News 2035
523 subscribers

Клуб мышления – это не консалтинговая контора, это пространство преодоления «тупиков»

<100 full reads

Клиповое мышление, бесконечное потребление контента, соцсети, прокрастинация, многозадачность и выгорание – все это симптомы современного общества. Человек постоянно куда-то спешит, мышление для многих становится непозволительной роскошью, остановиться и подумать просто некогда. Меж тем мир меняется так быстро, что угнаться за изменениями и подготовиться к ним невозможно. Почти.

В 2018 году несколько предпринимателей, преподавателей вузов и методологов запустили проект «Клубы мышления». Поначалу это были вдумчивые разговоры о проблемах мышления и когнитивных искажениях. Обязательно с чайными церемониями и китайским чаем. Сегодня Клубов мышления больше 30 по всей стране. И его участники помогают решать как конкретные задачи городского развития, так и разрабатывают концепции счастья и технологии выращивания гениев. Какую ценность Клубы предлагают бизнесу, государству и обществу, рассказывает Александр Крылатов, профессор Санкт-Петербургского университета, лидер Клуба мышления в Санкт-Петербурге.

Марафон мышления на интенсиве "Зимний Остров"
Марафон мышления на интенсиве "Зимний Остров"

Какую роль Клубы мышления играют в экосистеме Национальной технологической инициативы (НТИ) и какую ценность они могут давать или представлять для общества, бизнеса, государства?

А. К.: Начну с того, что мы, участники Клуба мышления, осмысляем себя элементом экосистемы НТИ. При этом текущий этап нашего развития я бы отнес к становлению: у нас формируется уникальное сообщество, вырабатываются особые принципы взаимодействия, а также подходы к осмыслению, постановке и решению задач. Однако стоит отметить, что мы не стремимся превратиться в кейс-клуб. Мы не находимся в поиске утилитарных кейсов, в решении которых заинтересован один единственный локальный заказчик. Скорее мы стремимся запускать процессы формирования «штормовых» облаков проблемностей и противоречий, позволяющих выходить в новые пространства смыслов и задач в целом. По-видимому, такой подход срабатывает во многом благодаря успешным механизмам коммуникации и совместной работы представителей разных профессиональных областей, которые по-разному мыслят, говорят на разных языках и имеют разные картины мира. В частности, одним из недавних примеров успешного симбиотического формообразования является стихийное возникновение команды разнонаправленных специалистов из числа членов Клуба, которые успешно решили ряд нетривиальных задач в рамках плановой подготовки Санкт-Петербурга к внедрению новой маршрутной сети общественного транспорта. Обобщая накопленный опыт, могу сказать, что в определенном смысле кредо своего Клуба мы и видим в создании инструментов симбиотического командообразования через преодоление «тупиков» мышления. Убеждены, что подобные команды способны решать существующие в дискурсе актуальные задачи на том уровне сложности, который задаёт современность.

Вы упомянули, что Клубы мышления рассматривают себя как элемент экосистемы НТИ. Ключевая часть НТИ – это технологические компании, которые создают продукты и решения на новых рынках. Насколько сейчас выстроено взаимодействие между компаниями НТИ и Клубами мышления? И на какую, условно говоря, поддержку со стороны Клубов могут рассчитывать компании?

А.К.: На текущий момент мы отрабатываем ряд пилотных форматов взаимодействия с технологическими компаниями. Во-первых, нами отрабатывается гипотеза о востребованности инструментов выявления ценности объектов интеллектуальной собственности (технологических решений) компаний, развивающихся в сфере информационных технологий. Грубо говоря, если некоторая ИТ-компания концентрируется на очень конкретной нише или рынке, то справедливо задать вопрос: выбор рынка обусловлен глубоким пониманием действительной ценности разработанной технологии или он обусловлен исторически сложившейся последовательностью локально успешных управленческих ходов руководства компании? Ответ на такой вопрос не может быть сведен к добротному маркетинговому исследованию, но требует простраивания соответствующих онтологий. Во-вторых, наше сообщество само пытается порождать предвосхищающие массовый запрос идеи для стартапов и выращивать технологические компании. Стоит отметить, что мы в самом начале своего пути, но настрой вполне боевой.

То есть к вам может прийти любой человек или организация с какой-то своей задачей и Клуб мышления поможет ее решить?

А.К.: Не совсем так. У Клуба нет ответов на все вопросы или методологии получения таких ответов. Тем, кто ищет готовые рецепты под свои конкретные задачи бессмысленно приходить в Клуб с «заказом». Наш Клуб – это сообщество очень разных специалистов в конкретных областях, а не сообщество экспертов широкого профиля. Если задача потенциального заказчика окажется интересна какому-то количеству членов Клуба, то они смогут сформировать команду и приступить к совместному осмыслению широкого круга проблемностей вокруг формулируемой задачи. При этом такая работа будет иметь шанс на успех с точки зрения заказчика только тогда, когда он сам принимает в ней участие. Клуб – это не консалтинговая контора, это пространство преодоления «тупиков» мышления. Как показывает накопленный нами опыт, выигрывают от взаимодействия с Клубом те, кто хорошо это понимает.

А сами участники Клуба какие цели себе ставят?

А.К.: Повторюсь, Клуб мышления точно не является местом, где собираются любители порешать разные кейсы. Решение кейсов может быть побочным продуктом деятельности Клуба, но не может быть самоцелью. Наблюдая за развитием Клуба, могу сказать, что глобально целью всех по-настоящему вовлеченных участников является, условно, «проработка собственных онтологий». Другими словами, в Клуб мышления приходят с запросом на расширение картины мира за счёт общения с очень разными людьми, объединёнными интересом к проблемам мышления. Грубо говоря, если человек начинает осмыслять свою непосредственную деятельность через выявление шаблонов собственного мышления, то он непременно захочет обменяться опытом и наблюдениями с людьми, которые также осознали себя как «функцию» от собственного набора мыслительных паттернов. В итоге, выигрывают все вовлеченные благодаря взаимному «опылению» инструментами качественного воздействия на свою деятельность.

Есть Клубы мышления и Школы мышления. Как они соотносятся между собой?

А.К.: Школы мышления являются носителями уникальных многократно апробированных методологий системной работы с проблемностями. В свою очередь, Клубы выступают скорее площадками свободного эксперимента над форматами и подходами при решении сложных задач через внесистемное преодоление противоречий, нарождающихся в результате осмысления случайного набора тезисов, сформулированных случайным сообществом людей. При этом, как показывает практика, единственным требованием к такому стихийно сложившемуся сообществу людей является готовность слышать друг друга при полном отсутствии у участников потребности навязывать «свою правду». У Клуба нет цели сформировать единый взгляд на проблему у участников или разработать эффективный подход к решению задач, наша дискуссия всегда с «открытым кодом».

Востребованы ли среди участников Клуба мышления методологические наработки Школ мышления?

А.К.: Безусловно. У Школ мышления наработан огромный набор ходов, позволяющих работать с различными типами задач. В частности, в нашем Клубе активно пользуются навыками работы с будущим, первично приобретенными как раз благодаря лекциям известных петербургский прогностиков – Сергея Переслегина и Николая Ютанова. Например, совсем недавно одна из активно работающих исследовательских групп нашего Клуба осуществила картирование будущего на ближайшие 100 лет. Нет сомнений, что методологически мы опирались, в том числе, и на ходы, разработанные Школами мышления. Стоит отметить, что результаты проделанной нами работы по картированию будущего нашли вполне позитивный отклик у Николая Юрьевича. Такой эксперимент лично мне дал основания для робкого предположения, что массовое внедрение скиллов работы с будущим могло бы стать очень перспективным направлением развития образования.

Массово – это значит, что каждый человек должен обладать такими навыками?

А.К.: Мне кажется, что компетенции работы с будущим должны стать универсальными компетенциями.

На интенсиве Архипелаг 2121 как раз обсуждали идею о запуске магистратур по футурологии.

А.К.: Отличная идея. Начать с магистратуры, а там, возможно, компетенции по работе с будущим и на все уровни образования распространятся как универсальные. Почему бы и нет? Кстати, хочу отметить, что в Клуб уже приходили студенты с запросом на навыки работы с будущим. В какой-то момент они осознали, что, занимаясь какими-то конкретными научными проблемами, студенты зачастую не видят глобального смысла своей работы. Как оказалось, отсутсвие общего понимания своего вклада в будущее очень сильно сказывается на мотивации студентов заниматься наукой. Вообще говоря, проблема не нова. Ещё в XX веке от многих хороших исследователей можно было услышать такую формулу: «работать надо узко, но мыслить – широко». В этом смысле, вполне закономерен запрос со стороны молодых исследователей на инструменты простраивания собственного будущего в привязке к уже существующим и/или только нарождающимся трендам.

Если говорить про студентов, у них же есть курсы по философии, методологическим проблемам, какие-то факультативы. Что нового им могут дать Клубы мышления?

А.К.: Среду для апробации своих навыков по работе с собственным мышлением. В Клубе нет критериев оценивания, есть только пространство мысли. Вопрос в том, умеете ли вы извлекать смыслы из такого пространства или нет. Как известно, «красота в глазах смотрящего». Лично мне неизвестны другие площадки, где во главу угла ставится развитие именно этой способности.

По всей стране уже работает больше 30 Клубов мышления. Расскажите немного про сетевой формат взаимодействия, есть ли совместные проекты?

А.К.: По мере увеличения числа Клубов, увеличивается и число сетевых форматов взаимодействия. Одними из ключевых «стягивающих» мероприятий сети являются марафоны мышления. На марафонах Клубы предлагают свои решения в части переосмысления поставленных задач. Жюри оценивают наиболее удачные ходы в мышлении применительно к сформулированным проблемностям с точки зрения возможного «прорыва». Безусловно, не так просто совершить «прорыв» в отведенное на марафоне время, поэтому многие Клубы заранее готовятся к марафонам, проводят «сборы». Суть такой подготовки – проработка собственных онтологий, которые впоследствии выступают базисом при подготовке решений на марафоне.