Продолжаю тему воздействия пропаганды на сознание людей. В первой и второй частях речь шла о страхе и расчеловечивании. Сегодня поговорим о ЛЖИ. Постоянно повторяющейся, шокирующей и именно поэтому – внушающей доверие.
Почему многократное повторение даже абсурдного утверждения в духе «круг – это квадрат» - в конце концов начинает приниматься за истину? Дело в том, что так устроено наше сознание: если мы постоянно, в течение длительного времени слышим какую-то фразу, характеристику, оценку – мы в конце концов в неё поверим.
СМИ вовсю пользуются этим приемом внушения и повторяют нам, нередко годами, одно и то же:
· Это враг
· А это – наша надежда и опора
· Это все фейки
· Вы должны верить надежным источникам (нашим, официальным)
· Кто против – тот предатель
· Слушайте специалиста (и неважно, что артист говорит, например, о медицине)
· Он равно Россия
· Принятие такого-то закона – на благо
· У нас подъем
· Мы должны гордиться
и так далее.
Метод «лжи, повторенной тысячу раз» нередко пересекается с методом навешивания ярлыков (смотрите вторую часть «Как работает пропаганда. Расчеловечивание). Если много-много раз повторить «он враг», «он нацист», «он сам вор», или, наоборот – «он - лучший, мудрый, честный» - то скоро личность этого человека прочно связывается с определением, данным ему пропагандой.
Если тут же способ применить к оценке событий, без конца повторяя, что вот эти поступки власти или новые законы – это единственное, верное, правильное, мудрое, замечательное решение для нашего же блага, помалкивая о всех негативных последствиях «блага» - люди начинают видеть ярко раскрашенную картинку, очень приятную для глаз - ах, как хочется, чтобы эта красивая картинка была реальной! И готово: телезритель уже верит, что круг – это на самом деле квадрат. Ну такой вот квадратный круг попался.
Ярлыки, безапелляционные утверждения, многократно повторяемые – вообще главный язык пропагандистов. Им нужно разделение на черное и белое, без оттенков и полутонов. Ведь всякие «оттенки серого» предполагают хоть какое-то анализирование, сопоставление фактов, а если люди начнут анализировать информацию – всё зомбирование пойдет насмарку. Отсюда и категоричность пропагандистов: этот – чудовище, а этот – белый и пушистый.
Поэтому если вы слышите с телеэкрана утверждения, не терпящие возражений, произнесенные агрессивным тоном, давящие на эмоции, а вместо доказательств – домыслы вроде следующих: «Так не может быть», «Это нереально», «Я сомневаюсь, что у них есть специалисты», «Ну, подумайте, разве в такое можно поверить?», «Они просто дураки и/или не понимают», «Нет другого выхода» - скорее всего, вас просто зомбируют.
Но простого повторения лжи еще недостаточно для доверия широких масс населения. Ложь должна быть огорошивающей, шокирующей, огромной. Чем она больше и невероятнее – тем быстрее её примут за чистую монету. Почему же так происходит?
Человек – существо от природы доброе. Мы все в душе так или иначе хотим быть хорошими и порядочными. Маленькой ложью мы в жизни часто пользуемся, уверяя себя, что так лучше. Солгал немного – зато чего-то добился: произвел нужное впечатление, избежал скандала в семье, сохранил дружбу, не испортил вечер, получил премию, которую вполне заслужил… причин много. Маленькая ложь всегда нас сопровождает, она никого не удивляет и именно поэтому в нее никто не поверит.
Другое дело - ложь чудовищная, сенсационная.
Люди любят сенсации, и, вместе с тем – для многих трудно поверить, что вот такие вот события огромного значения могут быть от начала до конца - просто лживой историей в чьих-то корыстных или властных интересах. Большинству кажется: ну нельзя же ТАК врать - это ужасно, бесчеловечно! Бесчеловечно – то есть противно человеческой природе.
«Вот почему масса не может себе представить, чтобы и другие были способны на слишком уж чудовищную ложь, на слишком уж бессовестное извращение фактов. И даже когда им разъяснят, что дело идет о лжи чудовищных размеров, они все еще будут продолжать сомневаться и склонны будут считать, что вероятно все-таки здесь есть доля истины». (Адольф Гитлер, «Моя борьба»).
То, как легко можно попасться на удочку большой лжи, великолепно описал Н.В. Гоголь в своей бессмертной комедии «Ревизор». Городничий и мысли не допускает, что Хлестаков лгал ему во всем, что он принял за правду: «Ну, прилгнул, конечно, но ведь ни прилгнувши, не говорится никакая речь!» Слушая сказки Хлестакова о его «управлении департаментом», Антон Антонович от страха лишается способности соображать и совершенно не видит, что в «этом вертопрахе нет ничего похожего на ревизора». Ложь Хлестакова огромна, невероятна, она потоком обрушивается на перепуганных чиновников – и даже такой тертый калач, как их градоначальник, который «мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду» - вдруг становится доверчивым, как младенец, и кричит на весь город о предстоящем бракосочетании своей дочери с важным человеком, высоким чиновником из Петербурга…
Увы, жертвам лжи, как и гоголевскому городничему, после сладких заблуждений неизбежно предстоит жестокое разочарование. Мучительные вопросы: «Почему? Как я мог на такое повестись?», «Сосульку, тряпку принял за важного человека!»
Но как устоять перед пропагандой? Как отличить правду от лжи?
Могу предложить сборник рекомендаций от журналистки The Verge Ади Робертсон:
· Проверяйте источники и даты. Даже если новость повторили все, постарайтесь найти оригинал; признак надежной публикации — ссылка на источник информации. Это поможет отделить первоначальные факты от домыслов и слухов, возникших впоследствии; если за новость выдается событие, которое произошло давно, это уже повод насторожиться.
· Уточняйте общую информацию: если вас убеждают, что электромагнитное излучение ослабляет иммунитет, а радиоволны переносят вирусные частицы, загляните хотя бы в Википедию.
· Не считайте любое мнение эксперта истиной в последней инстанции. Он на то и специалист, чтобы специализироваться на своей теме. Если историк рассуждает о медицине, а врач рассказывает о глобальном потеплении, это не экспертное мнение.
· Учитывайте весь спектр мнений и аргументов, чтобы не поддаваться соблазну знакомых идей.
Продолжение следует...
Благодарю за внимание! Всем добра!
Если понравилась статья - ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации!