45. Абадза как соционим

Услар П. К.

  • Барон Пётр Карлович Услар (20 августа 1816, Тверская губерния — 8 июня 1875, там же) — русский военный инженер (генерал-майор), лингвист и этнограф. Один из крупнейших кавказоведов XIX века, автор грамматических описаний абхазского, чеченского, аварского, лакского, даргинского, лезгинского и табасаранского языков. Член Кавказского отдела Императорского Русского географического общества (1851), член-корреспондент по разряду лингвистики Историко-филологического отделения Академии наук (1868).

Барон Услар в своей книге «Этнография Кавказа. Языкознание. Абхазский язык», вышедшая в Тифлисе в 1887 году, в статье «О языке убыхов» определил территории расселения убыхов, шапсугов, и садзов между собой.

«Убыхи занимают вдоль берега Чёрного моря полосу земли между устьями речек Хамыш и Бу, протяжением не более, как вёрст на 35. Эта полоса подразделяется на два участка: Вордане и Саше. Вовнутрь края убыхи живут до кавказского водораздела, который отделяет их от бассейна р. Шхагуаше (Белой), обитаемого абадзехами. За речкой Бу, к северо-западу от убыхов, по морскому берегу, находятся шапсуги и натхокоадж; к юго-востоку за Хамышом, абхазское племя садзуа, которое у нас известно под именем джигетов.»
Entwugez.v.Pr.Ltn.Renner. Black Sea and the Caucasus, 1852 г. (фрагмент)
Entwugez.v.Pr.Ltn.Renner. Black Sea and the Caucasus, 1852 г. (фрагмент)
Entwugez.v.Pr.Ltn.Renner. Black Sea and the Caucasus, 1852 г. (фрагмент)

В этой же статье он также высказал своё мнение о термине «абаза», употребляя его одновременно и как этноним и как соционим, имея ввиду, что как соционим он распространён адыгской среде.

«Адыге и абаза или абадза собственно изображают два племени, различные по языку и по происхождению, но эти же два названия изображают и два различных устройства гражданского порядка, две, так сказать, различных цивилизации. Адыге, центром которой служит Кабарда, изображает собою по преимуществу аристократическое устройство общества; в нём господствует стремление к внешнему изяществу и блеску; это рыцари, джентльмены; они находят неприличным сражаться иначе, как на коне и холодным оружием. Абаза, напротив, представляет демократическое, менее изящное, по наружности, направление; это неуклюжие плебеи, пешие воины, но за то отличные стрелки. Абадзехи, которые суть несомненно адыги по языку и по происхождению, извиняются перед знатным гостем в скудности угощения и в незнании утончённого обращения, тем, что они абаза, абадза. Замечу, при этом, что это последнее название вовсе не есть одно из тех презрительных прозвищ, которыми так щедро осыпают малопросвещённые народы друг друга. Само собою разумеется, что между этими отвлечёнными значениями нельзя провести той резкой раздельной черты, которая существует между ними, когда принимаются они в настоящем, этническом смысле. Как бы то ни было, но приморские племена и в том числа убыхи слывут у адыгов, живущих за хребтом к востоку и далее за Кубанью, под именем абаза или абадза. Это объясняет, почему Бель назвал этим именем убыхов. Притом, как я заметил выше, убыхи называют все народы, говорящие на абхазских наречиях, адзыге; это название распространено также и между шапсугами, натхокоадж и абадзех; хотя не точно, но приближённо выражается оно через аdzrеhа и, как я полагаю, записано у Беля в виде аzrа. Оно может быть совершенно отброшено; остаётся одно общее, действительно туземное название абаза, которое в разных местах и у разных народов, является в виде: абадза, абсне, абасги, абхазы, обезы и пр. Корень есть бз, в котором усматривается соотношение со словом, означающим воду: с черкесским псы, с убыхским бзы, наконец, с паси, фаси, фазис, которое греки открыли на Кавказе в недоступную для истории эпоху, и которое удержалось до нашего времени.
Это отступление счёл я необходимым для разъяснения вопроса, который все более и более запутывается, при непонимании двойственного значения абаза, при смешении с абадза абадзехов и, наконец, при предположены, что абаза и абхазцы (абсне) не суть простые видоизменения одного и того же названия.»
George Heriot Swanston. The Caucasus according to prof. Dr. Karl Koch. Caucausus & Crimea. 1860. (фрагмент)
George Heriot Swanston. The Caucasus according to prof. Dr. Karl Koch. Caucausus & Crimea. 1860. (фрагмент)
George Heriot Swanston. The Caucasus according to prof. Dr. Karl Koch. Caucausus & Crimea. 1860. (фрагмент)

Услар прав, именно в адыгейской среде произошло переформатирование абазинского компонента на адыгскую основу, с сохранением некоторых черт социального характера, присущих абазинской среде. Чистое адыгское общество - это общество феодального характера, где князь всесилен, и он волен был продавать своих крестьян. В абазинской же среде, князь не был всесильным, он также не мог продавать крестьян, и потому большая часть абазинского общества - это простые люди, имевшие свободу от княжеской эксплуатации. В среде абадзехов, натухайцев и шапсугов была полностью сохранена коренная абазинская вольность, при этом произошла этнолингвистическая консолидация с адыгскими народами, в которых был феодальный уклад. Это привело к тому, что в отношении организации военных мероприятий демократические общества абадзехов и шапсугов, разительно отличались от феодальных. У первых в основе боевой единицы были представители крестьянского сословия, тогда как у вторых - уроки, то есть, дворяне. В итоге это привело к тому, что возникло противопоставление абазов и уорков, именно в социальном смысле.
В данном ролике исполняется абадзехская походная песня, в которой абадзехи себя называет "абадзэ", противопоставляя себя при этом уоркам...

#абаза #черкесы #абхазы #садзы #убыхи #натухайцы #абадзехи #темиргоевцы #шапсуги #адыги