Днепропетровск, Запорожье, Днепрострой. Из дневников В.А. Тумского. Часть 49

Алеет вечер. Багровыми отсветами горят облака и отбрасывают багровые блики на свинцовые воды. Каменоломни. Красно-багровыми кажутся выходящие к реке пласты гранита… незабываемый закат. Вновь – столбы дыма, пара, огни, трубы – Днепропетровск, заводы Петровского, Ленина и другие. За ними – скученные здания большого города… Напротив, на левом берегу, широко раскинулись рабочие посёлки, среди них заводы ("Амур" и другие), объединяемые общим названием Нижнеднепровска. Огибаем мыс – насыпь шлаков завода Петровского.

Осыпь шлаковых отходов с яндекс-картинки https://clck.ru/YCP7J
Осыпь шлаковых отходов с яндекс-картинки https://clck.ru/YCP7J
Осыпь шлаковых отходов с яндекс-картинки https://clck.ru/YCP7J

Ночь. В тьме движутся два докрасна раскалённых пятна. Догадываюсь: везут расплавленный шлак в вагонетках. На краю насыпи вагонетка переворачивается и, сверкая и искрясь, к воде стекает раскалённая масса, оставляя красноватый след, достигает воды, и уже густой столб белого пара взлетает к небу. А в черноте ночи красновато мерцает дно опорожненной вагонетки…

9 ч. 30 м. Днепропетровск. Обращаюсь к капитану: "Сколько, самое меньшее, будет стоять пароход у пристани?". Смеётся: "15 минут". Выходим с Галей на площадь за пристанью. Приятно почувствовать под ногами твёрдую землю. Гудок. Галя торопит. Смешно думать, что нашему. От нечего делать, подхожу к закрытому киоску, спокойно его рассматриваю, нехотя возвращаюсь на пристань и вижу, что начинают снимать сходни. Влетаем, не успев взволноваться, и только потом появляется неприятное самочувствие. А гуляли всего 9 минут. Пересекаем реку, и начинаем погрузку угля – нудную, бесконечную, без признаков механизации. Постепенно уголь засыпает трюм, кучами свален на корме… Засыпаю, не дождавшись окончания погрузки.

Август 1. Просыпаюсь в 4 ч. 50 м., когда пароход отваливает от пристани Фёдоровка. Ландшафт своеобразный, напоминающий… озеро Севан. Широка и неподвижна гладь Днепра, удерживаемая ровными, зелено-травянистыми берегами. Далеко проникает вода в боковые овраги. А впереди, в мгле раннего утра, вода сливается с небом.

5 ч. 25 м. Восход солнца. Красноватые отсветы легли на восток, зарумянили левый берег. Впереди с правого берега в воду выдаётся мысок, другой. За ними из воды показывается серая башня водокачки затопленного завода, а за нею постепенно появляются железная узорная башня на линии электропередачи, железные башни подъёмных кранов, сидящих на плотине, трубы заводов… Всё население парохода – на палубе.

Строительство плотины ДнепроГЭС. С яндекс-картинки https://clck.ru/YCP9E
Строительство плотины ДнепроГЭС. С яндекс-картинки https://clck.ru/YCP9E
Строительство плотины ДнепроГЭС. С яндекс-картинки https://clck.ru/YCP9E

Плотина видна: на нас смотрит выпуклый полукруг серых железобетонных быков, между которыми проходит шоссе, и под которыми движутся краны для подъёма щитов… Длинный островок разделяет Днепр на два рукава. Раньше на острове находилась станция Кичкас, влево от неё проходило единственное русло Днепра, узкое и легендарно глубокое (до 100 метров), через которое был перекинут железнодорожный мост. В Гражданскую войну Махно спустил с него в Днепр два полных товарных состава, и они исчезли без следа… Справа от станции, где мы сейчас плывём, находился посёлок Кичкас с несколькими небольшими заводами…

На правом берегу сейчас расположен Новый Кичкас – управления строительства, коттеджи с красными крышами, утопающие в зелени – американский посёлок; на левом берегу – пристань, шлюзы, вновь выстроенные заводы-гиганты, питаемые током Днепрогэса (коксохимкомбинат, металлургический завод, алюминиевый комбинат и другие), жилища рабочих и прочее, непосредственно примыкающие к Запорожью (бывшему Александровску), и вместе с ним именуемые "Великим Запорожьем".

В 6 ч. 45 м. – остановка у бетонированной пристани единственного на Днепре речного порта – "Великое Запорожье". Так увлечён плотиной, что не замечаю, как пароход покидают наши спутники – "молодожёны", "Бухман", Александрова, помощник директора совхоза. В каюте остаёмся вдвоём. После 15 минут стоянки уже входим в первый шлюз. Глубоко внизу, сквозь отверстия моста, виднеется остров Хортица, омываемый новым (слева) и старым (справа) руслами Днепра (названия, как и самые русла, существовали до Днепростроя).

(Продолжение следует)