Эта статья продолжение моей статьи https://zen.yandex.ru/media/id/60c210231f1ba301a73d7401/neobychnyi-samolet-short-sc7-skyvan-prosce-i-funkcionalnee-sdelat-nevozmojnoimenno-to-chto-nujno-v-rossiiskih-realiiah--627bc2ddeea52478f9bfe300
В этой статье я описываю дальнейшее развитие семейства самолетов Short 300 .
Short 330 разработан фирмой Short Brothers 7[ Cеверная Ирландия] на базе Short SC.7 Skyvan первый полёт совершил в 1974 году. Short 330 выпускался серийно в 1974—1984 гг. Всего было построено 136 самолётов в нескольких пассажирских и транспортных модификациях. Самолёт нашёл применение в военно-транспортной авиации ряда стран - как средний транспортный самолёт. Аэродинамику прародителя Short SC.7 Skyvan я описал в предыдущей статье, поэтому сразу рассмотрим некоторые летно-технические характеристики Short 330 [в скобках данные для грузового варианта Short C-23 Sherpa, «Воздушный змей»]
- Пассажировместимость: 30 пассажиров[30 солдат или 28 парашютистов или 15 раненых на носилках с 3 сопровождающими]
Кабина самолетов имеет ширину 6,5 футов (1,98 м), высоту 6,5 футов (1,98 м) и длину 29 футов (8,84 м). Объем 1 230 куб. футов (34,83 м3 ) с грузоподъемностью [грузовой вариант]8 000 фунтов (3 629 кг).
Коэффициент удлинения крыла: ~13
- Профиль крыла: NACA 63А
- Масса пустого: 6 680 кг
- Масса снаряжённого: 8 650 кг
- Нормальный взлётный вес: 10,387 kg[10 390 кг]
- Максимальный взлетный вес : [11 566 кг] для грузового варианта
Мощность двигателей: 2 ТВД [Pratt & Whitney Canada PT6A-45-R]
× 1 197 л.с.
Максимальная скорость: 352 км/ч на 3 050 м
- Крейсерская скорость: 300-333[296-329] км/ч
- Скорость сваливания: 136 км/ч (с выпущенными шасси и закрылками)
- Практическая дальность: 1 240 км (с нагрузкой 1 966 кг)
- Практический потолок: 3 500 м (или 6 095 м)
- Скороподъёмность: 10 м/с
- Нагрузка на крыло: 247 кг/м²
- Тяговооружённость: 170 Вт/кг
- Аэродинамическое качество: ~15
Short 330 был немного медленнее, чем большинство его конкурентов, но заработал репутацию удобного, тихого и прочного авиалайнера.Использование прочной конструкции в сочетании крыла с подкосами и квадратного фюзеляжа также упростило техническое обслуживание и ремонтопригодность.Производство началось в 1976 и закончилось в 1992 году, всего было построено 141 самолет (включая грузовые и военные версии).
Шорт также планировал две грузовые версии. Short 330-UTT ( от Utility Tactical Transport) был военно-транспортной версией, оснащенная усиленным полом кабины и дверями для выброски парашютистов , которая была продана в небольшом количестве, в основном в Таиланд, где было закуплено четыре машины. Short Sherpa был грузовым судном, оснащенным задней грузовой дверью / аппарелью во всю ширину . Эта версия впервые поднялась в воздух 23 декабря 1982 г. , а первый заказ на 18 самолетов был размещен ВВС США в марте 1983 г. Эти самолеты были переданы Военному командованию воздушных перевозок(MAC) для самолетов Европейской системы распределения (EDSA). Они выполняли перевозку грузов и персонала между Авиабазами ВВС США(USAFE).
На военной службе США Short 330 получил обозначение C-23A Sherpa . C - 23B Sherpa похож на C-23A, но с окнами кабины. Производная версия C-23B+ Short 360 была создана путем замены задней части фюзеляжа самолетов Short 360, полученных на вторичном рынке, на двухкилевое вертикальное оперение и заднюю погрузочную рампу Short Sherpa. Переделывали их в грузовые из-за того что выпуск уже был прекращен, а грузовой вариант был востребован.
В 1982 году пошел в серию Short 360 (также SD3-60 -это 36-местный вариант модели Short 330. Модель 360 имеет вставку фюзеляжа длиной 3 фута (91 см), которая давала достаточную дополнительную длину для еще двух рядов сидений (еще шесть пассажиров), а дополнительная длина сглаживала аэродинамический профиль и уменьшала сопротивление. Также он оснащался более мощными двигателями PT6A-65-AR мощностью 1424 л.с. (1062 кВт).
Основываясь на сильных сторонах и репутации своего предшественника Short 330, 360-е нашли нишу для использования региональными авиакомпаниями по всему миру, имея возможность работать с взлетно-посадочных полос длиной 4500 футов (1400 м), открывая сотни аэродромов, которые в противном случае были бы недоступны для авиалайнеров. С крейсерской скоростью около 215 миль в час (370 км / ч) на высоте 10 000 футов (3048 м) с негерметичной кабиной Short 360 не был самым быстрым турбовинтовым самолетом в своей категории , но предлагал приемлемые характеристики по разумной цене в сочетании с простотой обслуживания и ремонтопригодностью.
Всего было произведено 165 самолетов Short 360, 28 самолетов было переделано впоследствии в грузовой вариант [описано выше].
Я вот думаю: а почему много лет назад нам не сделать что-то подобное. И двигатель у нас был для подобных самолетов ТВД- 20, который имел максимальную мощность 1375 л.с. И технологически сделать подобный самолет не сложно. ТВРС-44 "'Ладога"' и тем более Ил-114-300 будут гораздо дороже в производстве, да и загружать их так как Short-ы невозможно. Да и российским военным Short-ы очень бы пригодились. Конечно по грузоподъемности они меньше Ан-26 [3629 кг максимум против 5500 кг], но для определенных задач вполне достаточно.
Один из менеджеров а/к Ангара или ИрАэро [не помню точно] говорил что Ил-114 избыточен для многих маршрутов в Иркутской области. Он [Ил-114] перевезет одним рейсом весь недельный пассажиропоток. Я думаю что самолет типа Short [30-36 пасажиров] был бы оптимальным вариантом на маршрутах Улан- Удэ-Нижнеангарск[450км], Иркутск-Усть Илимск[620км], -Железногорск-Илимский [477км] и тд.
A что вы думаете, дорогой читатель, поделитесь своим мнением в комментариях.
Другие мои публикации можно посмотреть на канале: сергей СМИРНОВ