Славянские обряды. Погребальные мероприятия.

22 July
Славянские обряды. Погребальные мероприятия.

Однако у гроба есть в обряде и другое, не менее важное символическое значение «транспорта» — прежде всего водного транспорта, «ладьи». Если позднейшая форма гроба утратила свое сходство с ладьей, то эту форму повторяет полесский прихором — дубовая колода в форме лодки величиной с гроб, возлагающаяся на могилу.

Из двух традиций перемещения гроба из дома на кладбище: нести (на холсте, на полотенцах и др.) и везти (санями или телегой; конями, быками или волами), более архаичной представляется первая. Недаром при сосуществовании обеих традиций в локальном варианте обряда первая относится к старикам, богатым и другим «опасным» покойникам. Телега (и особенно сани) 9 дублируют транспортную функцию гроба.

До позднейшего времени на русском Севере были известны и похороны в лодке (олон. [Шейн 1890, 778]). Сам же гроб, кроме того, дублирует ложе (ср. блг. пучивалуту, почивало; укр. тверде ложе) и одежду покойного (ср. деревянный кафтан — 'гроб'). Древнейшая форма гроба (см. главу 4) — колода, выдолбленная из одного дерева, и его номенклатура — дерево, дуб и под. говорят о том, что посмертным домом умершего представлялось дерево. (Ср. пародию на такой гроб в долбленой репе в обряде «похороны мух».)

Итак, неравномерное, затрудненное движение обряда идет от покутья — красного угла до покутья — кладбища. Его кульминация — прямо разыгранная «модель пути», погребальное шествие. Основными локусами обряда являются (в порядке следования): лавка в красном углу; гроб (и стол); дом (комната и сени); двор; путь (село и дорога); кладбище; могила. На основании пространственного расположения обрядовых действий выделяются три основных этапа обряда:

1. Обрядовые акты в д о м е: — до положения в гроб; — до выноса.

2. Путь от дома до кладбища.

3. Обрядовые акты, совершающиеся и в доме, и на могиле; хождение на могилу (побужаць) и возвращение домой.

Конец этого этапа — приглашение «души» на поминки 40-го дня в дом и проводы ее на кладбище. Здесь, собственно, активные обрядовые действия («кормление могилы», «угощение души» в доме) в обоих локусах обряда кончаются: временное оформление могилы и неполное очищение дома завершено.

Годовые поминки повторяют и закрепляют этот конец: могила оформляется окончательно, с дома снимаются предписания траура. Вместе с тем сороковины, венчающие собственно погребальный обряд, выводят за его пределы, перекидывая мост к общему календарному поминовению. Состав сороковин уже близок к составу действий на домашних поминках календарного цикла осенне-зимнего сезона