78. Зихи, черкесы, кабары: Филипсон

894 full reads
1,3k story viewUnique page visitors
894 read the story to the endThat's 67% of the total page views
6,5 minutes — average reading time

В 1863 году в журнале «Русский вестник» г. Санкт-Петербурга выходит обширная статья Филипсона А. «Черкесы, казаки и адехе». Автор этой статьи ни до, ни после больше не публиковался под этим именем. Но есть обоснованное предположение, что настоящее имя автора - Григорий Иванович Филипсон. Если сравнивать статью Филипсона А. и мемуары Филипсона Г.И., то можно найти много общего. В обоих работах имя адыгов пишется «адехе», сходны суждения о происхождении термина «черкес», а также сходны сведения о употреблении имени «казак» и связи его с именами «касог» и «кайсак».

Современники о Филипсоне Г.И. писали, как о очень образованном человеке, обладающем обширными знаниями, тоже самое сказать и о авторе статьи «Черкесы, казаки и адехе». Таким образом наиболее вероятным автором этой статьи представляется именно Филипсон Г.И.

В своей статье автор касается многих народностей, особенно интересна часть, где упоминаются зихи. Он предположил, что территории зихов захватили абхазы, и аргументирует это используя русские летописи, где очевидно, что Северо-Восточное Причерноморье называлось Обезами.

Прокопий Кесарийский говорит положительно, что за Абхазией, по берегу моря, жили Зехи, что прежде Римский император давал им короля, но что в его время они уже не зависели от Рима.
Это известие представляет первое точное указание жи­лища Зехов именно в том месте, где в настоящее вре­мя находим народ, которого землю Грузины называют - Джигеты, т. е. землею Джигов; и который мы зовет Джигетами. Сам себя этот народ называет Саадзен; его земля находится между рекою Бзыбом, которая слу­жит западною границей Абхазии, и обществом Хамыш, которое принадлежит к Убыхам, народу Адехе.
Имя Зихов известно было Генуэзцам и Венецианцам, имевшим в XIII и XIV веках колонии в этом крае. Кажется, оно сделалось у них общим для всех жителей Восточного берега Чёрного моря. На карте Фредуция Анконского (составленной в 1497 году) страна к северу от Абхазии названа: Зихия (Zicchia), а два приморских
места; Maura-Zicchia и Alba-Zicchia (т. е. Черная и Белая Зихия). Положение этих последних трудно определит по неточности очертания берега на карте Фредуция, но можно догадываться, что Черная Зихия находилась на Геленджикской бухте, а Белая около устьев реки Мдзымти или Соче.
Заметим, что Интериано, путешественник половины XVI века, долго живший в земле Зихов, говорить : «но Зихи, так-называемые по-итальянски, по-гречески и по-латыни, но которых Турки и Татары зовут Чиркасами (Tchiarkassi) и которые сами себе дают имя Адига (Adiga)—жи­вут от р. Дона по берегам Азовского и Чёрного морей до Cavo dи Bussi т. е. до Пицундской бухты.»
Отец пашей истории, Нестор, помещает на восточном берегу Чёрного моря за Косогами, — Обезов, т. е. Абхазцев, (Abasgi, Apsili древних географов: сами себя «ни называют и ныне Абсне.) Он не указывает в точности места жительства их, но должно полагать, что оно было не далеко от княжества Тмутараканскаго ; ибо еслиб они жили на месте нынешней Абхазии, то не могли бы быть известны нашим летописцам. Вспомним при том, что князь Изяслав 1-й (1054 — 1077) был женат на княжне Абазинской, и что в 1223 году Чингисхановы военачальники, разбив в Дагестане Яссов и Половцев (по Абульгази, Алан) гнались за последними до Азовского моря и пределов России; «поплениша Яссы, Обезы, Касоги и инех язык семь» как говорить наш летописец. Присоединим ещё, что в одной из русских летописей, в числе стран, завоёванных Тамерланом на­званы: «Орнач (по догадке Карамзина: Азов или Пана) Обеза и Темир-Кабы, рекше Железные ворота.»
Ни Чингисхановы военачальники, ни Тамерлан не мог­ли быть в нынешней Абхазии. Необходимо заключить, что они нашли Обезов недалеко на юге от Азовского моря.
В Троицкой летописи говорится о бывшей в 1346 году моровой язве, известной под именем черной смерти: «бысть мор велик на люди, на Бесермены, и на Татары, и на Обезы, и на Жиды, и на Фрязы (т. е. Генуэзцы и Венецияне в Тавриде и Азове) и на Черкас.»... — Опять видно, что летописец говорить об Обезах как о близких соседях.
Но были ли Синды одноплемённы с Зихами, а эти подседине с Обезами или Абхазцами? Первое вероятно, хотя на то и нет положительных доказательств, а последнее сомнительно. Весьма возможно, что Зихи были завоёваны Абхазцами (Обезами), а в последствии времени, как Зихи, (по крайней мере значительная их часть), так и Синды покорены были Адигами: последнее должно было произойди не в глубокой древности, но в народе диком и неграмотном память этих событий давно изгладилась и различ­ные народности смешались тем удобнее, что как завое­ватели, так и завоёванные были на одинаковой степени дикости.

Филипсон даёт очень важное сведение, что никто из народов Северного Кавказа не называет себя черкесами.

... в настоящее время на всем Кавказе нет народа, который бы сам себя называл Черкесами. Это имя придают Русские на Кавказе безразлично Гор­цам северной стороны гор, вместе с другими названиями столько же не точными: Азиаты, Азия, Орда, Татарва.
Люди более образованные дают название Черкесов всем жителям северного ската гор включительно от Кабарды, Малой и Большой, до Анапы и устья Кубани. Это же нашли удобным почти все наши писатели, за исключением немногих, называющих Черкесами преимуществен­но народ Адехе, т.-е. Натухайцев, Шапсугов, Абадзехов, Убыхов, некоторые мелкие народцы того же пле­мени и наконец Кабардинцев, хотя эти последние сами себя не называют Адехе.
Freduce D'Ancone. Fragment De La Carte Marine. 1497
Freduce D'Ancone. Fragment De La Carte Marine. 1497
Freduce D'Ancone. Fragment De La Carte Marine. 1497

Карачаи, Уруспии, Чегемы, Гуламы и Балкары древние оби­татели Кавказа. О приходе их туда не сохранилось никако­го ни письменного свидетельства, ни предания. Генуэзцам и Венецианцам Карачаи известны были под именем Карачиоли (Caracioli), а Туркам под именем Кара-Черкес, то-есть черных Черкес. Шарден, бывший в Абхазии в 1672 г. пишет, что „Карачиоли или как Турки называют их Карачеркесы, суть северные Черкесы. Несмотря на то что это самый красивый народ в свете, Турки называют их черными Черкесами, потому что туманы и облака беспрестанно покрывают их землю. Они были прежде христианами. Это видно по их обычаям и некоторым обрядам, которые они исполняют в своей земле; но теперь они не имеют никакой религии, ходят почта нагие, занимаются разбоем и суть самые смелые разбойника в свете.
Заметим, что Карачаевцы и до сих пор называют казаками тех из своих соплеменников, которые живут в отдельных пещерах, находящихся в верховьях речек, вытекающих из подошвы Эльбруса. Слову, казак они придают значение: одинокого, бессемейного. С другой стороны, у одноплемённых Карачаевцам Киргиз-Кайсаков, мы и по сие время находим, что одно племя, кочующее между Каспийским и Аральским морями, называется «Черкес». Эти соображения и свидетельство Шардена замечательным образом подтверждают тождественность Карачаевцев, Касогов и Черкасов наших летописей.
Странная судьба этого племени, которое обошло во­круг всю Южную Россию и чрез восемь веков воз­вратилось под именем казаков в свое древнее отечество, на берега Кубани и Лабы.
Обратимся теперь к народу, который Русские называют теперь Черкесами, т.-е. к Адехе.
Конечно, никто не скажет, чтоб этот народ был одного племени с Карачаевцами. Он говорит особенным языком, нисколько не похожим на татарский; его наружность представляет строгий тип кавказской породы. Можно сказать, половина этого народа имеет русые волосы часто встречаются голубые глаза.
Какого племени этот народ, и откуда он пришёл? Этого нельзя сказать положительно по недостатку исторических известий. В начале X столетия мы находим его в составе Казарской державы, под именем Кабаров или Кабардов (Cabari, Cabardi). Могущество этой державы разноплеменной, но в которой племя восточно-финское было кажется преобладающим, —клонилось к упадку от двух главных причины от завоеваний Олеговых (885 г.) и от внутренних междоусобиц. Так, между прочим, около 914 года три племени, из которых главное называлось Кабарами (Cabares), возмутились против власти кагана. Началась междоусобная война, в которой каган остался победителем, но не умел воспрепятствовать недовольным племенам оставить его государство. Некоторые из них ушли к Уграм в Паннонию, другие к подножию Кавказа, где находим их потомков под именем Кабардинцев.
Должно полагать однако же. что не все Кабарды оставили Казарскую державу, но что по разорении Святославом Белой Вежи, в 965 году, часть этого племени последовала за Каганом в Крым, где оставалась долгое вре­мя, как можно заключить из того, что одна река на этом полуострове до сих пор сохранила имя Кабарды. Вероятно, и татарский период нашей истории Кабарды вышли опять из Крыма на северный берег Азовского моря. На карте Фредуция Анконского, составленной в 1497 году и найденной Ив. Потоцким в Вольфенбюттельской библиотеке, показаны Кабарди (Cabardi) по берегу моря на правой стороне Дона; но в 1550—1557 годах живший у них Венецианец Джiорджiо Интерiано нашёл уже их на восточном берегу Азовского моря и говорит, что они жили от реки Тана или Дона до Саѵо dи Bussi, т.-е. до Пицундской бухты. Из этого надобно заключить, что в течении этого полустолетия они заняли землю Зихов или Зигов, стали известны в Европе под именем народа ими покорённого, хотя сами себя называли уже Адигами. Как произошло это занятие земли Зигов и как смешались завоеватели с народом завоёванным, об этом не осталось никаких сведений у народа дикого и не имеющего письменных памятников. Южную границу их новой земли Интерiано, без сомнения, показал ошибочно, ибо каким образом захватили бы они всю землю нынешних Джигитов и часть Абхазии, которые никогда не были в их владении?

#обезы #абхазы #садзы #джигеты #абаза #черкесы #восточное причерноморье #абазгия #зихия