189 subscribers

44. Языковой сдвиг, как один из факторов этногенеза

193 full reads
236 story viewsUnique page visitors
193 read the story to the endThat's 82% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Леонтий Яковлевич Люлье

  • Леонтий Яковлевич Люлье (1805 — 29 декабря 1862) — российский этнограф, кавказовед, с 1834 года находился на службе при Вельяминове А.А. в качестве дипломатического чиновника. Около 40 лет служил на восточном берегу Чёрного моря. Действительный член Кавказского отдела Императорского Русского географического общества.Все сочинения Люлье посвящены торговле, языку и этнографии народов Западного Кавказа: «Черкесский лексикон с краткою грамматикою», (1845); «О торговле с горскими племенами на Кавказе на с.-в. берегу Чёрного моря», (1842); «Общий взгляд на страны, занимаемые горскими народами: Черкесами, Абазцами и другими смежными с ними», «О натухажцах, шапсугах и абадзехах», «Верования, религиозные обряды и предразсудки у Черкес».
Люлье Леонтий Яковлевич, Карта Кавказа из статьи, 1857 г.
Люлье Леонтий Яковлевич, Карта Кавказа из статьи, 1857 г.
Люлье Леонтий Яковлевич, Карта Кавказа из статьи, 1857 г.
«Занимая земли по мере надобности, Натухажцы удержали за собою пространство от речки Адекум до кр. Анапы и котловину, называемую туземцами Чохурай; Шапсуги расположились по северному склону Кавказского Хребта, между речками Супъ, отделяющею их от Абадзехов, и Адекум, служащею границею с землями Натухажцев. Начиная от Анапы к югу по берегу моря оба народа занимают вместе все долины, примыкающие к морю, до речки Бу или Буапе, отделяющей их от Убыхов.»
«Описываемые мною народы давали у себя убежище всем недовольным из соседних племён; от этого народонаселение их быстро увеличилось. Приведу некоторые примеры:
Род Гояго, происхождения хатюкайскаго, пришёл к Шапсугам искать покровительства против угнетавших его князей и вошёл в состав основных отраслей шапсугского народа. Род Тлебзу, подвластный абадзехскому дворянину Едиге Хатооко, перешёл также к Шапсугам. О численности этого рода можно судить по его имуществу, которое перевезено было на 300 арбах.
Вовремя нахождения моего в горах я был свидетелем многих подобных переходов. Так, например, в 1826 году, несколько семейств, подвластных абадзехскому дворянину Джанкята Мамехога, были причислены к натухажской фамилии Тлечясь. Дворянин этот пользовался уважением и известностью; но, несмотря на это, старания его о возвращении бежавших от него подвластных не увенчались успехом. Между прочим, он обращался к посредничеству анапского паши, но и вмешательство его не имело никаких последствий.
Абадзехи, подобно Натухажцам и Шапсугам, увеличились в народонаселении тоже пришельцами, а в особенности присоединением к ним дворянского рода Едиге, происхождения монголо-ногайского, с подвластными Фамилии Цей.»
«В отношении разделения тех племён на черкесские (Адыге) и абхасские (Азега), следует заметить, что Кабардинцы и другие адыгские племена, сохранившие феодальное управление, называют Абадзехов, Шапсугов и Натухажцев общим именем Абадзе-чиль, что значит: абазинские народы; всех-же Закубанцев, исключая Бесленеевцев — Кияхь, т.е. низовые жители. Абадзехи-же, Шапсуги и Натухажцы называют все племена, сохранившие феодальное управление, включая в то число и Кабардинцев, Адыге-чиль, т.е. адыгские народы.
Часто народ теряет настоящее своё название, между тем как оно остаётся в памяти у соседей. Не могло-ли это случиться и у Черкесов (Адыге). Хотя в настоящее время нет никаких данных, которые служили-бы основанием к какому-либо заключению по настоящему предмету, но, может быть, дальнейшие расследования рассеют мрак, покрывающий происхождение этого народа. С моей стороны, я ограничусь изложением того, что мог узнать во время пребывания моего между этими племенами.
Некоторые из племён черкесских, именующихся Адыге, оспаривают это наименование, хотя оно в прочем сделалось общим для всех Черкесов. Настоящими Адыгами признают: Кабардинцев, Бесленеевцев, Темиргойцев, Хатукайцев и Хегайков; другие-же племена, управляемые также феодально, как-то: Бзедугов, Мохошевцев и Жанеевцев называют иногда Абадзе. Я старался узнать причину такого различия, но не мог получить удовлетворительного объяснения. Разве это приписать тому, что первые из пояснённых племён, по-видимому, на южном скате гор никогда не жили, тогда как последние занимали некогда различные пункты морского прибрежья.»

Люлье очень много своих работ посвятил изучению Западного Кавказа. Чаще всего из его работ цитируют фрагмент, в котором он свидетельствует, что адыгские народы называют шапсугов, натухайцев и абадзехов абхазскими народами. При этом он сам их считает адыгами, и что он не может найти этому логичное объяснение.

Леонид Иванович Лавров (4 мая 1909; Медведовская, Кубанская область, Российская империя — 7 апреля 1982; Ленинград, СССР) — советский этнограф-кавказовед, переводчик, доктор исторических наук.
Леонид Иванович Лавров (4 мая 1909; Медведовская, Кубанская область, Российская империя — 7 апреля 1982; Ленинград, СССР) — советский этнограф-кавказовед, переводчик, доктор исторических наук.
Леонид Иванович Лавров (4 мая 1909; Медведовская, Кубанская область, Российская империя — 7 апреля 1982; Ленинград, СССР) — советский этнограф-кавказовед, переводчик, доктор исторических наук.

Объяснение этому явлению дал Леонид Иванович Лавров:

Мы стоим перед, казалось бы, странным явлением: значительная часть черкесских племен (а именно: шапсуги, натхуаджи, абазехи, гуае, жаны, бжедуги и махоши) долгое время среди самих же черкесов не признавались черкесскими, а именовались абазинами. К абазинам же причисляли и прибрежный народ убыхов, говоривший на своем особом языке. Само черкесское племя «абазех» в переводе означает «нижние абазины». Из этой группы шапсуги, гуае, натхуаджи и убыхи до середины XIX в. проживали на той самой части Черноморского побережья, которая в старину считалась заселенной абазинами (или, ошибочно, - «абхазами»). Что же касается жанов, бжедугов, махошей и абазехов, то о них мы также имеем сведения, что они переселились на Северный Кавказ из той же самой части Черноморского побережья. Предания абазехов рассказывают о переселении их «из Абхазии», вернее - Абазии. Одно из абазехских преданий указывает на долину реки Шахе как на первоначальное местообитание этого племени.
Старики шапсуги до сих пор показывают в районе Туапсе места, где когда-то жили махоши. По бжедугским преданиям, бжедуги также «абхазского происхождения», но что это была за «Абхазия» - мы хорошо знаем из сочинения Эвлия-Челеби, который в 1641 г. застал бжедугов в процессе переселения из приморского района, расположенного между р. Сочи и Шахе, на Северный Кавказ.

#абаза #черкесы #абхазы #садзы #убыхи #натухайцы #восточное причерноморье #абадзехи #шапсуги