильно уступает Сони. Да, она, естественно, несколько проигрывает по уровню шумов и скорострельности, но... При всей своей далеко не маленькой цене, GR III вдвое(!) дешевле моего комплекта из Sony a7 m III и объектива FE 28mm f/2 (SEL28F20).

Да, говорю честно, как оно есть на самом деле. Если бы мне сейчас предстояло выбрать из двух этих камер, учитывая разницу в их стоимости, то для съёмок стрита я однозначно выбрал бы Рико. А будь я богат словно Крез, то непременно имел бы обе.

Один из любимых моих кадров того времени.
Один из любимых моих кадров того времени.

Давайте теперь я попробую максимально сухо (увы, вряд ли получится) перечислить плюсы GR, а после скажу о её недостатках, которые были выявлены мной в процессе трёхмесячной, почти ежедневной эксплуатации.

Первое. Компактность.

Для съёмки стрита и это, без сомнения, известно и признаётся почти всеми, неприметность и малые размеры камеры имеют большое значение. Да, маленькая, неброско оформленная камера привлекает к себе куда меньше внимания. Вас гораздо реже спрашивают о целях вашей, странной для многих фотосъёмки. Ну щёлкнул какой-то чудаковатый тип (говорю о себе) что-то на свою несчастную "мыльницу", да и ладно. Подумаешь. Другое дело, если вы "засветитесь" со здоровенной "зеркалкой". Вопросов будет куда больше.

Урок рисования светом.
Урок рисования светом.

Но компактность важна не только для этого. Даже свою относительно компактную беззеркалку от Сони я беру с собой далеко не всегда. Нужна, как минимум, небольшая сумка, не носить же её постоянно в руках. А вот Рико легко помещается в карман джинсов. Я и термин такой уже где-то слышал - "камера постоянного ношения". Это точно можно смело утверждать относительно GR-ки. Она все дни моего обладания ею практически постоянно была со мной в одном из карманов куртки.

Жестом предупредил мужчину о том, что собираюсь снимать. А он и глазом не моргнул.
Жестом предупредил мужчину о том, что собираюсь снимать. А он и глазом не моргнул.

Второе. Бесшумность работы.

Срабатывание затвора на Рико едва слышно самому фотографу, а люди поблизости, как правило, его вообще не замечают.

Что в этом особенного? - скажете вы. Сони вот твоя в режиме электронного затвора так абсолютно бесшумна.

Ох, друзья мои. Не люблю я снимать в этом режиме. Ну нет у меня ощущения, что я фотографирую. Нажимаю на кнопку спуска и - ничего! От камеры нет обратного отклика и ты не понимаешь снял ли вообще хоть что-то. Это для меня как любимый кофе с противным заменителем сахара (есть сравнение поточнее, но оно настолько же банально, насколько и неприлично).

И потом, я очень часто фотографирую прямо на ходу. А вы все прекрасно знаете, к чему это может приводить. Правильно - непредсказуемый эффект роллинг-шаттера, способный исказить геометрию кадра до полной его непригодности.

Один из кадров, сделанных прямо на ходу.
Один из кадров, сделанных прямо на ходу.

Третье. Быстрота включения и готовности к работе.

Тоже скажете - пустяки. Однако для меня это не так. Моя Sony a7 m III прогружает свои продвинутые алгоритмы распознавания и прочие интеллектуальные штуки мучительно долго. И ладно бы само включение, по моим личным ощущениям занимающее секунды 3-4 минимум. Почти столько же занимает и вывод камеры из спящего режима. Поэтому на улицах, учитывая что моя фотография частенько построена на решающем моменте, я не даю своей фотокамере ни малейшей возможности "вздремнуть", иначе нужный мне кадр будет точно упущен.

А Рико включается и готова к работе молниеносно. Мне даже иногда казалось, что заявленные производителем 0,8 секунды, явное преувеличение. Я сколько раз торопился сразу после включения сделать кадр, столько же раз был удивлён тому, что камера была готова к работе мгновенно.

На просьбу сфотографировать большинство так же реагирует весьма спокойно. Правда здесь я сказал, что хочу сфотографировать щенка.
На просьбу сфотографировать большинство так же реагирует весьма спокойно. Правда здесь я сказал, что хочу сфотографировать щенка.

Четвёртое. Snap-focus.

Этот пункт стоило бы сделать первым. Вот что вроде бы такого, оснастить камеру системой пре-фокуса, когда вы заранее выставляете расстояние, на котором камера сфокусируется? Ерунда вроде бы! Ан, нет.

На моей Сони подобной функции мне жуть как не хватает. Объектив FE 28mm f/2 (SEL28F20) не оснащён шкалой расстояний. На нём вообще нет ни переключателей, ни каких-либо надписей, кроме FE 2/28. Переход на ручную фокусировку делается через меню камеры, там же и выставляется расстояние, на котором хочется сфокусироваться. Крайне неудобно и долго. Плюс ко всему в процессе съёмки постоянно задеваешь фокусировочное кольцо и сбиваешь настройки. Потом, как следствие, мажешь.

Ещё один из важных для меня кадров.
Ещё один из важных для меня кадров.

Так вот. Фотографировать со снэп-фокусом на Рико - настоящее удовольствие! Камера не тратит время на фокусировку и на любое нажатие на спуск реагирует мгновенно.

Если вы пока не сильно доверяете собственному опыту, то на экране специально для сомневающихся есть специальная шкала ГРИП. И вы прекрасно видите, в каком диапазоне расстояний у вас изображение будет резким.

В итоге в руках у вас инструмент, скорость работы которого ограничена только быстротой вашей реакции и мысли.

Да, моя Sony a7 m III обладает феноменально быстрым следящим автофокусом и в большинстве случаев я снимаю на неё в режиме автоматического фокуса. Но как быть, если снять, например, захочется сквозь узкую щель в заборе или вокруг полно предметов, за которые автофокус может случайно "зацепиться" и не "дотянуться" до главного? Вот-вот, со снэп-фокусом такого просто не может быть, а в Сони мне приходится мучительно долго переключаться на ручную фокусировку через меню фотоаппарата и довольно часто упускать нужный момент для съёмки.

Фокус выставлен заранее и я не думаю о нём вообще. Мне остаётся только ловить момент и компоновать кадр.
Фокус выставлен заранее и я не думаю о нём вообще. Мне остаётся только ловить момент и компоновать кадр.

Пятое. Кроп-фактор.

Самый сомнительный пункт, наверняка подумали вы. Более того, я уверен, что кое-кто сейчас посчитал меня за шарлатана от фотографии. Но дайте мне минутку объяснить, что я имею в виду.

Итак, представьте, что вы поочерёдно снимаете одну и ту же уличную сценку сначала на полный кадр - Sony a7 m III (+ объектив на 28 мм), а следом на "кропнутую" Ricoh GR III (эквивалентное фокусное всё те же 28 миллиметров). В обоих случаях вы получите композиционно практически одинаковую картинку на 24 мегапикселя. Но теперь задайтесь вопросом, в каком случае ГРИП будет больше?

Правильно. На Рико реальное фокусное 18,3 мм., а значит глубина резко изображаемого пространства в её случае будет существенно больше.

Наверняка уже понимаете к чему я клоню. В уличной фотографии многоплановость снимка подчас необычайно важна. Важно показать отчётливо (как, например, на фотографии выше) сразу несколько планов.

Бóльшая глубина резкости для меня, как для явного любителя таких кадров, необычайно важна.

И теперь совсем коротко несколько других, не столь лично для меня важных моментов.

Очень многим нравится цвет, который выдают камеры Рико. Особенно по вкусу приходится встроенный цветовой профиль "позитивная плёнка". Но говорю честно, по цвету я не большой спец, к тому же ещё и дальтоник. Так что мои картинки для вас в плане цветопередачи не должны быть существенным ориентиром.

Что ещё? В камере действительно неплохо работает трёхосевая система стабилизации матрицы.

Съёмка с рук "с проводкой" на выдержке в 1/10 секунды.
Съёмка с рук "с проводкой" на выдержке в 1/10 секунды.

Пройдёмся сейчас по недостаткам. Иначе вы точно решите, что перед вами проплаченная заказная статья.

Недостатки есть.

Ну, во-первых, очень малое время работы родного аккумулятора. Если решитесь покупать камеру, то сразу приобретайте дополнительный. Две-трети и более зимних прогулок я снимал на свою Сони, потому что Рико никогда не доживала даже до их середины. Впрочем, фотографировал я всегда при минусовых температурах и, возможно, в тёплое время ситуация будет несколько лучше (насколько помню, мне ни разу не удавалось сделать больше 200 кадров). Что поделаешь, камера компактная и в угоду общей концепции аккумулятор у неё воистину крошечный.

Во-вторых, раза три или четыре камера у меня "зависала" намертво, так что приходилось скидывать аккумулятор. Только после этого она снова соглашалась включаться. Зависала, кстати, прямо во время съёмки, что было, как минимум, неприятно. Я каждый раз пугался, что она вышла из строя полностью. О подобных случаях с отказом в работе мне недавно сообщил в беседе и один мой знакомый "джиарист". Не знаю насколько эта проблема распространена в целом и в чём её причина, но факт остаётся фактом - нестабильность в работе точно есть.

Для кого-то недостатком может показаться отсутствие встроенной вспышки (во второй версии камеры она есть). Но не для меня. Встроенными вспышками я никогда не пользуюсь.

Камера достойно переносила сильные морозы. Честно выдержала всё.
Камера достойно переносила сильные морозы. Честно выдержала всё.

Других существенных недостатков за время использования Ricoh GR III я не нашёл. Однако обнаружил другое. Чем дольше я снимал этой малышкой, тем меньше мне хотелось с ней расставаться. Я отдавал её в руки курьеру с чувством, что теряю близкого друга, не раз выручавшего меня в сложных ситуациях.

Да, сообщаю совершенно искренне, в камеру я влюбился. И когда-нибудь, абсолютно уверен, обзаведусь точно такой же.

Большинство кадров я делал навскидку, даже не глядя на экран камеры.
Большинство кадров я делал навскидку, даже не глядя на экран камеры.

А сейчас вернёмся к самому фотоконкурсу!

Как я уже сообщил в самом начале статьи, Ricoh GR III станет главным призом для победителя и более достойного подарка для человека увлекающегося уличной фотографией я и представить себе не могу. Да, будут ещё и денежные призы, возможность попадания в финальную сотню авторов с последующим изданием фотокниги, но Ricoh GR III действительно удивительно ценный подарок.

Всероссийский конкурс уличной фотографии. Фотокамера Ricoh GR III - малышка, за которую стоит побороться

Подписывайтесь на канал "Фотевиль", чтобы не пропустить новости касательно конкурса и публикации с подборками конкурсных работ!

Всероссийский конкурс уличной фотографии. Фотокамера Ricoh GR III - малышка, за которую стоит побороться