1,5K subscribers

Самолеты Short 300, 360, C-23В Sherpa-простые и функциональные, что и нужно гражданским и военным операторам.

323 full reads
  Военно-транспортный самолет Short C-23В Sherpa, «Воздушный змей».
Военно-транспортный самолет Short C-23В Sherpa, «Воздушный змей».

Эта статья продолжение моей статьи https://zen.yandex.ru/media/id/60c210231f1ba301a73d7401/neobychnyi-samolet-short-sc7-skyvan-prosce-i-funkcionalnee-sdelat-nevozmojnoimenno-to-chto-nujno-v-rossiiskih-realiiah--627bc2ddeea52478f9bfe300

В этой статье я описываю дальнейшее развитие семейства самолетов Short 300 .

Short 330 разработан фирмой Short Brothers 7[ Cеверная Ирландия] на базе Short SC.7 Skyvan первый полёт совершил в 1974 году. Short 330 выпускался серийно в 1974—1984 гг. Всего было построено 136 самолётов в нескольких пассажирских и транспортных модификациях. Самолёт нашёл применение в военно-транспортной авиации ряда стран - как средний транспортный самолёт. Аэродинамику прародителя Short SC.7 Skyvan я описал в предыдущей статье, поэтому сразу рассмотрим некоторые летно-технические характеристики Short 330 [в скобках данные для грузового варианта Short C-23 Sherpa, «Воздушный змей»]

  • Пассажировместимость: 30 пассажиров[30 солдат или 28 парашютистов или 15 раненых на носилках с 3 сопровождающими]
    Кабина самолетов имеет ширину 6,5 футов (1,98 м), высоту 6,5 футов (1,98 м) и длину 29 футов (8,84 м). Объем 1 230 куб. футов (34,83 ​​м3 ) с грузоподъемностью [грузовой вариант]8 000 фунтов (3 629 кг).

Коэффициент удлинения крыла: ~13

  • Профиль крыла: NACA 63А
  • Масса пустого: 6 680 кг
  • Масса снаряжённого: 8 650 кг
  • Нормальный взлётный вес: 10,387 kg[10 390 кг]
  • Максимальный взлетный вес : [11 566 кг] для грузового варианта

Мощность двигателей: 2 ТВД [Pratt & Whitney Canada PT6A-45-R]

× 1 197 л.с.

Максимальная скорость: 352 км/ч на 3 050 м

Short 330 был немного медленнее, чем большинство его конкурентов, но заработал репутацию удобного, тихого и прочного авиалайнера.Использование прочной конструкции в сочетании крыла с подкосами и квадратного фюзеляжа также упростило техническое обслуживание и ремонтопригодность.Производство началось в 1976 и закончилось в 1992 году, всего было построено 141 самолет (включая грузовые и военные версии).

Short 330 (также SD3-30 ) — небольшой турбовинтовой транспортный самолёт производства Short Brothers . Он вмещает до 30 человек, был относительно недорогим и имел низкие затраты на техническое обслуживание на момент его появления в 1976 году.
Short 330 (также SD3-30 ) — небольшой турбовинтовой транспортный самолёт производства Short Brothers . Он вмещает до 30 человек, был относительно недорогим и имел низкие затраты на техническое обслуживание на момент его появления в 1976 году.
 Чертеж в трех проекциях Short 330[ Short C-23 Sherpa].
Чертеж в трех проекциях Short 330[ Short C-23 Sherpa].

Шорт также планировал две грузовые версии. Short 330-UTT ( от Utility Tactical Transport) был военно-транспортной версией, оснащенная усиленным полом кабины и дверями для выброски парашютистов , которая была продана в небольшом количестве, в основном в Таиланд, где было закуплено четыре машины. Short Sherpa был грузовым судном, оснащенным задней грузовой дверью / аппарелью во всю ширину . Эта версия впервые поднялась в воздух 23 декабря 1982 г. , а первый заказ на 18 самолетов был размещен ВВС США в марте 1983 г. Эти самолеты были переданы Военному командованию воздушных перевозок(MAC) для самолетов Европейской системы распределения (EDSA). Они выполняли перевозку грузов и персонала между Авиабазами ВВС США(USAFE).

Short C-23A Sherpa  успешно служил в армии США.
Short C-23A Sherpa успешно служил в армии США.

  Short C-23A Sherpa может оперативно доставить авиадвигатель на военный аэродром.
Short C-23A Sherpa может оперативно доставить авиадвигатель на военный аэродром.

На военной службе США Short 330 получил обозначение C-23A Sherpa . C - 23B Sherpa похож на C-23A, но с окнами кабины. Производная версия C-23B+ Short 360 была создана путем замены задней части фюзеляжа самолетов Short 360, полученных на вторичном рынке, на двухкилевое вертикальное оперение и заднюю погрузочную рампу Short Sherpa. Переделывали их в грузовые из-за того что выпуск уже был прекращен, а грузовой вариант был востребован.

В 1982 году пошел в серию Short 360 (также SD3-60 -это 36-местный вариант модели Short 330. Модель 360 имеет вставку фюзеляжа длиной 3 фута (91 см), которая давала достаточную дополнительную длину для еще двух рядов сидений (еще шесть пассажиров), а дополнительная длина сглаживала аэродинамический профиль и уменьшала сопротивление. Также он оснащался более мощными двигателями PT6A-65-AR мощностью 1424 л.с. (1062 кВт).

 Short 360 на авиасалоне в Фарнборо 1982 г.
Short 360 на авиасалоне в Фарнборо 1982 г.

Основываясь на сильных сторонах и репутации своего предшественника Short 330, 360-е нашли нишу для использования региональными авиакомпаниями по всему миру, имея возможность работать с взлетно-посадочных полос длиной 4500 футов (1400 м), открывая сотни аэродромов, которые в противном случае были бы недоступны для авиалайнеров. С крейсерской скоростью около 215 миль в час (370 км / ч) на высоте 10 000 футов (3048 м) с негерметичной кабиной Short 360 не был самым быстрым турбовинтовым самолетом в своей категории , но предлагал приемлемые характеристики по разумной цене в сочетании с простотой обслуживания и ремонтопригодностью.

Пассажирский салон  Short 360-довольно комфортабельный.
Пассажирский салон Short 360-довольно комфортабельный.

Всего было произведено 165 самолетов Short 360, 28 самолетов было переделано впоследствии в грузовой вариант [описано выше].

Чертеж в 3-х проекциях Short 360 и показано сравнение с Short 330 .
Чертеж в 3-х проекциях Short 360 и показано сравнение с Short 330 .

Я вот думаю: а почему много лет назад нам не сделать что-то подобное. И двигатель у нас был для подобных самолетов ТВД- 20, который имел максимальную мощность 1375 л.с. И технологически сделать подобный самолет не сложно. ТВРС-44 "'Ладога"' и тем более Ил-114-300 будут гораздо дороже в производстве, да и загружать их так как Short-ы невозможно. Да и российским военным Short-ы очень бы пригодились. Конечно по грузоподъемности они меньше Ан-26 [3629 кг максимум против 5500 кг], но для определенных задач вполне достаточно.

Один из менеджеров а/к Ангара или ИрАэро [не помню точно] говорил что Ил-114 избыточен для многих маршрутов в Иркутской области. Он [Ил-114] перевезет одним рейсом весь недельный пассажиропоток. Я думаю что самолет типа Short [30-36 пасажиров] был бы оптимальным вариантом на маршрутах Улан- Удэ-Нижнеангарск[450км], Иркутск-Усть Илимск[620км], -Железногорск-Илимский [477км] и тд.

A что вы думаете, дорогой читатель, поделитесь своим мнением в комментариях.

Другие мои публикации можно посмотреть на канале: сергей СМИРНОВ