Большой нет - дистанционному образованию

22 July

Большинство учебных заведений по всему миру отменили очное обучение, и перешли на дистанционное обучение и преподавание в марте 2020 года в попытке сдержать распространение COVID-19. 

Большая часть ВУЗов для образовательных организаций в части ограничения непрерывной работы на компьютере обучающихся, перегрузка обучающихся заданиями, увеличение нагрузки на преподавателей и т.д [1].

Более уязвимые студенты, такие как, например, те, кто имеет менее благоприятное происхождение, особенно склонны отставать в этот чрезвычайный период. Эти студенты с меньшей вероятностью будут иметь доступ к соответствующим учебным цифровым ресурсам. Также будут уязвимы студенты, которые остро реагирует на резкую смену обстановки, студенты многодетных семей, а также учащиеся с особыми потребностями или инвалидностью также могут пострадать от перехода, если только вспомогательные технологии не будут оперативно внедрены и адаптированы к новой образовательной среде.

Переход к дистанционному обучению и преподаванию не только вызовут большее неравенство в когнитивных способностях, но и могут оказать аналогичное влияние на эмоциональное благополучие и мотивацию студентов. Фактически, изоляция учащихся от своих друзей и учителей может привести к неравномерному распределению поведенческих и психологических проблем. Во время изоляции студенты из менее благополучных семей с большей вероятностью будут подвергаться воздействию стрессовой домашней обстановки (например, они с большей вероятностью будут делить ограниченное пространство и ограниченное количество цифровых устройств).

Возросшее неравенство, как в когнитивных, так и в не когнитивных способностях, которое, вероятно, возникнет во время пандемии COVID-19, может иметь важные последствия не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе. Несколько исследований показывают, что когнитивные и социально-эмоциональные уровень квалификации является хорошим предиктором последующих результатов. Студенты, плохо обладающие этими навыками, как правило, имеют более низкий уровень образования и более плохие перспективы.

Нами был проведен опрос для выявленияпричины снижения работоспособности студентов в период самоизоляции.

Чтобы понять причины снижения работоспособности среди студентов, мы провели собственный опрос случайной выборки студентов университета, среди которых были опрошены студенты 1, 2 и 3 курса. Были заданы следующие вопросы: Как повлиял на вас карантин в начале? Довольны вы переходом на дистанционное обучение? С какими трудностями вы столкнулись с переходом на дистанционное обучение? Сильно ли повлиял карантин на вашу обыденную жизнь? Возникали ли проблемы, во время карантина которые вы её смогли, решит? Испытывали ли вы стресс/депрессию во время карантина? Повысилась ли ваша успеваемость в учёбе или же наоборот? Испытывали ли вы недостаток общения с людьми? Снизилась ли ваша работоспособность во время карантина?

Неготовность многих студентов к самоизоляции во многом стала причиной роста большой нагрузки. В начале пандемии, среди опрошенных выявлено, что 58% почувствовали огромную нагрузку в плане учёбы и домашних дел, 18% не почувствовали никакую нагрузку, 24% начали испытывать трудности в плане учёбы из-за плохой связи в их местности. 

В новом дистанционном режиме обучения 43% были довольны с переходом на новый тип обучения, 57% были недовольны. У большинства студентов возникли проблемы с переходом на онлайн обучение из-за нехватки личного пространства для учебы, плохой связи, недостатков средств связи в доме, неготовности онлайн платформ для обучения, постоянного проведения за компьютером. 

Недостаток живого общения заменялся виртуальным, и многие опрошенные студенты (57%) стали чувствовать нехватку общения с другими студентами и преподавателями. В первых днях пандемии лишь 15% начали испытывать стресс, но с периода с апреля по июнь более 57% начали испытывать стресс, при этом также за период карантина многие отметили 65% повышенную утомляемость, нарушение сна, головную боль,

напряжённость, все это привело к снижению работоспособности Снижение работоспособности студентов проходит несколько этапов (рисунок 1), которые сопровождаются определёнными признаками

Охарактеризуем каждый из этапов. Острая стрессовая реакция сопровождает весь период самоизоляции и спадает только по мере снятия карантинных мер. У студента могут появиться повышенная напряжённость, тревога, беспокойства, депрессивные настроения, а также специфические биологические изменения в организме, которые проявляются безболезненно.

Следующий - переходный. После исчезновения непосредственной опасности, у некоторых студентов наступает данный период. Сопровождается он эмоциональным напряжением, нарушением сна, изменением пищевых привычек, сохраняется острая реакция на стресс.

Далее – отсроченная реакция на стресс. Побочный эффект от самоизоляции может возникнуть и после шести месяцев снятия карантинных мер. Сопровождается данный период потерей смысла жизни, изменением поведения человека до неузнаваемости, невротическими расстройствами. 

Для того, чтобы устранить или же минимизировать последствия периода самоизоляции для студентов предлагаем предпринять следующие меры:

− избегать одиночества. Дефицит общения может принести вред здоровью. Недостаток живого общения всегда приводит к внутреннему напряжению;

− осознать, что вы не единственные на самоизоляции. Если представить, сколько людей находится в такой же ситуации, то это влияет как фактор успокоения;

− быть постоянно чем-то занятым. Для студента важно отвлекаться от учебного процесса, заниматься теми делами, которые были отложены на «потом», например [2, с. 75].

В силу того, что дистанционное обучение чревато больше негативным влиянием на физическое состояние студента, то необходимо также поддержать физическую активность. Для этого пункта также дадим рекомендации, которые повысят работоспособность студента:

Для того чтобы не допустить замедления обменных процессов и повысить иммунитет, необходимо поддерживать тот уровень физической активности, к которому организм привык. Интенсивные нагрузки способны улучшить общее состояние здоровья студента.

Упражнения необходимо подбирать как с высокой интенсивностью (отжимания, растяжка), так и с низкой (расслабление мышц глаз, например).

Соблюдение безопасного расстояния от компьютера. Также будет полезно один раз в неделю полностью исключить работу за компьютером. 

Отслеживать настроение и сон. Для того,чтобы не было апатии и бессонницы, необходимо увеличивать объем физической нагрузки и не использовать электронные устройства не менее чем за 2 часа до сна. 

В условиях дистанционного обучения для поддержания сил также рекомендуется следить за питанием и питьевым режимом [3, с. 199]. 

Таким образом, основной причиной снижения работоспособности студентов во время самоизоляции является сидячий образ жизни. Для того, чтобы поддержать уровень жизни как прежде, необходимо заниматься физической нагрузкой, достаточной для здорового развития. В условиях перехода на дистанционное обучение грамотно и правильно подобранные комплексы упражнений с учётом индивидуальных физических нагрузок смогут обеспечить для учащихся полноценный двигательный режим и сохранить физическое здоровье.

Список литературы:

1. Базанов А.Н. Мониторинг здоровья студентов в период вынужденной самоизоляции // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. №6-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-zdorovya-studentov-v-period-vynuzhdennoy-samoizolyatsii (дата обращения: 04.12.2020).

2. Дашковский, Д. А. Методы борьбы студентов со стрессовым состоянием на фоне режима самоизоляции / Д. А. Дашковский, К. К. Тихонов, А. Д. Суркова, А. А. Кенесханова. — Текст :непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 28 (318). — С. 74-77. — URL: https://moluch.ru/archive/318/72513/ (дата обращения: 04.12.2020).

3. Милько М.М., Гуремина Н.В. Исследование физической активности студентов в условиях дистанционного обучения и самоизоляции // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 5. – С. 195-200; URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38056 (дата обращения: 04.12.2020)