15 советов начинающему руководителю

3 days ago

Когда вы только заступили на руководящую должность, которую так долго ждали, кажется, что вот сейчас все само собой заработает и все будет отлично.

Но как показывает статистика, большая часть молодых (не по возрасту, а стажу) руководителей допускает одни и те же ошибки.

Об ошибках поговорим как-нибудь в другой раз, а сейчас позвольте дать вам несколько советов,собранных в одну статью.

1. Не пытайтесь сразу все менять. Когда вы переходите на новую руководящую должность или вас переводят в другой отдел, очень часто вы находитесь на подъеме и стремитесь как можно быстрее воплотить все свои идеи в жизнь. Данный энтузиазм, безусловно, прекрасная вещь, но стоит придерживаться установленного курса. Прежде чем приступить к каким-либо крупным изменениям, дайте себе время понять свою роль и работу вашей команды. Как руководитель коллектива, вы не всегда можете позволить себе продолжительные ожидания, и быстрые изменения иногда необходимы. Тем не менее постарайтесь сначала вникнуть в работу коллектива, прижиться в своей роли, чтобы не создавать стрессовых ситуаций для ваших подчиненных.

2. Будьте примером для подражания. Когда вы вступаете на руководящую должность, ваш коллектив будет исходить из вашего отношения, энтузиазма и трудовой этики – или, наоборот, их отсутствия. Это же относится и к вашему поведению. Например, если вы хотите, чтобы все вовремя приходили на групповые встречи, тогда приходите пораньше. Придерживайтесь того, что вы проповедуете, иначе ваши сотрудники будут противиться тем вашим ожиданиям, которые вы требуете, но сами не в состоянии выполнять. Будьте всегда честными и сдерживайте свои обещания.

3. Берём ответственность на себя. Умения отвечать не только за свои действия, но и за работу целого коллектива – базовый критерий, которым должен обладать хороший руководитель. Истинный управленец постоянно анализирует собственные действия, пытаясь отыскать причины неудач. Стоит понимать, что конкретный сотрудник мог не справиться с поставленной задачей лишь потому, что не понял её до конца. Тогда ответственность ложится на руководителя, который не смог донести до подчинённого суть действий.

4. Руководителю важно уметь признавать свою неправоту. В некоторых источниках я встречала фразы из серии, если вы допустили ошибку, не извиняйтесь. Начальник этого делать не должен. По моему мнению, эта позиция проигрышная! Сотрудники все равно будут знать, что вы ошиблись, но непризнание своей вины, говорит скорее о вашей слабости и авторитете вашей персоне не прибавит.

5. Держите вашу дверь открытой. Старайтесь предоставить более свободный доступ сотрудников в ваш кабинет, чтобы оперативно узнавать о проблемах с задачами или между членами команды. Научитесь сначала слушать прежде, чем отвечать, и проявляйте уважение к тому, что говорят ваши сотрудники, когда они приходят к вам. Вы должны поощрять своих подчиненных приходить к вам с любыми вопросами и напоминайте им, что, даже если вы сейчас заняты, вы сделаете все возможное, чтобы уделить им время. Прислушивайтесь к взгляду со стороны, узнавайте чаще точку зрения подчинённых. Тогда они будут чувствовать себя свободно, смогут получать удовольствие от рабочего процесса и будут уважать вас. Можно ввести практику анонимного письма или возможности излагать предложения в электронном формате. Таким образом, можно стимулировать рабочую активность сотрудников.

6. Учитесь разрешать любые бытовые споры. Не стойте в стороне, если в коллективе возник конфликт. Постарайтесь разобраться в сложившейся ситуации и помогите ее решить мирным путем. Больше о конфликтах мы поговорим в следующих уроках.

7. Знайте, что делает ваша команда. Прежде чем вносить какие-то изменения в коллектив, организуйте встречи с ключевыми сотрудниками. Узнайте у них, как они делают то, что делают. Это важный навык управления коллективом, так как дает вам понять роли ваших подчиненных, и какие изменения могут благотворно повлиять на коллектив. На этих встречах вы можете задать вопросы о том, с какими проблемами им приходится иметь дело, и о возможных, по их мнению, решениях. Они могут иметь некоторое представление, которое вы не можете разглядеть из своего кабинета. Не стоит под напором продавливать собственные интересы, важно уметь слышать подчинённых, так как они способны не хуже руководителя генерировать интересные идеи. Если вы хотите изменить цели коллектива, добавить новые обязанности подчиненным или внести любые другие изменения, вам необходимо понять, установили ли вы реальные ожидания. Это означает не только пересмотр бюджета или нагрузки людей, помощь которых вам необходима, но также вы должны помнить, что даже самые крупные проекты, которые кажутся труднодостижимыми, могут быть разбиты на более мелкие части. Тогда выполнение каждого такого участка будет воодушевлять на дальнейшую работу.

8. Формулируем проблему правильно. Поставленные перед сотрудниками задачи должны озвучиваться четко и ясно. Не нужно растягивать объяснение на несколько часов. Лучше сделать его кратким, лаконичным. Это упростит и сократит выполнение задания. После того, как поставите задачу ОБЯЗАТЕЛЬНО попросите сотрудника повторить все, что он услышал. Помните игру в «Испорченный телефон», так вот, часто проблема начинается еще здесь! Еще лучше изложить все на бумаге. Доказано, что цели и задачи, изложенные таким образом, действуют более эффективно, чем словесные указания. Можно заранее составить план работы для каждого из сотрудников, предложить групповую работу. Еще один совет: не стоит внедрять новый детали в проект, когда он находится на стадии реализации и на половину готов. Подчинённые воспримут это как каприз и будут дезориентированы в дальнейших действиях.

9. Ставьте реалистичные цели. Как руководитель, вы обладаете навыком видеть общую картину, что позволяет вам направлять команду в правильном направлении для достижения поставленных целей. Ничто так не поощряет команду, как успех, каким бы маленьким он не был. Точно так же команда может разочароваться, если вы поставите цели, которых они никогда не смогут достичь. Если, например, вам необходимо выполнить большой проект, то разумнее разбить его на маленькие составные части, так выполнение каждой предшествующей будет воодушевлять сотрудников на выполнение следующей.

10. Объясняйте почему. Сотрудникам трудно выполнять задачи в полную силу, если они не понимают, почему они это делают. Потратьте время, чтобы объяснить причины любых изменений и ваших целей. Описывайте весь процесс глобально, чтобы ваша команда знала, как их работа способствует общему делу. Кроме того, обратная связь имеет важное значение. Эффективное управление командой включает регулярные встречи с сотрудниками, обсуждение их продуктивности, целей и ваших ожиданий. Вашим подчиненным очень важно понимать, как вы относитесь к той работе, которую они выполняют, и что им необходимо улучшить для большей эффективности выполнения своих задач.

11. Ищите таланты ваших сотрудников. Не бойтесь потерять свою должность и давайте развиваться талантливым работникам. Каждый сотрудник обладает определенными навыками и раскрывает свои сильные стороны на разных этапах работы коллектива. Если вы способны учитывать и развивать эти сильные стороны, тогда все это может оказать положительное влияние не только на отдел, но и на компанию в целом.

Вы, как менеджер, должны определить и использовать эти таланты. Вы можете организовать несколько тренингов с вашими подчиненными по определению сильных сторон, и уже потом, назначить индивидуальное обучение для развития их талантов.

12. Развивайте командную культуру. Не стоит лишний раз напоминать, что ваши отношения с каждым сотрудником являются необходимым условием управления коллективом, но что более важно, так это то, как взаимодействует ваша команда. Командная культура достаточно серьезно влияет на эффективность и производительность коллектива. Конечно, это не то, что вы можете навязать своему отделу. Но вы можете строить данный процесс, постепенно внося элементы, которые сближают команду. Это могут быть тренинги по совместной работе коллектива, различные корпоративные мероприятия, периодические походы в ресторан всей группой, спортивные состязания и т.д.

13. Найдите реальные мотиваторы. Возможность повышения заработной платы может подтолкнуть ваших подчиненных больше отдаваться своей работе, но некоторых из них могут не привлечь финансовые обещания. Есть множество разных мотиваторов, которые вы должны учитывать, например, возможность работать из дома, дополнительный выходной или даже просто устная оценка их усилий, которые они вкладывают в работу. Не жалейте денежных средств на материальные поощрения персонала. Если у людей нет стимула (например, в виде премий за наивысшие показатели), то они будут работать без энтузиазма вполсилы. Помните, что за среднюю зарплату работают средние сотрудники.

14. Разговор о нарушении должен быть личным. Публичная критика недопустима. Вот хвалить, напротив, нужно при всех, а ругать наедине. Сотрудник не простит вам публичного унижения, а публичное порицание – это оно и есть.

И еще важно помнить, что нельзя наказывать или порицать, если проступок не подтвержден. Некачественное выполнение работы – не всегда вина одного человека. Нужно выяснить, кто дал задание, кто снабжал материалами, кто контролировал процесс. Часто у сотрудника не было возможности сделать все так, как надо. Ситуация пройдет, а осадок останется!

15. Панибратство никогда не приветствовалось в бизнесе, руководитель должен держать дистанцию.Завоевать любовь и уважение коллектива за счёт тёплого общения и дружеских связей – самый простой, но не эффективный метод. Важно уметь добиваться расположения более честными путями. Не следует допускать панибратства. Безусловно, необходимо постоянно общаться с подчинёнными, уметь находить подход к каждому. Отношения в неформальной обстановке с коллективом никак не сказывается на производительности работы компании. Подчиненные не являются друзьями или членами семьи (как правило). Они занимают более низкую ступеньку в карьерной лестнице. Не стоит забывать об этом. То, что вам кажется дружбой, вполне может оказаться неискренним и делаться только для того, чтобы получить от вас различные преференции.