Университет через 100 лет: как изменится образование. Прогноз футурологов и комментарии экспертов

345 full reads
741 story viewUnique page visitors
345 read the story to the endThat's 47% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Какими будут университеты и вообще система образования через 50 или даже 100 лет? Мы не знаем, но можем проанализировать текущее положение дел, сравнить, что происходит в разных странах, изучить тренды и дать прогноз. Именно это и сделали участники Форсайта “100-летний горизонт”, завершившегося на проектно-образовательном интенсиве Архипелаг 2121. Мы попросили экспертов из сферы высшего образования прокомментировать тезисы, которые сформулировала группа футурологов, и объяснить, какова вероятность, что такое будущее наступит, и как вузам подготовиться.

Университет через 100 лет: как изменится образование. Прогноз футурологов и комментарии экспертов

Итак, у нас есть 2 исходных тезиса относительно того, как будет меняться система образования в ближайшие десятилетия.

Тезис 1. Университет будущего

На университеты будет возложена роль взращивания и трансляции новых картин мира. Университет будущего станет сетью сетей, построенной по модели биоценоза или умной экосистемы – адаптивной, саморегулирующейся, открытой для кооперации и включенной в контур жизненного цикла человека.

Тезис 2. Институт сопровождения жизненного цикла человека

Система образования превратится в институт сопровождения жизненного цикла человека и сообществ разного масштаба. Наряду с традиционной передачей знаний и навыков обеспечивается формирование ценностей, личностное, интеллектуальное и нравственное развитие.

Даниил Крапчунов, исполняющий обязанности директора Гуманитарного института НовГУ имени Ярослава Мудрого, участник Форсайта:

Институт сопровождения жизненного цикла человека – это то, чем будет заниматься университет будущего, то, что придет на смену системе образования. Детские сады, школы – все это исчезнет как отдельные институты. Конечно, мы не откажемся от трансляции ценностей, от формирования картины мира – от того, чем должна заниматься система образования, но задача образования будущего – раскрывать потенциал, с которым человек приходит в этот мир. Именно этот потенциал раскрытия, сопровождения человека от жизни до смерти станет задачей университетов будущего

Эксперты комментируют

Илья Коршунов, заместитель директора Институт образования НИУ ВШЭ, руководитель Лаборатории непрерывного образования:

Несомненно вызовы сформулированы правильно. Они отражают весь ход самой истории вузовского существования и роли университетов в обществе. Не отдельные навыки, а парадигма мира, не только квалификации, но и умение овладевать ими самостоятельно.

Университетам предстоит уточнить свои миссии, чтобы следовать этим вызовам. А это и работа со стратегией и с персоналом и с каждым внутренним механизмом внутри организации. Наука должна быть вплетена в сам образовательный процесс. Основное образование должно стать модульным, отвечающим запросам человека – творческого индивида и работника новой формации. В его составе появится много ДПО на выбор, вкус и перспективу. Вырастет роль профессора и его воспитательная функция, появится новая российская интеллигенция.

Вузы откроют свои двери для всего населения. В университеты "ноги идут легче", ведь это настоящее уважение к человеку – позволить быть членом академического комьюнити.

В целом данные вызовы, как приоритеты в развитии и университетов и человека станут красной нитью нашей будущей цивилизационной истории.

Владимир Тихонов, руководитель образовательного проекта, Центр цифрового контента, Университет 2035:

Формируя образ будущего, мы никак не обойдем сферу образования, которая должна стать именно ядерным компонентом перехода от настоящего к будущему. Сейчас мы можем прогнозировать и задавать смыслы своих действий, которые, возможно, приведут к желаемому отдаленному результату.

Университеты будущего однозначно должны быть сетевыми, но не только с позиций объединения нескольких образовательных организаций для достижения единой цели, но и с позиций генерации сетевых связей разнородных уровней:

  • люди-продукты-производство,
  • наука-производство-государство,
  • инновации-производство-государство-люди.

Так может быть реализована модель биоценоза, когда разнородные по принадлежности и характеристикам элементы образовательной экосистемы объединяются с единственной целью создания, поддержания и развития новых моделей образования. Сегодня мы прекрасно понимаем, что в чистом виде образовательный процесс как "противостояние" ученика и преподавателя ("кто лучше выучил" и "кто строже спросил") недостаточно эффективна как способ обучения, позволяющий интенсивно развивать компетенции для стремительно меняющегося мира. Необходимо системно представлять все процессы, думать над возможностью их реализации, проектировать образ результата с учетом текущих состояний.

В ходе проектной работы трека "Новые форматы образования в университетах" на третьем Такте Архипелага 2121 с командами вузов мы сформируем качественно новые образовательные модели, проекты и форматы. Они будут спроектированы с учетом образа результатов будущего, как в сфере образования, так и в целом для глобального сообщества.

Дмитрий Корзун, заведующий Лабораторией интеллектуального анализа данных ПетрГУ:

Системам образования и науки требуется учитывать указанные вызовы по следующим направлениям:

  • Подготовка кадров нового типа. Специалист должен уметь учитывать большой объем информации из всех сфер мира в своей деятельности, особенно при принятии решений и целеполагании. Основной инструмент для этого – использование искусственного интеллекта, что и является одним из способов реализации университета будущего.
  • Научная деятельность. Требуется направить усилия на междисциплинарные исследования, где рассматриваются сложные системы. Такие исследования нужно проводить в сетевой открытой форме, привлекая знания из разных областей и работая в связке с множеством специалистов. Здесь происходит не только научное исследование, но и непрерывное образование – передача знаний от экспертов и от других источников знания, накопленных человечеством. Тут опять не обойтись без искусственного интеллекта, который не только помогает организовать взаимодействие между специалистами, но и создать аватары экспертов прошлого, например, Менделеева, Эйнштейна и новых экспертов (искусственная личность, которая помогает человеку взглянуть на проблему с другой стороны).

Какие действия необходимо предпринимать системе образования, профильным министерствам, чтобы ответить на эти вызовы?

Во-первых, это разработка образовательных методик и программ следующего поколения. Экстренная подготовка кадров под указанные вызовы.

Во-вторых, важно определить "ценотические" направления междисциплинарных исследований и открыть соответствующие проекты НИОКР.

Текущие профессии могут дополняться компетенциями понимания и эмпатии окружающего мира и других людей. Например, фермер, выращивая урожай, чувствует, когда он причиняет вред природе и когда ему благодарны другие люди. Основная компетенция гармонизации – действовать, не причиняя вреда. Инженер конструирует, чувствуя возможный вред и пользу от своего изобретения.