1494 subscribers

Учебно-тренировочный самолет российских курсантов Diamond DA42-типичный продукт современного российского менеджмента.

342 full reads
Даймонд DA-42.
Даймонд DA-42.

Tак как в Pоссии не производили учебно-тренировочных самолетов, то со временем встал вопрос: а на чем обучать курсантов летных училищ? В 2010-х годах австрийская компания Diamond Aircraft заключила лицензионные соглашения на локализацию ряда моделей самолётов, в том числе DA42, с китайской CETC Wuhu Diamond Aircraft Manufacture Co., Ltd и российским предприятием «Уральский завод гражданской авиации" .

Я не буду описывать летно-технические характеристики самолета Даймонд DA-42-все это можно посмотреть в интернете. Mы поразмышляем о правильности выбора этого самолета для курсантов летных училищ .

Самолет типа Даймонд DA-42 используется на сложных этапах тренировок и предназначен для освоения принципов управления самолетов с 2-мя или более двигателями (Multi-Engine Rating). Самолет, так-же, используется для тренировок на Инсртумент Рэйтинг (Instrument Rating) по интегрированной системе авионики Гармин G-1000. Eсли проще: сейчас есть такое требование, чтобы будущие профессиональные пилоты получали подготовку на двухдвигательных самолетах с авионикой, похожей на авионику больших лайнеров. Hапример: имитация полета с одним двигателем.

Приборная панель  Diamond DA42 Twin Star.
Приборная панель Diamond DA42 Twin Star.

B качестве максимально подходящих для России были выбраны (с подачи «Аэрофлота»-есть такая версия) австрийские «Даймонды», которые выигрышно позиционировались на МАКС-ах. Diamond DA42 Twin Star стоит около 600 тысяч долларов. О локализации производства этих самолетов я писал в статье:

https://zen.yandex.ru/media/id/60c210231f1ba301a73d7401/malaia-aviaciia-i-importozamescenie-kak-ploho-obstoiat-dela-626f7ee38e79676203af8ee6

Стоимость ТО самолетов достаточно высокая, в том числе из-за необходимости отправлять на проверку на завод агрегатов двигатели через 300-600 часов (DA42TDI – редуктор, топливный насос; DA42NG – двухмассовый маховик, генератор, топливный насос), ежегодно менять дорогие аккумуляторы, использовать импортные масла и жидкости. Последний вопрос в отношении DA42 удалось решить, получив разрешение использовать отечественные аналоги.

Чертеж в трех проекциях  Diamond DA42 Twin Star .
Чертеж в трех проекциях Diamond DA42 Twin Star .

Удорожает эксплуатацию и трудоемкость работ, например, съемка основного аккумулятора требует больших усилий, а замена ненадежных датчиков топливомеров производится… со съёмкой крыла. А уж количество технических бюллетеней...

За время эксплуатации (с 2009 года) поступило 43 бюллетеней (28 из них обязательных) на DА42, 10 – на двигатель TAE, 5 – на двигатель Е4. Это тоже не облегчает жизнь технической службы! Предполагаемые расходы на приобретение запчастей к имеющимся в училище DA-42TDI [версия c 2 дизельными двигателями TAE[en] Centurion 2.0 Turbo Diesel[en] по 135 л.с. каждый], и DA42NG [версия с 2 турбодизелями Austro Engine[en] AE 300 по 168 л.с. ], составляют до 90% от расчетного бюджета на поддержания лётной годности, и предположительно, эти суммы могут достигать значений в 20 млн. рублей в год.

Эксплуатация «Даймондов» также имеет свои особенности, непривычные россиянам. Самолетам требуется ангарное хранение, буксировка транспортными средствами не предусмотрена, и должна осуществляться либо вручную, либо с помощью специальных приводов стоимостью без малого 2000 долларов . Полеты разрешены только с ВПП с твердым покрытием, лётная эксплуатация самолёта запрещена при температурах ниже -20 град. С (правда, в отношении как минимум DA40NG сделано разъяснение, что эксплуатация возможна и при –35 град. С, если до этого самолет стоял в ангаре с температурой не ниже –20 град. С). Большое внимание приходится уделять парковке DA42, он должен быть установлен носом против ветра и пришвартован, так как из-за слабой конструкции крепления носовой опоры шасси очень чувствителен на стоянке к боковому ветру.

Салон  Diamond DA42 Twin Star.
Салон Diamond DA42 Twin Star.

Также я слышал такую историю. Курсанты-не являются опытными пилотами и бывает прилаживают Даймонды к взлетной полосе на посадке. И инструкторы регулярно осматривают фюзеляж на наличие трещин в углепластиковом фюзеляже .

Но все же главное – это трудности с запчастями и итоговая стоимость ТО, и в результате, кажется, никто уже не считает «Даймонды» удачным приобретением. Начались разговоры, что вместо них надо закупать другую технику, более подходящую к российским условиям.

Еще добавлю что расход топлива в варианте самолета с дизелями приблизительно 39.4 л/час авиакеросина [неплохо].При размахе крыла 13,56  м он имеет удлинение 10 и аэродинамическое качество 22. Самолет сделан из углеродного волокна и построен как планер , что позволяет компенсировать довольно слабую моторизацию.

Масса пустого : 1,251 (1,414)  т

Максимальная взлетная масса: 1 783 (1 900) т

Пассажиры: 3 пассажира

Грузоподъемность: 532 кг (490 кг)

Моторизация: 2 дизельных двигателя Thielert Centurion 2.0 с турбонаддувом-155 л.с. (2 дизельных двигателя Austro Engine AE300 -168 л.с.)

Максимальная крейсерская скорость: 316 (357)  км/ч

Максимальная скорость: 359 (348)  км/ч

Дальность полета: 1 475 (1 472)  км

Крейсерская высота: 5 486 (5 486)  м

Скорость набора высоты: 6,5 м /с

Нагрузка на крыло: 109,6  кг/ м2

Соотношение массы к мощности [энерговооруженность] : 9,00 кг/кВт.

Подведем итоги: как я уже сказал самолетов такого класса в России не производили [и не думали-да и поршневых двигателей своих нет], то посчитали что проще производить по лицензии что-то зарубежное и постепенно локализовать производство у себя. С введением санкций производство естественно прекратится и мы опять без учебно-тренировочного самолета в этом классе. В Советском Союзе подготовка курсантов проходила на Лет-410, который больше подходит для этих целей, но гораздо дороже в эксплуатации. Современной России возможно дороговато обучать курсантов на Лет-410 [он тоже не наш] - может быть решили сэкономить.

Также возможно хотели зарабатывать деньги на продаже аналогичных машин частникам - это наверное и послужило главным аргументом в принятии такого решения [есть такая версия].

Это просто мои размышления, а вы, дорогой читатель, сами сделайте вывод о правильности этого решения [производство "Даймондов" ].

Но вопрос с учебным самолетом в этом классе остается открытым. В Китае выпускают что-то похожее, и Китай пока санкции нам не вводил. Может менеджеры договорятся с китайскими товарищами [без работы менеджеры не останутся].
Другие мои публикации можно посмотреть на канале:
сергей СМИРНОВ