Н. И. К. А. ☦
6265 subscribers

Верный до конца: жизнь и смерть совершенного епископа Иоанна Златоуста.

245 full reads
328 story viewsUnique page visitors
245 read the story to the endThat's 75% of the total page views
7 minutes — average reading time

Протоиерей Владимир Долгих.

26 ноября Православная Церковь празднует день памяти святителя Иоанна Златоуста. Пользуясь случаем, вспомним за что и как пострадал святитель Иоанн Златоуст.

Верный до конца: жизнь и смерть совершенного епископа Иоанна Златоуста.

Нет среди православных христиан таковых, кто не слышал бы о святителе Иоанне Златоусте. Его имя известно нам преимущественно по причине авторства литургии, но лишь небольшое число людей хоть сколько-то знакомо с его трудами и подробностями биографии. Жизненный путь святителя полон драматизма и различных испытаний. Изложить его в рамках небольшой публикации не представляется возможным, потому сегодня сосредоточимся на его служении на Константинопольской кафедре, осуждении и блаженной кончине.

Святитель Иоанн Златоуст происходил из знатного сирийского рода. Родился он в Антиохии, здесь же впоследствии и стал епископом. В 396 году умирает император Феодосий Великий, и смерть его уносит с собой прежнее величие Римской империи. Император понимал, что двое его еще довольно молодых сыновей неспособны управлять большим государством на должном уровне. По этой причине Феодосий еще при жизни разделил империю: Гонорию досталась западная часть, Аркадию – восточная. Однако и на этих обломках братья были лишь «свадебными генералами». В действительности государством управляли их приближенные: на западе – военачальник Стилихон, на востоке – царедворец Евтропий.

Когда умер Константинопольский архиепископ Нектарий, проживавший в восточной части разделенной империи, то возник довольно сложный вопрос о его преемнике. Императора Аркадия тогда снова выручил царедворец Евтропий, указавший на известного уже в то время антиохийского епископа и проповедника.

Назначение на кафедру

Святитель Иоанн Златоуст не хотел бросать паству, да и сам народ мог поднять бунт, так как не хотел отпускать своего пастыря. Потому святитель был уведен в Константинополь хитростью. Предаваясь промыслу Божию, святитель в конце концов смирился и встал во главе назначенной ему кафедры.

На момент приезда в столицу святителя Иоанна церковная жизнь здесь находилась в упадке. Еще святителю Григорию Богослову приходилось служить в домовом храме, потому как все остальные храмы были заняты арианами. Его преемник – упомянутый Нектарий – был человеком благочестивым, но не имевшим необходимых черт характера для решительной борьбы с грехами других. В Антиохии с нравственностью тоже не все было в порядке, но страсти, по большей части, бушевали среди мирян, тогда как в столице порокам и наслаждениям предавалось само духовенство, что не могло не огорчить принявшего кафедру святителя Иоанна.

Как и следовало ожидать, с момента назначения нового архиепископа многочисленный народ стекался в храмы для слушания знаменитого проповедника. На красноречие святителя люди реагировали довольно бурно и шумно. Иоанн Златоуст понял, что это связано с тем, что слово его не проникает в огрубевшие сердца константинопольских христиан, их больше занимает красота и стройность речи, чем ее содержание. Как святитель ни старался достучаться до сердец константинопольских христиан, прогресс был минимальным. И тогда он понял, что чем жестокосердней и развращенней паства, тем строже, в первую очередь к себе, должен быть пастырь.

Роскошь

В то время столица, особенно двор императора, утопала в роскоши. Такого важного и, как бы сегодня сказали, статусного человека, как архиепископ, приглашали на всевозможные заседания, пиршества и праздники. Однако святитель Иоанн наотрез отказался участвовать в подобных мероприятиях. Он жил как отшельник, питался максимально скромно, что позволило и так немалый церковный бюджет увеличить еще больше. Все доступные ему средства владыка направлял на благотворительность, не забывая попутно обличать жадность, скупость и распущенность богачей и власть имущих:

«Такая безумная роскошь, – говорил он, – непристойна христианам. Для чего, скажи мне, ты носишь шелковые одежды, ездишь на златосбруйных конях и украшенных лошаках? Лошак украшается снизу; золото лежит и на покрывале его; бессловесные лошаки носят драгоценности, имея золотую узду; бессловесные лошаки украшаются, а бедный, томимый голодом, стоит при дверях твоих, и Христос мучится голодом! О, крайнее безумие! Какое оправдание, какое прощение получишь ты, Христос стоит пред дверьми твоими в виде бедного, а ты не трогаешься?».

Увеселения

Еще одним пороком, с которым боролся святитель Иоанн, были театры и различные зрелища (здесь спокойно можно проводить аналогию с современностью). Доходило до того, что ради представления христианский народ пропускал даже богослужения в храме. Здесь обличительное слово константинопольского владыки все же находило отклик в сердцах, и для него великим утешением был тот факт, что люди искренне раскаивались в неразумном увлечении.

Зло пустило глубокие корни среди столичного народа, но ревность, беспристрастность, искренность и красноречие Иоанна Златоуста все же принесли свой плод, и его паства потихоньку начала очищаться от въевшихся в души пороков.

Право на предоставление убежища

Знаменитый константинопольский владыка также очень бережно охранял права Церкви, одним из которых было право предоставления убежища обездоленным и гонимым властью. Именно на него посягнул евнух Евтропий, достигший большого могущества и стремившийся самостоятельно расправляться со всеми своими недоброжелателями. Он все-таки продавил необходимое ему решение и, вопреки позиции святителя Иоанна, Церковь лишили права предоставлять убежище.

Однако прошло немного времени и сам Евтропий, оскорбивший императрицу Евдоксию, утратил благоволение Аркадия. Когда Евдоксия потребовала его казни, то за несчастного евнуха вступился не кто иной, как Иоанн Златоуст, сказав, что убить Евтропия он позволит только после того, как убьют его самого. Этот случай как никакой другой показал ту власть и авторитет, которыми обладал константинопольский владыка.

Зависть

Как мы понимаем, такая деятельность святителя Иоанна не могла не раздражать всех, кто не хотел прислушиваться к обличительному слову и меняться. Еще одой особенностью служения владыки была забота об исправлении порочных нравов епископов Малой Азии. Уличенные в злоупотреблениях и всякой неправде, они начали масштабную кампанию по очернению имени Иоанна Златоуста. Обвинения заключались в якобы незаконном вторжении в чужие епархии и различных жестокостях.

К недовольным сластолюбцам примкнули еще и завистники. Столичное духовенство, привыкшее жить с избытком при прежнем патриархе, также все больше и больше набиралось недовольства. В частности, им ужасно не нравилось, что богатых людей святитель призывал раздавать имение нищим, а не переписывать на священнослужителей.

Клевета

По городу поползли совершенно нелепые слухи и откровенная клевета на святителя. Его обвиняли и в человекоугодничестве, и в жестокости, и в нелюдимости, и в желании тайно присвоить богатства себе, и в подстрекании низших социальных классов к бунту и много еще в чем. Все это привело к охлаждению и самой императрицы Евдоксии по отношению к владыке Иоанну. Более того, она не могла не чувствовать, что его обличительные проповеди относятся к ней самой, привыкшей вести жизнь в роскоши и распущенности, подающей губительный пример своим подчиненным.

Суд

Тучи над личностью святителя Иоанна сгущались, и последующие события привели к весьма печальным последствиям. Гонимые Александрийским патриархом Феофилом и обвиняемые в оригенизме так называемые Длинные братья – ученые монахи из Нитрийской пустыни, получили убежище в столице под покровительством святителя и императорской четы. В итоге в Константинополе созывается собор для суда над Феофилом, на котором должен был председательствовать Златоуст.

Для своей защиты александрийский патриарх отправляется в столицу по суше, попутно собирая себе сторонников из числа недовольных святителем. Сам же владыка Иоанн отказывается возглавить суд над другим патриархом, не считая это своим правом. В итоге собор 403 года, из-за места его проведения названный «собор под Дубом», возглавляет Феофил, а Златоуст оказывается на скамье подсудимых.

Против константинопольского патриарха было выдвинуто целых 29 обвинений, а 12 из 13 собраний собора были посвящены разбирательству «преступлений» владыки. Сам же святитель Иоанн явиться на собор отказался.

Собор выносит единогласное решение о низложении Златоуста. Некоторые исследователи полагают, что члены собора даже подталкивали императора Аркадия к казни святителя, будто так и подобает поступать с презирателями царского достоинства.

Успение

Арестовали святителя Иоанн прямо во время Пасхального богослужения 404 года. Сначала его содержали под домашним арестом, потом сослали в Вифинию, а затем в Кукуз – небольшое местечко в Армении. Враги Златоуста не могли никак успокоиться и потребовали от императора перевода владыки на другое место ссылки – в Питиунт, что на восточном побережье Черного моря. Обессиленный испытаниями святитель так и не достиг пункта своего назначения. Он почил в пути в 407 году. По преданию его последними словами были: «Слава Богу за все».

*  *  *

Во все времена такие владыки, как святитель Иоанн Златоуст – большая редкость. Но Бог милостив, а значит, несмотря ни на что Церковь никогда не будет оставлена без таких ревностных, образованных, искренних, честных и смелых пастырей.

Святителю отче наш Иоанне Златоусте, моли Бога о нас и наших пастырях благих!

Источник православный сайт УПЦ.